Терапия музыкой

Отдых

Автор/авторы: 

03.06.2020

Разговор со специалистом

Фото: pixabay.com

03.06.2020, /=РО=/Наверняка вы замечали, что музыка влияет на наше настроение. Бывает, что нам становится радостно и легко, когда слышим знакомую песню или мелодию, а иногда музыка нас раздражает или вгоняет в тоску. Дело в том, что она может сильно влиять на наше эмоциональное и физическое состояние. Изучением того, как музыку можно использовать в терапевтических целях, занимаются издавна. А в странах Европы, Америки и Австралии музыкальной терапией профессионально занимаются уже больше полувека. В России это направление развито не так сильно, но «РО» удалось найти ростовского музыкального терапевта Наталию Положий, которая практикует музыкотерапию около пяти лет.

- Наталия, в интернете можно найти разные определения музыкальной терапии. А как бы вы объяснили, что это такое?

Фото: Наталия Положий

- Мне ближе такое определение. Музыкальная терапия - это выражение человеком своих чувств и фантазий посредством музыки. Это творчество, спонтанность и терапия одновременно. Но существует и определение Всемирной федерации музыкальной терапии. В нем говорится о том, что музыкальная терапия - это профессиональное применение музыки и ее элементов как метода терапии в медицинской, образовательной и повседневной среде с индивидуальными клиентами, группами, семьями и сообществами, которые стремятся улучшить качество жизни и оптимизировать свое физическое, социальное, коммуникативное, эмоциональное, интеллектуальное и духовное здоровье и благополучие. То есть музыкальная терапия сформировалась на стыке музыки, психологии и медицины. В основном ее применяют сейчас в неврологической практике, в работе с детьми и взрослыми людьми с особенностями развития (ДЦП, аутизм). Также используют этот метод в паллиативной помощи, в психиатрических больницах, а также при реабилитации после инсультов. Но музыкотерапия так же подходит и обычным людям без особенностей.

- Что привело вас в музыкальную терапию?

- Любовь к музыке и психологии. По первому образованию я преподаватель фортепиано и концертмейстер. Сейчас я повышаю свою компетентность в области психологии в магистратуре ДГТУ и постоянно совершенствуюсь в направлении музыкальной терапии. Меня всегда интересовало влияние музыки на человека и то, каким образом можно ее использовать для регуляции эмоционального состояния, поиска ресурсов, а также в профилактических целях для обретения душевного равновесия, гармонии и стабильности.

В нашем «цифровом» мире, который переходит на новые технические уровни развития, музыка — это то, что помогает человеку вернуться к своей подлинности, аутентичности, развить и усовершенствовать свои навыки эмоционального интеллекта, коммуникаций, социального взаимодействия и эстетического наслаждения.

- А что важнее, быть музыкантом или психологом?

- На первое место я бы поставила профессиональное музыкальное образование, а на второе - психологическое. Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что без музыкального образования сложно стать музыкальным терапевтом, так как необходимо разбираться в нюансах звучания и обладать широким спектром знаний в области музыки. Музыкальное образование и опыт работы в музыкальной школе мне очень помогают разбираться и слышать все тонкости исполнения, эмоционального наполнения музыкального произведения, а также влияния музыки на слушателя или участника моих музыкально-терапевтических сессий. А психология позволяет соединить два процесса - музыку и терапию для решения проблем клиента.

-  Вы были на семинаре практикующего музыкального терапевта из Германии. Удалось вам понять, насколько Европа ушла вперед?

- Конечно, мы находимся позади достаточно далеко. За рубежом это направление стало развиваться с середины прошлого века, а у нас до сих пор нет понимания, кто же такой «музыкальный терапевт». Также у них есть высшее образование по специальности «музыкальный терапевт». Если вкратце, то это специалист, который работает как самостоятельно, так и с другими специалистами, такими как психологи и врачи. То есть пациенту помогает целая команда. В нашей стране такой специальности в вузах нет, но сейчас появилось много различных курсов повышения квалификации. И музыкальные терапевты из других стран, например, известный в этой сфере Ганс-Гельмут Декер Фойгт, экс-директор Института музыкальной терапии Высшей школы музыки и театра Гамбурга, в семинаре которого я принимала участие, с радостью обучает всех, кто старается понять музыку и тонкий душевный мир человека.

Фото: Наталия Положий
На занятиях участники играют на простых инструментах, которые не требуют специальной подготовки. Это шейкеры, бубны, тамбурины, маракасы, свистульки и другие.

- Расскажите, пожалуйста, как проходят занятия?

- Я провожу тренинги в группах не более 12 человек. Каждое занятие посвящено работе над одной темой, которая интересна участникам группы. Методы проведения могут быть разными. Как правило, они основаны на нескольких форматах музыкальной терапии: рецептивный (прослушиваем музыку, делимся эмоциями, таким образом формируются доверительные отношения и снижается нервно-психологическое напряжение), активный метод (участники играют на простых перкуссионных инструментах, почти всегда это импровизация) и интегративный метод (рассказываем стихи и рассказы под музыку, рисуем, выполняем танцевальные движения). Участники пробуют выразить себя с помощью музыки и музыкальных инструментов, то есть без слов, и получают новые навыки - умение коммуницировать и преодолевать свои страхи, лучше понимать свои и чужие эмоции, управлять ими. Необходимое условие для хорошего самочувствия и дальнейшего роста участников - безоценочность и поддержка со стороны других участников группы и ведущего.

- Какие вы видите изменения у ваших участников?

- Конечно, срабатывает эффект группы, но и изменения на личностном уровне тоже происходят. Но при условии, что у участника есть мотивация и что он не ждет от музыкальной терапии волшебства. Некоторые люди, пришедшие на сессию, думают, что музыкальная терапия — это волшебная таблетка от всего: пришел, послушал музыку, тебе сразу стало легче, и все проблемы решены, но, к сожалению, это не так. В любом случае самому человеку приходится работать над собой. Изменения происходят на психологическом уровне - улучшается эмоциональный фон, может повыситься мотивация, возвращается интерес к давно забытым проектам или делам, улучшается физическое состояние. Например, одна из моих участниц смогла преодолеть страх в общении, раскрылась творчески.

Фото: Наталия Положий
После музыкальной терапии улучшается эмоциональный фон и физическое состояние. Но важно одно условие – человек сам тоже должен работать над собой.

- Используете ли вы методы музыкальной терапии для себя?

- Конечно. Для начала нужно понять, в каком состоянии ты находишься и что нужно изменить. Например, если нужно преодолеть волнение перед выступлением, я настраиваюсь с помощью музыки эпохи Барокко. Она обладает четким, ровным ритмом, динамически не насыщена, написана в заданной определенной форме. При прослушивании концентрируешься на этой музыке, повышается осознанность, внимательность, а ровный и четкий ритм помогает успокоить пульс. И наоборот, чтобы повысить свой эмоциональный фон, я включаю ритмичную музыку, которая была любимой в молодости. Она вызывает приятные ассоциации, связанные с тем временем. А игра на фортепиано в свободное время является для меня одним из самых лучших терапевтических средств, так как позволяет почувствовать свою подлинность и выразить себя в творчестве.

- Могли бы дать несколько советов, как самому побороть тревогу и беспокойство, используя музыку?

- Сразу скажу, если есть какие-то психологические проблемы, нужно не стесняться и обращаться к психологу. А для преодоления тревоги и беспокойства существует определенный алгоритм. Для начала нужно определить свое текущее состояние и ответить на вопрос, какую эмоцию я сейчас испытываю? Основных эмоций не так много: страх, гнев, радость, печаль, удивление, отвращение, презрение. Если не можете понять свое чувство, то попытайтесь словами описать свое состояние и подумайте, как бы оно могло звучать. Это может быть звук, песня или мелодия. Затем нужно снять мышечное напряжение и восстановить дыхание. Для этого в интернете легко найти аутогенную тренировка по методу Шульца. Послушав ее, мы можем постепенно прийти к состоянию спокойствия и умиротворения и снять мышечное напряжение. После можно включить классические композиции: «Утро» Эдварда Грига, «Аве Мария» Франца Шуберта и другие. Аутотренинг плюс прослушивание классических музыкальных произведений - это один из способов понимания себя и своих эмоций, преодоления тревожных и беспокойных состояний, а также развития эмоционального интеллекта. Как сказал немецкий скрипач-виртуоз Дэвид Гарретт, «музыка - это то, что приводит душу в равновесие».

Теги: