Правнук изобретателя терменвокса Петр Термен рассказал о музыке из воздуха

Культура

Автор/авторы: 

24.10.2018

А ещё о Ленине, фильмах, в которых звучит «голос Термена», матремине и Кларе Рокмор

Фото: vk.com/theremin

24.10.2018, /=РО=/Композитор-авангардист Арсений Авраамов назвал его «музыкальным трактором, идущим на смену сохе» и «первой солидной миной под европейский музыкальный мир». На нём играли Владимир Ленин и группа Led Zeppelin. Он появляется в мультсериале «Симпсоны» и в «Теории большого взрыва». Это всё о нём, об одном из самых фантастических музыкальных инструментов на Земле — терменвоксе.

О том, как изначально назвали этот инструмент, что такое матрёмин и терпситон, в каких фильмах можно услышать терменвокс, и многом другом рассказал исполнитель на терменвоксе, композитор, руководитель Школы терменвокса в России Пётр Термен, который приезжал в Ростов на фестиваль Science-Art Weekend «Наука на грани искусства».

Физика + музыка

Один из первых терменвоксов и его изобретатель — физик Лев Термен

Терменвокс в следующем году отметит свой столетний юбилей: его в 1919 году в Петербурге изобрёл русский физик, прадедушка Петра Лев Термен. Интересно, что почти за век этот инструмент внешне практически не изменился.

— Это, наверное, один из самых завораживающих музыкальных инструментов на планете, который сочетает в себе физику и музыку. Вот один из современных терменвоксов, — говорит Пётр Термен и показывает на коробочку с двумя металлическими палочками-антеннами.

Чем ближе правая рука к правой антенне инструмента, тем звук становится выше. А чем дальше, тем ниже. Левая рука отвечает за громкость. Чем она ближе, тем тише звук. Чем дальше, тем громче. Она же отвечает и за то, чтобы мы слышали отдельные звуки. Когда музыкант играет на терменвоксе, он меняет ёмкость электрического поля, окружающего инструмент, и сам становится частью звука.

В инструменте есть провод, через который звук идёт в усилитель и в динамик, — только в нём электрические колебания превращаются в звуковые. Без динамика мы ничего не услышим.

Игра на этом инструменте выглядит как настоящее волшебство: музыкант, не касаясь его, водит в воздухе руками и из него, из воздуха, появляются инопланетные звуки. Художник Николай Рерих назвал их «музыкой сфер». Но для правнука Льва Сергеевича они были привычными настолько, насколько и звуки фортепиано.

— Звуки терменвокса окружали меня с самого рождения и не казались мне какими-то странными. Я до сих пор не могу смириться с мыслью, что его звук кому-то кажется необычным. Моя бабушка Наталья Термен играет на этом инструменте. Баха я впервые услышал именно на нём. В доме всегда стояли рядом фортепиано и терменвокс — два абсолютно органичных инструмента. Вот когда я впервые взял в руки гитару, для меня это было абсолютно диковинным! Я помню эти ощущения, — говорит Пётр Термен.

Когда инструмент только появился, его сразу стали сравнивать с различными музыкальными инструментами. И из-за того, что чаще всего его сравнивали со звучанием человеческого голоса, он и получил своё название. Буквально — «голос Термена». Хотя изначально Лев Термен назвал его эторофон. Теремин — это название терменвокса в других странах. Там решили, что логичнее называть этот музыкальный инструмент по фамилии изобретателя. Теремин — это оригинальное написание французской фамилии физика.

Здание-музыкальный инструмент

Фото: ru.wikipedia.org
Так выглядел телармониум

Терменвокс стал одним из самых первых электрических музыкальных инструментов на свете. Но не самым первым.

— Например, раньше него появился телармониум. Он был создан Таддеушем Кэхиллом в Америке в конце XIX века. Этот инструмент имитировал различные музыкальные инструменты, к примеру фортепиано, английский рожок и другие. Но у него был один недостаток: он очень много весил. 200 тонн! И занимал целое здание в центре Нью-Йорка. Телармониум воспринимался скорее как диковина, нежели как обычный музыкальный инструмент, с которым можно выступать. Поэтому именно с терменвокса принято отсчитывать историю электронной музыки во всём мире, — рассказывает Пётр Термен.

Ленин и «Жаворонок»

Фото: tsarselo.ru
Здание Царскосельской радионстанции

В судьбе Льва Термена сочеталась любовь и к физике, и к музыке. Он с детства увлекался наукой, физическими опытами, астрономией и окончил петербургскую консерваторию как виолончелист. Во время Первой мировой войны он возглавил крупнейшую в стране радиостанцию — Царскосельскую, и вскоре после этого его пригласил к себе в институт знаменитый учёный и академик Абрам Иоффе. Там он и изобрёл терменвокс.

— Наверное, если бы он не был виолончелистом, он не смог бы достаточно быстро овладеть основами игры на созданном инструменте, и никто бы не понял, что это музыкальный инструмент, — говорит правнук изобретателя.

В 1921 году терменвокс представили на всероссийском электротехническом съезде, где он произвёл фурор. А уже через год о нём услышал Владимир Ленин и пригласил Льва Термена к себе в Кремль.

— Изобретатель исполнил несколько произведений, и Ленин решил попробовать сыграть. Вот представьте, вы создали музыкальный инструмент, вас пригласил президент страны, и вам хочется, чтобы у него получилось сыграть. А как это сделать? Лев Сергеевич взял Ленина за руки и водил ими возле терменвокса, исполняя романс Глинки «Жаворонок». Так Ленин познакомился с терменвоксом, а терменвокс — с Лениным. И с этого момента началось распространение инструмента по всей стране, потому что Льву Термену выдали мандат на бесплатный проезд по железным дорогам страны. Он посетил более 150 городов СССР с демонстрацией терменвокса, — рассказывает Пётр.

В 1927 году он впервые продемонстрировал терменвокс за рубежом: в Германии (здесь с инструментом познакомился Альберт Эйнштейн), в Парижской опере и Королевском Альберт-холле в Лондоне. Потом он добрался до Америки. Одна американская компания купила у Льва Термена лицензию на выпуск серийных терменвоксов. Среди первых покупателей инструмента был Чарли Чаплин.

— Говорилось, что терменвокс — самый простой инструмент на свете. Абсолютно любой — ребёнок, старушка, слепой — может подойти и сразу заиграть на терменвоксе, — рассказывает правнук Льва Термена.

Действительно, специальное музыкальное образование не обязательно. Но желательно.

Пребывание Льва Термена в Америке затянулось почти на 10 лет. Там он активно продавал терменвоксы и другие изобретения. К примеру, он придумал терпситон — это деревянная платформа, на которую встаёт исполнитель и движениями собственного тела исполняет музыку. По словам Петра, идею терпситона используют современные художники и сегодня. К примеру, Люк Бессон в фильме «Дансер».

Кстати, о кино. Звучание терменвокса можно услышать во многих фильмах. Первым писать для него саундтреки стал композитор Дмитрий Шостакович. Композиции для терменвокса можно услышать в картинах «Одна», «Подруги», «На семи ветрах», «Большое космическое путешествие».

— В советском кино он часто выступает как инструмент, который позволяет передать очень личные глубокие человеческие переживания, — говорит Пётр Термен.

А в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» звук терменвокса применялся как звуковой эффект, сопровождавший работу машины времени.

Звуковой штамп

Кадр из фильма «Заворожённый»

В 40-е годы терменвокс активно проник в американское кино. В 1945 году вышел фильм Альфреда Хичкока «Заворожённый», который получил премию Оскар за лучший саундтрек, и главную партию в нём исполняет терменвокс.

— В десятках голливудских кинофильмов звучит голос этого инструмента. Но многие начали злоупотреблять вибрато. Оно остаётся на грани музыкальности, но вызывает нервную реакцию — создаётся ощущение, как будто поёт перепуганная оперная певица. Это достаточно узнаваемый звуковой штамп. Когда появляется привидение или Дракула начинает кого-то кусать, когда гигантские пауки начинают бегать по городу и искать себе пропитание среди местных жителей, то обязательно появляется такой зловещий подрагивающий звук ожесточённого вибрато. Было очень много таких фильмов: «День, когда остановилась Земля», «Спайдер», «Билли Кид против Дракулы» и др., — рассказывает правнук Льва Термена.

По его словам, популярность терменвокса в кино закончилась. Его часто можно было слышать в фильмах до 70-х годов, а потом его стали использовать редко. Но используют. К примеру, на терменвоксе играют Симпсоны. Это любимый инструмент Шелдона в «Теории большого взрыва».

— Недавно вышел фильм про первого человека на Луне Нила Армстронга, в котором тоже звучит терменвокс. И неспроста. Дело в том, что он взял запись звуков этого музыкального инструмента в космос. В России этот инструмент сегодня редко звучит в кино, но я надеюсь, это изменится, — говорит Пётр.

Надо сказать, что правнук Льва Термена является одним из главных популяризаторов этого инструмента: он изучает историю терменвокса, читает лекции, руководит Школой терменвокса в России, обучает игре на этом инструменте и выступает на сцене. В Ростове во время фестиваля Science-Art Weekend в Публичной библиотеке состоялся концерт для терменвокса и фортепиано. Для этого необычного музыкального инструмента пишут музыку, причём для разных составов: терменвокс и симфонический оркестр, терменвокс и орган, терменвокс и гитара и т. д.

Кстати, существовал оркестр терменвоксов, который даже выступил в Карнеги-холле — одном из самых престижных залов Америки. 10 человек исполняли на них классическую и современную музыку. Сегодня русская школа терменвокса тоже практикует выступления, когда играют восемь-девять исполнителей вместе.

— Несколько терменвоксов вместе звучат замечательно. Если сравнивать с чем-то, я бы сравнил это с ощущением, когда мы слышим органную музыку. Это плотный и довольно впечатляющий музыкальный массив, — говорит Пётр Термен.

Есть несколько разновидностей терменвокса. Одну из них создал первый ученик Льва Термена Константин Ковальский. Играть на таком терменвоксе можно сидя. У инструмента одна антенна. Высота звука регулируется правой рукой, левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью.

Другая разновидность терменвокса — матрёмин. Его создал японец Масами Такеучи. По словам Петра, это русская матрёшка, внутри которой спрятан терменвокс. На матрёмине играют сидя, потому что так его положение более статично.

Существует также виртуальный терменвокс в виде программы для смартфона.

Интересно, что…

Видео из архива дудлов google.com

Принципы работы, положенные в основу терменвокса, Лев Термен использовал и при создании сигнализации, реагирующей на приближение человека к охраняемому объекту. Такой системой, к примеру, были оборудованы Кремль и Эрмитаж.

По словам Петра, ни до Льва Сергеевича, ни после в семье Терменов не было изобретателей.

В 80-е годы Лев Термен создал полифонический терменвокс, у которого было девять голосов. Они переключались левой рукой. Он, например, мог имитировать грузинский хор. Но, к сожалению, этот инструмент был утерян. «Я надеюсь, что со временем его получится восстановить», — говорит правнук изобретателя.

Сейчас в мире существуют две школы терменвокса: в Японии и в России.

По словам Петра, Япония сегодня самая терменвоксовая страна в мире. Здесь есть большие ансамбли исполнителей на матрёмине. Самый большой достигал 273 человек. В следующем году в честь 100-летия терменвокса этот рекорд планируют побить.

Поклонником Льва Термена является пионер электронной музыки Жан-Мишель Жарр. Он сам играет на терменвоксе.

Поэт Осип Мандельштам говорил, что «растение — это звук, вырванный палочкой терменвокса из переполненного воркованием эфира».

Варьируя установки, можно получить диапазон терменвокса до восьми октав.

Некоторое время в студии Термена в Нью-Йорке работал физик Альберт Эйнштейн. Он искал связи между геометрическими фигурами и музыкой.

Несколько лет назад Гугл создал дудл с самой известной ученицей Льва Термена Кларой Рокмор. Он был сделан к 105-летию исполнительницы. Её руками можно было сыграть гамму на терменвоксе. Но, по словам Петра, создатели дудла «поставили» инструмент перед Рокмор так, будто она левша, перепутали стороны.

Теги: 

Print Friendly, PDF, Email