Нахичевани-на-Дону — 240

27.12.2019

Фотоэкскурсия по некоторым достопримечательностям Нахичевани

27.12.2019, /=РО=/В этом году не только Ростов стал юбиляром. Круглую дату — 240 лет — отметил его сосед – город Нахичевань-на-Дону. Доктор исторических наук, профессор ЮФУ Саркис Казаров рассказал корреспонденту «РО», как и почему крымские армяне переселились на Дон, какой уклад жизни у них был, каков он сегодня — Нахичевань-на-Дону, а также провел экскурсию по памятным местам.

В 1770-е годы, накануне присоединения Крыма к России, в Крыму проживало значительное армянское население — до 40-50 тыс. душ. По совету ряда вельмож Екатерина II приняла решение о переселении армян на Дон.

Основная цель переселения заключалась в том, что крымские армяне — люди трудолюбивые и предприимчивые, к тому же обладающие обширными торговыми связями. Они вели торговлю как со многими странами на Востоке, так с государствами Запада, имея собственный торговый флот. Эти их способности и было решено использовать на Дону.

По словам Саркиса Казарова, остается дискуссионным вопрос о добровольности переселения армян из Крыма на Дон.

— Насколько хотели армяне переселяться? Представьте человека, у которого ухоженный участок, сад, каменный дом, в конце концов, могилы родных и близких. Оставить это все и идти — куда? — говорит профессор ЮФУ.

Город Нор-Нахичеван был основан 14 ноября 1779 года. Этим числом датируется жалованная грамота императрицы Екатерины II, которая предоставляла армянам земли и многочисленные льготы, среди которых наиболее важными были освобождение от налогов и воинской повинности. Но в 1860-х годах начинается процесс унификации — в государстве не могли существовать отдельные города и районы, не подпадающие под общероссийское законодательство. Поэтому с 1870 года у армян начинают отбирать все привилегии.

Из Крыма армяне пребывали партиями. Первая насчитывала около 6 тыс. человек. Всего на Дон прибыло порядка 15 тыс. армян. Особенность города заключалась в том, что он изначально был моноэтническим: здесь жили только армяне. Женились в основном на своих. Судопроизводство и переписка велись на армянском языке, так как крымские армяне долгое время не знали русского языка. Отметим, что язык крымских армян отличался от литературного армянского, так как армяне долгое время жили бок о бок с татарами, благодаря чему в него проникли тюркизмы.

Сначала городская элита селилась ближе к реке: здесь удобнее было принимать и отправлять баржи с товарами, была вода, рос используемый в хозяйстве камыш. Но потом они увидели, что от камыша идет сильная вонь, близость воды привлекает комарье, а еще возле Дона безнаказанно промышляли разбойники. После того, как они вырезали несколько семей, элита решила переселиться. С того момента она жила в основном на центральной улице – Соборной (сейчас Советская). Ближе к Дону стали селиться мещане и беднота. Интересно, что нахичеванцы в основном строили одноэтажные дома.

Присоединение Нахичевани к Ростову в 1928 году было исторически обусловлено: многие нахичеванские армяне переселились в Ростов, успешно ведя там свой бизнес. По сути это уже был один город: между Ростовом и Нахичеванью совершались торговые сделки, их связывала трамвайная линия, электростанция и телефонная станция были общими с Ростовом.

— Упадок Нахичевани начинается тогда, когда поднимается Ростов - в середине XIX века. Там возникла таможня, совершались все торговые операции, удобно был расположен ростовский порт, — поясняет историк.

Сегодня Нахичевань — это тихий, спокойный район Ростова, который к тому же утратил свое историческое название, именуясь ныне Пролетарским районом. За 240 лет проживания армян на Дону они практически полностью ассимилировались. В основном коренные нахичеванцы живут за площадью Карла Маркса, где в основном сохранились частные дома. Армянский язык знают в основном только жители сел Мясниковского района. Сильно меняется архитектура — появляются новые дома, высотки. Цены на недвижимость сильно возросли. Армянская община трепетно относится к уцелевшим памятникам архитектуры и прилагает все усилия для их сохранения во имя будущих поколений.

  • Место от площади Карла Маркса до Нахичеванского рынка называлось Базарной площадью. Здесь армяне в 1894 году установили памятник Екатерине II. Простоял он до 1917 года, когда его свалили в первый раз.  С приходом в Нахичевань белых памятник восстановили, но в 1920 году его снесли окончательно. Позднее на сохранившийся постамент установили памятник вождю мирового пролетариата Карлу Марксу. Как отмечает Саркис Казаров, Маркс к Нахичевани не имел никакого отношения и ни разу здесь не был.

    Фото: rostovologia.rodb-v.ru

    Место от площади Карла Маркса до Нахичеванского рынка называлось Базарной площадью. Здесь армяне в 1894 году установили памятник Екатерине II. Простоял он до 1917 года, когда его свалили в первый раз. С приходом в Нахичевань белых памятник восстановили, но в 1920 году его снесли окончательно. Позднее на сохранившийся постамент установили памятник вождю мирового пролетариата Карлу Марксу. Как отмечает Саркис Казаров, Маркс к Нахичевани не имел никакого отношения и ни разу здесь не был.
  • Раньше на площади, которая сегодня носит имя Карла Маркса, а в прошлом — Соборная площадь, находился Собор Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич). Это был памятник армянской истории и культуры XVIII века, но в 1966 году властями было принято решение его закрыть, а затем снести. На его месте построили Дворец культуры завода «Красный Аксай» (сегодня Областной дом народного творчества).

    Фото: rostovologia.rodb-v.ru

    Раньше на площади, которая сегодня носит имя Карла Маркса, а в прошлом — Соборная площадь, находился Собор Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич). Это был памятник армянской истории и культуры XVIII века, но в 1966 году властями было принято решение его закрыть, а затем снести. На его месте построили Дворец культуры завода «Красный Аксай» (сегодня Областной дом народного творчества).
  • Здание Екатерининской женской гимназии было построено в 1893 году по проекту нахичеванского архитектора Н. Дурбаха (Дурбахяна). В целом оно сохранилось, хотя не раз ремонтировалось и реставрировалось. В свое время в гимназии преподавала известная писательница Мариэтта Шагинян. Сегодня здесь находится лицей №13.

    Фото: Асмик Абрамян

    Здание Екатерининской женской гимназии было построено в 1893 году по проекту нахичеванского архитектора Н. Дурбаха (Дурбахяна). В целом оно сохранилось, хотя не раз ремонтировалось и реставрировалось. В свое время в гимназии преподавала известная писательница Мариэтта Шагинян. Сегодня здесь находится лицей №13.
  • Особняк известного доктора, гласного городской Думы Федора (Асвадура) Кечекьяна. С приходом Советской власти на Дон началась так называемая «муниципализация»: домовладельцев постепенно уплотняли, подселяя к ним рабочих и крестьян.  Не избежал этой участии и особняк Кечекьяна. К счастью, особняк сохранился до наших дней, на нем установлена табличка, которая свидетельствует о его исторической ценности.

    Фото: Асмик Абрамян

    Особняк известного доктора, гласного городской Думы Федора (Асвадура) Кечекьяна. С приходом Советской власти на Дон началась так называемая «муниципализация»: домовладельцев постепенно уплотняли, подселяя к ним рабочих и крестьян. Не избежал этой участии и особняк Кечекьяна. К счастью, особняк сохранился до наших дней, на нем установлена табличка, которая свидетельствует о его исторической ценности.
  • Армяне вели достаточно патриархальный образ жизни, праздники и именины отмечали дома. Одно из немногих мест, которые они посещали, был Городской театр (сейчас Молодежный театр), который был построен в конце XIX века на городские средства и контролировался Городской Думой. Постановки здесь были в основном армянские, но к концу XIX века сюда стали приезжать русские труппы, ставились пьесы по мотивам произведений английских, французских и немецких авторов.

    Фото: Асмик Абрамян

    Армяне вели достаточно патриархальный образ жизни, праздники и именины отмечали дома. Одно из немногих мест, которые они посещали, был Городской театр (сейчас Молодежный театр), который был построен в конце XIX века на городские средства и контролировался Городской Думой. Постановки здесь были в основном армянские, но к концу XIX века сюда стали приезжать русские труппы, ставились пьесы по мотивам произведений английских, французских и немецких авторов.
  • Особняк известного купца, владельца табачной фабрики Марка Искидарова. Дом был также «муниципализирован» и передан под городскую библиотеку. Сейчас там находится музей русско-армянской дружбы, который «переехал» сюда из монастыря Сурб Хач. Чтобы помочь сохранить историю своего народа, многие нахичеванцы передавали в музей личные вещи.

    Фото: Асмик Абрамян

    Особняк известного купца, владельца табачной фабрики Марка Искидарова. Дом был также «муниципализирован» и передан под городскую библиотеку. Сейчас там находится музей русско-армянской дружбы, который «переехал» сюда из монастыря Сурб Хач. Чтобы помочь сохранить историю своего народа, многие нахичеванцы передавали в музей личные вещи.
  • Памятник духовному покровителю российских армян архиепископу Иосифу Аргутинскому установили в 1999 году. По словам Саркиса Казарова, его иногда называют основателем города, но таковым он не являлся. Он активно способствовал переселению армян на Дон, будучи заинтересованным в расширении его паствы в России. Его вмешательство городские дела привело к конфликту с нахичеванской верхушкой, после чего он навсегда покинул город.

    Фото: Асмик Абрамян

    Памятник духовному покровителю российских армян архиепископу Иосифу Аргутинскому установили в 1999 году. По словам Саркиса Казарова, его иногда называют основателем города, но таковым он не являлся. Он активно способствовал переселению армян на Дон, будучи заинтересованным в расширении его паствы в России. Его вмешательство городские дела привело к конфликту с нахичеванской верхушкой, после чего он навсегда покинул город.
  • Дом художника Амаяка Арцатбаняна, который погиб в 1920 году. Как рассказал Саркис Казаров, смерть художника окутана загадками. По официальной версии, его застрелил белый офицер, который ворвался в дом, желая увести сына художника, которого тот не хотел отдавать в армию. Но есть иная версия, что его убили не белые, а красные во время попытка грабежа дома художника.

    Фото: Асмик Абрамян

    Дом художника Амаяка Арцатбаняна, который погиб в 1920 году. Как рассказал Саркис Казаров, смерть художника окутана загадками. По официальной версии, его застрелил белый офицер, который ворвался в дом, желая увести сына художника, которого тот не хотел отдавать в армию. Но есть иная версия, что его убили не белые, а красные во время попытка грабежа дома художника.
  • Особняк купца Егора Красильникова – памятник истории XIX века. Здесь он жил со своей семьей, здесь часто устраивались балы и приемы. Егор Красильников был крупным торговцем зерном, владельцем мануфактуры. Он ушел из жизни в 1908 году. С приходом Советской власти его сына раскулачили, здание национализировали.

    Фото: Асмик Абрамян

    Особняк купца Егора Красильникова – памятник истории XIX века. Здесь он жил со своей семьей, здесь часто устраивались балы и приемы. Егор Красильников был крупным торговцем зерном, владельцем мануфактуры. Он ушел из жизни в 1908 году. С приходом Советской власти его сына раскулачили, здание национализировали.
  • Особняк врача Ивана Берберова — деда писательницы Нины Берберовой. Иван Минаевич окончил медицинский факультет в Швейцарии, имел обширную клиентуру. В истории остались имена и его потомков: его сын Минас Иванович был государственным контролером молодой республики Армении, где умер от эпидемии в 1919 г., Рубен Иванович – известным экономист, умерший во Франции в 1942 г. Его внучка Нина Берберова в своих воспоминаниях «Курсив мой» пишет об этом доме, своем детстве и образе жизни, которые вели домочадцы.

    Фото: Асмик Абрамян

    Особняк врача Ивана Берберова — деда писательницы Нины Берберовой. Иван Минаевич окончил медицинский факультет в Швейцарии, имел обширную клиентуру. В истории остались имена и его потомков: его сын Минас Иванович был государственным контролером молодой республики Армении, где умер от эпидемии в 1919 г., Рубен Иванович – известным экономист, умерший во Франции в 1942 г. Его внучка Нина Берберова в своих воспоминаниях «Курсив мой» пишет об этом доме, своем детстве и образе жизни, которые вели домочадцы.
  • Это макаронная фабрика, которую в конце XIX века построил купец Налбандов. По воспоминаниям художника Сергея Чахирьяна, дом которого находился рядом с фабрикой, однажды оттуда часто заползали большие тараканы, с которыми приходилось сражаться всем жителям дома.

    Фото: Асмик Абрамян

    Это макаронная фабрика, которую в конце XIX века построил купец Налбандов. По воспоминаниям художника Сергея Чахирьяна, дом которого находился рядом с фабрикой, однажды оттуда часто заползали большие тараканы, с которыми приходилось сражаться всем жителям дома.
  • Сохранился дом, в котором временно жил художник Мартирос Сарьян. На этом доме висит две памятные таблички. Нина Берберова в своих воспоминаниях писала, как она из окна наблюдала идущего с рынка Сарьяна, который нес свежую домой рыбу. Потом он украшал ее овощами, создавал натюрморт, рисовал его, после чего рыба отправлялась на кухню, а затем подавалась уже на стол.

    Фото: Асмик Абрамян

    Сохранился дом, в котором временно жил художник Мартирос Сарьян. На этом доме висит две памятные таблички. Нина Берберова в своих воспоминаниях писала, как она из окна наблюдала идущего с рынка Сарьяна, который нес свежую домой рыбу. Потом он украшал ее овощами, создавал натюрморт, рисовал его, после чего рыба отправлялась на кухню, а затем подавалась уже на стол.
  • Историческое здание – особняк доктора Багдасара Трапезонцева - общественного деятеля, владельца молочной фермы, гласного городской Думы. По словам Саркиса Казарова, этот одноэтажный дом - типичный дом нахичеванского мещанина.

    Фото: Асмик Абрамян

    Историческое здание – особняк доктора Багдасара Трапезонцева - общественного деятеля, владельца молочной фермы, гласного городской Думы. По словам Саркиса Казарова, этот одноэтажный дом - типичный дом нахичеванского мещанина.
  • Своеобразное здание - особняк известной нахичеванской семьи Аладжаловых. Здесь жила довольно большая семья, представители которой были купцами, приказчиками, художниками, людьми культуры, гласными городской Думы. Хотя их дома были разбросаны по всему городу, этот особняк был их главной усадьбой.

    Фото: Асмик Абрамян

    Своеобразное здание - особняк известной нахичеванской семьи Аладжаловых. Здесь жила довольно большая семья, представители которой были купцами, приказчиками, художниками, людьми культуры, гласными городской Думы. Хотя их дома были разбросаны по всему городу, этот особняк был их главной усадьбой.