15.10.2025, /=РО=/Хорошо известная любителям балета «Фея кукол» Йозефа Байера стала толчком для создания новой постановки Ростовским музыкальным театром. В чём её уникальность и как сложился творческий тандем мастера балета и музыки, «Ростову официальному» рассказали в эксклюзивном интервью хореограф-постановщик и автор либретто спектакля, главный балетмейстер театра Иван Кузнецов и ростовский композитор, заслуженный деятель искусств России Игорь Левин.
Когда «оживают» гаджеты
— Лично для меня исторический балет Йозефа Байера «Фея кукол» много значит: это был один из первых спектаклей, в котором я танцевал в качестве солиста балета в Венской опере, прыгал смешным жокеем, — рассказывает Иван Кузнецов. — Но не это стало мотивацией обращения к знакомому сюжету. Хотелось поставить современную сказку для детей и взрослых на понятную «цифровому» поколению музыку. Для этого я сочинил свою историю, которая не имеет ничего общего с прежней «Феей кукол», и свою незамысловатую сказку первоначально назвал «История (или приключение) игрушки».
В основе фабулы — гаджеты (показывает на смартфон), вокруг них всё закручено. Все подробности пока раскрывать не стану, пусть это будет интригой. Работая над либретто, я стремился сделать балет как фантастическую сказку, максимально приближённую к нынешним реалиям, а именно к «клиповости» мышления, которое свойственно новым поколениям, особенно молодёжи. Психологи отмечают, что у современного человека фиксация внимания длится пять-семь секунд, а потом требуется смена картинки. То есть хотелось не размазывать историю, разжёвывая каждый эпизод, а сделать её энергичной, темповой, клиповой и где-то кинематографичной.
Мы сейчас завершаем работу над первой картиной — эпизодом на рождественской городской ярмарке, где постоянно что-то происходит. И если, скажем, в балете «Щелкунчик» действуют восемь в целом одинаковых персонажей, то в нашем балете среди гостей ярмарки — семь совершенно разных характеров. Это богачи, жрицы, слабовидящие, старички, болеющие, туристы (китайцы, которые вечно что-то фотографируют). В отличие от балета «Коппелия», который поставлен мной как современное прочтение классики, в «Фее кукол» много актёрской игры, что требует от артистов балета включения всех их дарований. Я предлагаю артистам приятные для них образы, и они работают с удовольствием. Первый акт балета получился экстерьерный (персонажи, понятно, в рождественские холода предстают немного закутанными), а второй — интерьерный, уже в помещении, и мне хотелось, чтобы разница в актёрской игре присутствовала.
Мы стараемся, чтобы всё получилось красиво, динамично и эффектно и, главное, произвело впечатление на зрителя. В этом у нас полное взаимопонимание с композитором Игорем Левиным, который написал к спектаклю образную и эффектную музыку.
«Куклы — это ангелочки, посланные нам с небес»
— Балет — единственный жанр, в котором я ещё не работал, хотя мечтал написать его ещё со времён учёбы в консерватории. И вот, в процессе работы над очередным мюзиклом, мне поступило предложение от худрука нашего театра Вячеслава Кущёва обратиться к балету, который больше 100 лет идёт на ведущих площадках мира, — «Фея кукол». Но это одноактный балет, а нам требовалось создать полноценный балетный спектакль. То есть предложение для меня было странным: нужно было «досочинить второй акт».
Не удивительно, что сначала я отказался: не в моих правилах писать под кого-то и у меня свой стиль и мироощущение, отличные от Байера. Его музыка не то что старомодна, она в стиле Штрауса и Оффенбаха, а я пишу совершенно по-другому.
В итоге я предложил Ивану Кузнецову: вы мне даёте либретто, я пишу два номера, и если устроит, то сочиняю дальше. Главный балетмейстер оценил: хорошая танцевальная музыка, то, что надо. И предложил написать музыку на два акта. Я старался писать современную романтическую музыку, представляя, как бы это делал, к примеру, Чайковский, живя в XXI веке. Чтобы это была глубокая и очень красивая музыка, с ярким мелодизмом и ритмами — понятная современному слушателю.
И хотя в названии постановки фигурируют куклы, я писал семейную музыку, для всех возрастов. Потому что куклы — это, в моём понимании, ангелочки, посланные на землю, чтобы дарить радость. У них есть душа, это я старался передать языком музыки. Чтобы человек послушал, запомнил и, выйдя из зала, напевал мотивы. Словом, чтобы музыка трогала. Очень хочется верить, что наша новая постановка никого не оставит равнодушным.
Волшебное путешествием в мир добра и света
До премьеры балета «Фея кукол» остаются считаные недели, подготовка к ней в самом разгаре. Репетиции идут полным ходом. Завершается работа в бутафорском и пошивочном цехах, где волшебство приобретает реальные очертания, рождается визуальная магия спектакля. В постановке будут использованы современные технологии, позволяющие создать яркое балетное шоу с элементами кинематографа и мультипликации.
Это спектакль о важности дружбы, любви и умения видеть прекрасное даже в самых обычных вещах. Забытая игрушка, оживая, познаёт мир и обретает настоящих друзей. Волшебство помогает преодолеть страхи, а искренность детского сердца способна разрушить злые чары и вернуть утраченную гармонию. Это история о том, что даже самые маленькие и скромные существа могут изменить мир к лучшему, если будут верить в себя и своих близких.
Премьерные показы балета «Фея кукол» состоятся в Музыкальном театре 8, 9, 21 и 22 ноября.
Подготовил Антон ПОСПЕЛОВ
- Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.

























