Способны ли детские книги навредить ребёнку

04.07.2018

Или нет?

04.07.2018, /=РО=/Детский омбудсмен Анна Кузнецова во время выступления на конференции в Российской государственной детской библиотеке рассказала о детских книгах, которые, по её мнению, «даже взрослым показывать страшно» и о которых «стыдно говорить». Корреспондент /=РО=/ решила выяснить, способны ли книги оказывать влияние на психику детей? Нужно ли составлять «чёрный список» детских произведений? И задала эти и другие вопросы учителю русского языка и литературы, детскому писателю и психологу.

В «чёрный список» уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ вошли 16 современных детских произведений, в том числе стихотворение Игоря Иртеньева «Сказ про глаз» и сказка Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь».

Название книги Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь» может показаться странным, но уже с первых страниц сомнения в том, что это не «страшная» для детей книга, пропадают. Она про девочку Дашу, которая мечтает стать знаменитым писателем и писать книги, «желательно хорошие». В свои произведения она добавляет фольклорных персонажей народа Коми. Петушиная лошадь — один из них. В 2013 году эта книга получила премию «Книгуру» — всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества.

Книге должны помочь взрослые

Так можно ли навредить ребёнку книгой? И любят ли современные дети читать? На эти вопросы мы попросили ответить учителя русского и литературы университетской гимназии МГУ имени Михаила Ломоносова Андрея БАРАШЕВА.

Ростовчанин Андрей Барашев в 2016 году вышел в финальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года» и попал в пятёрку лучших педагогов России.

— В принципе, книгой можно навредить, если она действительно учит чему-то дурному или подталкивает на аморальный поступок. Перечень подобных книг известен — это федеральные списки запрещённых материалов. Значит, вне этого списка вся литература может и должна быть разрешена. А попадёт или не попадёт то или иное произведение в руки к ребёнку — это вопрос уже скорее к родителям. И вот тут возникает самое важное: как мне кажется, если с ребёнком не читать книг, не учить видеть иронию, не учить отличать прекрасное от уродливого, то абсолютно любое произведение может пойти во вред. Невозможно на полном серьёзе рассматривать необходимость запрещать ироничные (и по-своему прекрасные) стихи Игоря Иртеньева — так можно и Хармса запретить тогда. Убеждён, что ребёнка может морально разложить не цинизм того или иного произведения, а холодность, двуличие и неискренность взрослых людей в реальной жизни.

Насчёт того, любят ли современные дети читать, отвечу так: мир вокруг нас меняется, и книга перестает быть главным источником знаний, фантазий и представлений о мире. Книга сейчас должна конкурировать с развлечениями в Интернете, с гаджетами и играми, с видеоблогами и онлайн-трансляциями всего на свете. И книге в сложившихся условиях должны помогать взрослые, прежде всего, родители. Я убеждён: чтобы ребёнка оградить от нежелательной информации, его нужно искренне любить и показывать мир интересных вещей, а не запрещать что-то и сеять ещё больший интерес к запретному.

Вот как начинается стихотворение Игоря Иртеньева: «Уронил я в унитаз Как-то тут намедни Свой любимый карий глаз. Правый. Предпоследний». Отвечая детскому омбудсмену, поэт сказал, что нормальный ребёнок «не с квадратной головой» в состоянии оценить это стихотворение и посмеяться. Дети, которым я его читала, оценили. А вот родители разделились на два лагеря: одни считают, что оно глупое и может оказать тлетворное влияние на неокрепшую детскую психику, а другие — что любому человеку с чувством юмора оно понравится, а при желании можно придраться и к стихотворениям Корнея Чуковского и Агнии Барто.

Сказка — ложь, да в ней намёк

Детский писатель Александр РЫБИН уверен, что любая литература — и взрослая, и детская — может учить как чему-то хорошему, так и чему-то плохому, а персонажи сказок могут влиять на поведение детей и служить им примером. Сегодня, к примеру, некоторые родители, понимая это, не читают детям сказки про Карлсона — опасаются, что он научит их плохому.

Александр Рыбин — член Союза российских писателей и Союза журналистов России. «Автор я начинающий, правда, начинаю уже довольно долго, с десятилетнего возраста», — говорит Александр Степанович и добавляет, что «сказки — его дети». Он не только детский писатель, автор книг «Грустные сказки», «Ябеда-Корябеда», «Сказки лесов, озёр и гор», «Донские сказы» и др., но ещё и руководитель театральной студии «Преображение» при приходе святого Георгия Победоносца и кукольного театра «Петрушка» во Дворце творчества детей и молодёжи Ростова.

Раньше в театрах были худсоветы. По их подобию при министерствах образования и культуры можно создать специальные комиссии, пусть бы в них вошли и члены Союза российских писателей, которые могли бы читать детские произведения, анализировать их и рекомендовать детям в качестве внеклассного чтения, — говорит Александр Рыбин.

— А нужно ли составлять какой-то «чёрный список» детских книг?

— Нет. Я считаю, что запрещать ничего нельзя. Да и заявления детского омбудсмена вряд ли приведут к каким-то запретам. А вот что-то рекомендовать и популяризировать можно. У нас, например, есть наши, донские писатели: Калинин, Погодин, Закруткин, Сёмин, Аматуни и другие. Я уже не говорю о Шолохове и Чехове. В Ростове сейчас очень много хороших писателей, которые пишут для детей, но, к сожалению, их мало кто знает.

По словам Александра Рыбина, книги помогут воспитать в детях хороший вкус, но для начала им нужно полюбить чтение.

— Вот так, будучи маленьким, я влюбился в сказку «Золотой ключик, или приключения Буратино» Алексея Толстова, которую мне читала мама. После этого я «заболел» сказками. Я читал их запоем. Сейчас меня часто приглашают в школы на встречи с ребятами, потому что мои основные читатели это дети, которые учатся в начальной школе. Я не столько рассказываю о себе, сколько стараюсь втянуть ребят в процесс творчества. После таких встреч они начинают читать и даже писать сказки. Среди них встречаются такие сюжеты, которым бы позавидовал любой сказочник!

— Александр Степанович, а нужно ли родителям прислушиваться к пожеланиям ребёнка в книжном магазине?

— Маленький ребёнок, скорее всего, выберет красочную книгу, в которой много иллюстраций, но мы-то знаем, что под яркой обёрткой может скрываться невкусная конфета. А вкусная — может прятаться под самым обычным фантиком. Чаще всего детские книги покупает не будущий читатель, а взрослый, но и самих родителей порой привлекает красивая обложка. Недавно мне попала в руки красочная книга, в которой рассказывалось о том, как щука и другие рыбы подбирают окурки, брошенные в реку рыбаком. А есть ещё книга про приключения какашки. Кто-то же их покупает?! И чему такие книги научат детей? А книги обязательно должны чему-то учить, не зря ведь говорят: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

«Приключения какашки» Анны Сучковой не единственная книга, главным героем которой является какашка. Есть ещё эстонская «Какашка и весна», переведённая на русский (она, кстати, вошла в список книг, рекомендованных министерством культуры Эстонии для детского чтения), и «Маленькая книжка о какашках» шведской писательницы и иллюстратора Перниллы Стальфельт.

«Сказ про глаз» Игоря Иртеньева, по мнению ростовского писателя, — это стихотворение для взрослых, а не для детей.

— Оно из той же серии, что и стишки с чёрным юмором, типа «Маленький Петя нашёл пулемёт, Больше в деревне никто не живёт». Смешные, но не более. Родители, выбирая литературу для своих детей, должны помнить, что книга — не просто развлечение, а серьёзный элемент воспитания.

Дети умнее, чем мы думаем

Могут ли книги оказывать влияние на психику детей? С этим вопросом мы обратились к семейному психологу, детскому психотерапевту, руководителю консультационно-тренингового центра «Свет маяка» Светлане ЯЩЕНКО.

— Некоторые книги способны оказывать позитивное влияние на психику ребёнка. Например, сказки, которые стали классикой и были апробированы временем и поколениями малышей. Те же русские народные. Они универсальны по своему содержанию и внутренне обогащают детей. Это кладовая народной мудрости. В сказках заложены образцы поведения, так называемые архетипы, а все сказочные персонажи — это архетипические образы. В душе каждой девушки, к примеру, живёт принцесса, ожидающая своего принца. В них добро всегда вознаграждено, а зло — наказано, и если ты добрый, тебе всё вернётся. В сказках затрагиваются важные вопросы: нравственный выбор, долг, в них есть сюжеты о жизни и смерти, любви и отношении к потерям и т. д.

— А могут книги оказывать негативное влияние на психику ребёнка? Есть вредные для психики произведения?

— Таких, которые способны серьёзно навредить детской психике, нет. Есть низкокачественная литература. Она не вредная, но пустая. Она не развивает, не воспитывает ребёнка, а просто служит развлечением. И такая литература была, есть и будет существовать всегда. Как и музыка: есть классическая, а есть популярная. Тут всё зависит от вкуса родителей, ведь это они, как правило, выбирают книги для детей. Конкретно это стихотворение, «Сказ про глаз», на мой взгляд, совсем безобидное. В нём есть юмор, который способен рассмешить детей. Кому не интересна такая литература, тот просто не будет её читать, — это стихотворение на любителя.

— А если взрослые любят абсурдную поэзию?

— Не исключено, что и ребёнку она понравится. Но это не значит, что это как-то испортит ему жизнь. Дети умнее, чем мы думаем. Возможно, в будущем он просто будет писать такие же креативные стихи или делать нестандартно что-то ещё.

В своё время критике подвергались «Вредные советы» Григория Остера. Но это не помешало им завоевать популярность уже у нескольких поколений детей.

— Сейчас, к сожалению, некоторые родители вообще не читают детям книг, просто в силу своей занятости. Поэтому, на мой взгляд, пусть лучше читают стихи с чёрным юмором, чем не читают совсем. Если ребёнку они покажутся смешными и интересными, то это может повлиять на его любовь к литературе.

Теги: