Танцуй свои эмоции

14.05.2020

Рассказываем, как справиться с переживаниями танцующим и не очень

Фото предоставлено Аленой Матецкой

14.05.2020, /=РО=/Вы наверняка знаете про существование арт-терапии, что-то слышали про музыкальную терапию и, может быть, представляете общение с психологом как разговор, во время которого вы лежите на кушетке и рассказываете о своих проблемах. Но есть и другие, не широко известные методы разобраться в себе и справиться со своими переживаниями. Один из них — танцевальная терапия. О том, чем она отличается от обычных танцев и почему танцевать сейчас стоит больше, рассказала психолог Алена Матецкая.

Немузыкальные танцы

Придумали танцевально-двигательную терапию не психологи, а обычные танцоры. Стремясь уйти от сложных образов классического балета к живым эмоциям, исполнители танца модерн начали исследовать, как тело может жить в танце. Позже они предположили, что у такого танца-исследования может быть терапевтический эффект. Создательницами танцевальной терапии в середине XX века стали танцовщицы Мэрион Чейз и Мэри Вигман. Это один из редких случаев, когда метод психотерапии изобрели не профессионалы.

— Танцевальная терапия — это нечто среднее между арт-терапией, терапией искусством и телесно-ориентированным подходом. Мы проживаем через тело какие-то эмоции, ситуации. Бывает, что люди говорят: я не радуюсь, разозлиться, испытать удовольствие нормально не могу, что-то делаю и ничего не чувствую. Танцевальная терапия может хорошо помочь, потому что эмоции живут в теле — если наладить с ним связь, человек начинает жить более наполненной жизнью, лучше себя чувствовать. Поднимается уровень энергии, человек ощущает готовность что-то делать, что-то решать, — рассказывает Алена Матецкая.

При этом, уточняет психолог, не обязательно быть профессиональным танцором или стремиться двигаться как-то сложно и технично. Танцы могут быть совершенно любыми. Главное, чтобы человеку эти действия подходили. Можно танцевать без музыки, можно без ритма. Если очень хочется, можно просто двигать пальцами — главное, чтобы человек сам ощущал себя танцующим, других условий и обязательных критериев нет.

Наверное, именно этим танцевально-двигательная терапия отличается от обычных танцев. Четкой хореографии для нее не существует, как и понятия «правильных» или «неправильных» танцев. Попадание в музыку тоже не так важно. Одни и те же упражнения будут иметь разный вид в зависимости от того, кто танцует и как он себя чувствует. Танец может быть спокойным или экспрессивным — как захочет этого сам танцор.

— Это не то что включили музыку и сказали: «Танцуй про свою злость». Человек может иметь какой-то запрос на сеанс. Сначала можем поговорить чуть-чуть: что происходит, как ты это чувствуешь в своём теле сейчас, когда ты понял, что у тебя есть эта проблема. И терапевт начинает от этого направлять: «Прислушайся, где сейчас в теле это ощущение, попробуй найти какое-то выражение в движении тому, что ты чувствуешь». Человек, например, может сказать: «Я чувствую, как у меня сжимается сердце». Можно сказать, чтобы он показал, стал своим сердцем и показал, как оно сжимается. И танцующий начинает через образы проживать это. Терапевт ему задает вопросы, но чаще не про тело. Он обращается к его состоянию: «Послушай, что у тебя происходит и найди этому какую-то форму», — объяснила эксперт.

Занятия, кстати, можно проводить и в группе, и индивидуально. При работе в коллективе будет легче решить проблемы, связанные с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми; общаясь с терапевтом один на один, можно глубже проработать сложные для пациента темы.

Фото предоставлено Аленой Матецкой

Домашняя работа

Хорошие новости: чтобы попробовать танцевальную терапию, не обязательно записываться на приём к специалисту. Хотя тем, кто хоть раз опробовал такую практику с профессионалом, и людям, чья жизнь отчасти связана с танцами, будет проще. Но разобраться можно и самому.

— Можно попробовать самый простой принцип: если есть состояния, переживания, которые хочется изменить, можно прислушаться к тому, как они в теле ощущаются. Мы часто говорим: «Я напрягаюсь», «Я дрожу» или «У меня что-то крутит». Можно начать с того, чтобы попробовать это сделать действием и послушать, что начинает происходить с тобой, — предложила психолог.

Можно заниматься и без специальных техник — просто включать музыку и двигаться, отпуская себя психологически. Такая практика может стать своеобразной скорой помощью в условиях самоизоляции и при других стрессовых обстоятельствах.

— Ключевое слово в танцевально-двигательной терапии — двигательная, то есть нужно просто двигаться, включать тело в проживание того, что с тобой происходит. Сейчас все переживают, тревожатся — мозг загружается информацией, а тело при этом обычно остаётся неподвижным. И вот это очень большой стресс. Поэтому уже просто включить тело, начать двигаться с музыкой, возможно, с каким-то переживанием эмоций может здорово помочь человеку, — добавила Алена.

Еще один плюс такого подхода перед некоторыми другими методами в том, что человек не может уйти слишком глубоко в себя и сам сделать себе хуже. Тело «заземляет» танцующего, удерживает его на плаву, при этом помогая работать с внутренним состоянием.

Важное замечание: помешать процессу может музыка. Стоит остановиться на жанре эмбиент и подобных спокойных композициях, которые не будут отвлекать. Условно такие песни можно назвать даже медитативными. Дело в том, что музыка с чётким ритмом, с каким-то напором и агрессией переводит внимание на себя и мешает человеку. Он начинает невольно следовать за ней, забывая прислушиваться к внутренним ощущениям. И это точно не способствует положительному влиянию терапии.

О танцах и случайностях

Стоит помнить, что к каждому человеку и проблеме нужен свой подход. Кому-то такой вид терапии подойдет, кому-то он не очень понравится. Алена вспоминает о своей первой группе, которую она начала вести для написания диплома. Одной из участниц танцевальная терапия подошла идеально.

Фото предоставлено Аленой Матецкой

— Я тогда только начинала, у меня было совсем базовое понимание того, как это делать. Но ей это очень помогло. Она писала мне в социальных сетях, что до сих пор, спустя пять лет вспоминает, что это сильно изменило ее жизнь, дало толчок, чтобы дальше менять многие вещи. Насколько я знаю, она потом занялась творчеством, изменила что-то в работе, личной жизни. Как-то включила такой поток изменений. Она сама связывает это с группой, — поделилась психолог.

Интересно, что сама Алена Матецкая пришла в танцевальную терапию почти случайно. Она просто выбирала тему для диплома и неожиданно возникла идея совместить в работе две любимые вещи — танцы и психологию. Танцует Алена уже 10 лет, пять из них активно ведет психологическую практику. И несмотря на то, что сейчас она чаще применяет более классические методы работы, группа танцевальной терапии, с которой психолог исследовала влияние метода на тревожность и самооценку, стала ее первым серьезным опытом, от которого она и начала двигаться.

Сейчас Алена расширила свое поле деятельности, сосредоточилась на разговорной терапии и гештальт-подходе. Но если у человека есть запрос или если психолог видит, что нужно работать с телом, она с готовностью возвращается к танцевальной терапии. И, кажется, не собирается вычеркивать танцы из своей жизни.

— Знаете, в экзистенциальной терапии говорят, что у нас есть тело, есть психика, а есть дух — что-то сверх, необъяснимое, но что-то, что ощущается. Для меня танец — это дух физического, сверхдвижение. Какая-то вершина телесного высказывания человека, наверное, — сказала Алена.

По ее словам, сейчас это направление продолжает развиваться. В нем все еще работает не так много психологов, как в гештальт-терапии и других направлениях. Возможно, причина кроется в необходимости сочетать в себе роль психолога и умение если не танцевать, то хотя бы свободно двигаться и чувствовать свое тело, что могут далеко не все специалисты. К тому же, для проведения сеансов нужен просторный кабинет или зал, чтобы человеку было, где развернуться.

Но для домашних сеансов нужен только человек и его желание двигаться. И если захотите, включите музыку.

Теги: