Здания, с которых еще не стерта история, нужно сохранять

22.04.2020

Почему - рассказывает экскурсовод и градозащитник

Фото: Геннадий Крольман

22.04.2020, /=РО=/Историческая застройка в центре - это своеобразный памятник старому Ростову, считают краеведы и урбанисты донской столицы. Как обычные жители могут внести свой вклад в спасение этого памятника, в чем уникальность ростовской дореволюционной архитектуры и почему туристов больше привлекают старые дворики, нежели центральные проспекты, рассказывает градозащитник и экскурсовод Геннадий Крольман.

Геннадий Крольман - экскурсовод, градозащитник, участник городского сообщества «МойФасад»:

«Еще учась на первом или втором курсе физфака ЮФУ, я стал гулять по центру города и обращать внимание на здания, которые находятся вокруг. Постепенно я начал серьезно интересоваться историей нашего города и его архитектурой».

- Геннадий, почему, по вашему мнению, очень важно сохранять историческую застройку в центре Ростова?

- На самом деле, это очень объемная тема с кучей вопросов, но попробую сказать основное. По данным сайта «Реформа ЖКХ» Ростов среди всех городов-миллионников находится на третьем месте после Питера и Самары по количеству многоквартирных дореволюционных домов. Подобных зданий в Ростове больше двух тысяч. Если же считать не только жилые, но вообще все старые здания, то город будет на четвертом месте после Питера, Москвы и Самары. Вообще в нашем городе старинных зданий так много, что здесь даже есть исторические районы, у которых своя архитектура и своя история. Это Богатяновка, Нахаловка, Нахичевань, Ленгородок и так далее. Такой огромный массив зданий хорош для того, чтобы лучше понимать историю города. Ведь изучать ее гораздо проще, когда у тебя есть какие-то материальные свидетельства. Также это хорошо для экскурсионных маршрутов. Я подсчитал, у меня примерно 15 маршрутов, и они охватывают далеко не весь центр. То есть при желании их может быть еще больше.

Старая застройка - это наше наследие, то, что осталось от прошлых поколений. Например, на Шаумяна есть огромный пятиэтажный доходный дом. Им до революции владели братья Дерткезовы. Я недавно умудрился познакомиться с их внуком. Ему сейчас 92 года. Он жил в этом здании с 1928 года, а потом переехал. О своих родителях он мало что знает, и этот дом - единственное, что сейчас хоть как-то его связывает с предками.

В целом, историческая среда в центре города — это своеобразный памятник старому Ростову. После Великой Отечественной войны, во время которой город сильно пострадал, Ростов мог пойти по пути Сталинграда, Севастополя или Минска, где на месте разрушенных зданий построили совершенно новые. Но ростовчане решили восстанавливать историческую застройку, и эта среда остается и сейчас.

- Как вы считаете, какие здания, дома следовало бы обязательно оставить на улицах нашего города?

- На самом деле я бы под сохранением оставил бы весь центр, Ленгородок и Нахичевань. Но я понимаю, что это вряд ли возможно, потому что у нас очень много аварийных зданий и не все из них получится сохранить. В целом, для Ростова самое важное - это Богатяновка (то, что ниже улицы Социалистической и восточнее Ворошиловского проспекта). Как правило, люди редко обращают туда свой взор и считается, что этот район заброшенный и не очень хороший. Но там сохранилось много архитектуры, которую не тронули ни война, ни советские, ни 90-е годы.

Фото: Геннадий Крольман
Особняк Ивана Куксы, конец XIX века. Станиславского, 91.

- Есть ли у ростовской архитектуры уникальность?

- Да. До революции в каждом городе и в каждой губернии были свои традиции по застройке (например, как в Самаре, где очень много деревянного зодчества с наличниками, декором и прочим). Поэтому-то исторические здания Ростова и важны: нигде в других местах такой архитектуры нет. Особенности ростовских дореволюционных построек - это огромное количество кирпичных фасадов. В Петербурге, Москве и куче других городов такого нет. У нас в городе было большое количество мастеров, которые занимались строительством зданий из кирпича. Они использовали свои элементы декора. В дореволюционном Ростове были популярны несколько видов кирпичной кладки. Например, очень любили разноцветную кладку из красного и желтого кирпича. Получалось что-то наподобие мозаики. Вообще таких домов очень много, но после революции их начали заштукатуривать и закрашивать. Также была распространена пустошовная кладка. Это когда раствор между кирпичами кладут так, чтобы он не доходил до наружной стороны стены. Таким образом создается ощущение, что кирпич как будто парит на фасаде.

Фото: Геннадий Крольман
Доходный дом Ю.М. Блейман. Улица Социалистическая

- Геннадий, где вы проводите экскурсии и что именно привлекает ваших туристов?

- Обычно я веду экскурсантов либо выше, либо ниже Большой Садовой. Я заметил, что гостям нашего города интересна не главная центральная улица, а дворики, необычные старые здания, парадные, дома с историей. Как правило, это то, что ниже Садовой, Богатяновка. Еще людей привлекает район центрального рынка и мозаика в подземных переходах.

- А почему мало внимания уделяете Большой Садовой на экскурсиях?

- Это, конечно, красивая улица, и на ней есть много ярких зданий. Но они очень сильно поменялись за эти годы. Обычно я это называю так: с них стерта история. Они заново отштукатурены, обновлен декор, на них не осталось каких-то старых артефактов, и это все немного обедняет впечатление от улицы. А, например, на Шаумяна или Станиславского можно увидеть старые деревянные двери с декором, дореволюционные флагштоки, номерные знаки, которые сохраняются каким-то чудом, кирпичи, на которых есть клейма, водоразборные колонки. Все это намного больше рассказывает о городе, чем Садовая или Пушкинская.

- Могут ли обычные горожане, которые неравнодушны к исчезновению старых зданий, помочь их спасти, сохранить? Что им нужно сделать для этого?

- Проблема в том, что многие люди не знают, что это все можно сохранить и восстановить. Поэтому часто во время капремонтов исчезают красивые деревянные двери, окна. Но есть и хороший пример. В 2018 году был ремонт дома на улице Московской, 38. В этом доме были деревянные двери под огромным слоем краски и выглядели очень плохо. Их должны были заменить на металлические. Но мы (активисты движения «МойФасад») поговорили с жильцами. Они вдохновились и поняли, что именно такие деревянные двери и ценны. Жильцы за свои деньги отреставрировали двери, и сейчас они выглядят идеально, хотя казалось, что их можно было только выкинуть.

Но обычно переубедить горожан бывает очень сложно. Например, в прошлом году ремонтировали дом на улице Социалистической, 178. Его фасады как раз были выполнены пустошовной кладкой. Жильцы хотели его заштукатурить, потому что считали, что это поможет им утеплить дом каким-то образом (по закону то, каким будет выглядеть дом после капремонта, решают сами жильцы. - Прим. rostof.ru.). Мы с ними общались три месяца. Но жители были непреклонны, и сейчас дом заштукатурен в желто-горчичный цвет. Обычно люди хотят сделать лучше своему дому, но у них нет информации о том, как это должно быть в хорошем варианте, чтобы и здание отремонтировать, и историческую среду сохранить.

Фото: Геннадий Крольман
Дом на улице Социалистической, 178 с пустошовной кладкой до и после капремонта.

Что могут еще делать горожане? Писать письма. Например, чтобы хотя бы законсервировали дома в аварийном состоянии. Чтобы внутрь никто не проник и не сделал поджог. Со своей стороны я принял решение рассказывать людям, почему это важно и нужно. Ну и предпринимаю какие-то действия: сейчас пишу заявки на включение нескольких зданий, которые нужны и важны для истории города и для всей страны, в реестр объектов культурного наследия.

Теги: