Ко Дню слепого человека в Ростове открылось мультикультурное инклюзивное пространство
20.11.2025, /=РО=/13 ноября во всём мире отмечается День слепого человека. В честь этого события в Ростовском областном доме народного творчества в течение двух дней работало мультикультурное инклюзивное пространство «СенсАрт».
Это проект, объединяющий на одной площадке искусство, науку, технический прогресс и технологии социальной адаптации и, как говорят организаторы, создающий пространство, в котором стираются границы между мирами зрячих и незрячих.
В мероприятии приняли участие более 400 человек: незрячие и слабовидящие люди с сопровождающими, дефектологи, логопеды, тифлокомментаторы, специалисты из учреждений культуры, которые занимаются инклюзией в театрах, музеях, на выставочных площадках, а также студенты социального и артистического профиля. Помощь участникам мероприятия оказывали волонтёры.
— Наверняка многие встречали на улицах человека с белой тростью или собакой-проводником или видели в музее рядом с экспонатом табличку, набранную шрифтом Брайля. Однако мало кто задумывается о том, что жизнь незрячих людей может быть разнообразна и полна ярких впечатлений, — говорит президент Межрегионального общественного благотворительного фонда «Качество жизни» Мария Кулик. — С помощью проекта «СенсАрт» мы хотим показать, как современные решения меняют жизнь слабовидящих людей, наполняя её новыми красками и возможностями. Благодаря тифлотехнологиям перед людьми с ограничениями по зрению сегодня открывается мир возможностей, где они могут «смотреть» кинофильмы, спектакли и футбольные матчи, «видеть» свои рисунки и «читать» книги.
По словам Марии Кулик, сегодня существуют десятки наименований уникальной тифлотехники, которая помогает незрячим людям научиться жить в темноте и стать частью многомерного мира. Цифровой помощник распознаёт различные предметы и предупреждает о появлении знакомого. Устройство для тактильного рисования делает линии выпуклыми. Дисплей Брайля выводит на рельефную строку любую информацию с экрана компьютера или смартфона. Читающие машины распознают текст и воспроизводят его вслух. Тифлофлэшплееры, управляемые рельефными кнопками, позволяют запустить интернет через Wi-Fi, найти нужную книгу в онлайн-библиотеке и послушать интернет-радио.
Как незрячему человеку «увидеть» экспонат в музее или спектакль в театре? Сегодня это возможно с помощью тифлокомментирования — специального словесного сопровождения, которое описывает то, что происходит на сцене, выставке, киноэкране, в музее и т. д. Специально обученный человек через наушники озвучивает, какие действия выполняют актёры, описывает декорации, убранство театра и т. п. В Ростовской области спектакль с тифлокомментированием впервые поставил Новошахтинский драматический театр в 2020 году. Сейчас в его репертуаре уже 12 подобных постановок.
Музейные экспонаты незрячие посетители могут воспринимать через тактильные модели — копии экспонатов. Однако сегодня многие музеи не ограничиваются только тактильным восприятием, а дополняют его запахами, звуками, делая выставки полисенсорными.
Для гостей фестиваля было подготовлено более 20 мероприятий: спектакли с тифлокомментированием «Пиковая дама» в постановке Новошахтинского драмтеатра и «Не покидай меня» театральной студии Всероссийского общества слепых «Многоточие», семинары и кулинарные мастер-классы, которые были интересны не только слепым и слабовидящим людям, но и их сопровождающим.
Александра Сопова — актриса театра и кино, тифлопедагог и тифлокомментатор высшей категории — рассказала журналисту «Ростова официального» о профессии тифлокомментатора и о том, какими качествами должен обладать такой специалист.
— Что такое тифлокомментирование? Это лаконичное описание пространства, предмета, действия — всего того, что непонятно незрячему человеку из-за слепоты, — говорит Александра Сопова. — Хотя тифлокомментирование называют социальной услугой, для меня это искусство. Искусство лаконичного, точного слова. Тифлокомментатор должен быть готов к постоянному обучению, потому что всё, что приходится комментировать, нужно изучать. Драматический театр, балет, мюзикл, цирковое искусство, спорт, кино разных жанров, показы мод, экспозиции… Всё это изучается. Например, на выставке представлены корабли, поэтому тифлокомментатор изучает всё: количество мачт, устройство корабля и т. д. Что самое важное в профессии? Готовность работать и посвящать себя людям с инвалидностью по зрению. Это не значит «шуршать крыльями», это значит быть надёжной опорой и соратником в познании искусства.
Отдельно стоит упомянуть полисенсорную выставку, где гости смогли не только прикоснуться к уникальным артефактам из музея истории мироздания и Азовского музея-заповедника, но и услышать их звук и ощутить аромат. Среди экспонатов — древняя амфора, которой больше 2 тыс. лет, тактильные модели шерстистого мамонта и бюста неандертальца, а также оригинальные керамические предметы эпохи античности, найденные на Дону. Запахи экспонатов были специально разработаны в лаборатории. Кстати, Азовский музей-заповедник одним из первых внедрил инклюзивное искусство в Ростовской области.
В ходе интерактива «Золотой пёс» с собаками-проводниками участники узнали, как жить с собакой-проводником, как её готовят для помощи незрячим людям, а также попробовали лично пройти маршрут с хвостатым помощником.
— Собака-проводник водит человека по маршруту из точки А в точку Б. Например, из дома на работу, — рассказывает кинолог Российской школы подготовки собак-проводников ВОС Мария Тищенко. — Задача собаки-проводника — безопасно провести незрячего человека сквозь городские условия. Для зрячего пройти по городу легко, а для незрячего — это целая полоса препятствий: ступеньки, люки, припаркованные автомобили… Очень актуальная сейчас для незрячих проблема — лежащие на тротуарах самокаты. Собака-проводник перед бордюрами, лестницами, ямами останавливается, человек при помощи трости осматривает препятствие и принимает решение, как это препятствие преодолеть. Есть такие, которые называются обводными (машины, самокаты, люки и т. д.). Собака-проводник обводит, то есть она сама принимает решение, как это препятствие безопасно обойти. А если обойти нельзя, то животное останавливается, и человек уже самостоятельно решает, как ему идти дальше.
Инструктор добавляет, что человек и собака работают в паре, 50 на 50. Собака ведёт человека, но это не навигатор, она тоже может ошибаться. Поэтому человек должен уметь контролировать животное, уметь с ним управляться, знать, как правильно хвалить и правильно ругать собаку. Всему этому человека обучают, и только после этого он может забрать животное домой.
Добавим, что организаторам фестиваля был вручен приветственный адрес министра культуры Ростовской области Анны Дмитриевой.
- Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.





















