Писатель Евгений Лукин рассказал ростовчанам, почему для фантастики выдумка не нужна

01.10.2018

Встреча с автором прошла в рамках Донского фестиваля фантастики

Фото: Дарья Миколенко

01.10.2018, /=РО=/Писатель Евгений Лукин встретился 21 сентября с ростовскими журналистами в рамках ростовского фестиваля фантастики «ДонКон». Во время беседы фантаст поделился мыслями о современной литературе, о будущем книги и о своей работе.

Свою карьеру Евгений Лукин начинал со стихов и фантастических рассказов, которые писал в соавторстве с ныне покойной супругой Любовью Лукиной. Или, как он ласково её называет, Белкой. Писательство родилось просто как семейное хобби и неожиданно для семейства Лукиных стало новой профессией. Кроме как писателем, Евгений успел поработать фотографом, корреспондентом, печатником, резчиком холодного металла. Весь жизненный опыт позже нашёл выход в книгах и только добавил им реалистичности.

Сегодня у фантаста издано четыре романа, 25 сборников и более 100 повестей и рассказов разных размеров. Книги писателя переведены на английский, немецкий, чешский, японский и многие другие языки. А в 2006 году студией Mosquito films был выпущен короткометражный 34-минутный фильм «Отдай мою посадочную ногу», созданный по рассказу Любови и Евгения Лукиных.

Одно из самых известных произведений фантаста — роман «Алая аура протопарторга» — успело в течение года после выпуска, в 2000-2001 годах, стать лауреатом таких именитых премий, как «Звёздный мост», «Интерпресскон» и «Роскон». В романе рассказывается о приключениях домового и его товарища протопарторга за границей родного государства. Текст входит в знаменитый Баклужинский цикл Лукина. Все действия происходят в альтернативной реальности: после распада СССР распалась и Россия, а вымышленная Сусловская область раскололась на четыре враждующих города, жители которых и стали главными героями серии историй.

За своё творчество писатель неоднократно удостаивался различных литературных наград. А в 2011 году получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

Фото: Дарья Миколенко

Интересно, что сам Евгений Лукин считает, что пишет катастрофически мало.

— Я как-то спросил: сколько нужно писать, чтобы раскрутиться? Мне сказали — 17 авторских листов (авторский лист равен 40 000 печатных знаков без пробелов — Прим. /=РО=/). А я даже 10 в год не выписываю.

На традиционные вопросы о будущем книжной отрасли и полном переходе к электронному формату книг Евгений улыбается:

— С чего бы люди ни читали, уже хорошо. Пусть просто читают.

Сам писатель признаётся, что сейчас читает мало. В основном книги друзей и конкурсные работы, которые он должен судить. Поэтому говорить о современной фантастике или авторах не может. Но о жанре в целом рассуждает с удовольствием.

Так, Евгений Лукин заявил, что не понимает приписываемой фантастам роли пророка. По мнению писателя, люди часто забывают: многие фантастические элементы, описанные в книгах, часто присутствуют в жизни и до их написания. Реальность всегда будет опережать фантастику в плане неожиданности случившегося. Как подводная лодка Жюля Верна, которая существовала ещё задолго до публикации истории.

— Технологии легче всего придумать. Лично меня технологии интересуют только в той степени, в которой они влияют на человека. Когда техника начинает за него говорить и мыслить, — поделился Евгений Лукин.

Свои опасения писатель превратил в книгу «С нами бот». Её главный герой с помощью специальных устройств получил возможность жить на автопилоте — заниматься своими делами, пока приборы ведут за него его жизнь. Казалось бы, классическая фантастика, если бы не одно «но».

— Сейчас включаю телевизор и вижу — нечто подобное в Америке уже кто-то применяет. Только оборудование у него более громоздкое, — рассказал фантаст.

Интересно, что сатирики-фантасты гораздо чаще оказываются правы в предсказаниях будущего. Как пример Евгений приводит Свифта и открытия учёных острова Лапуту из «Приключений Гулливера». Описание некоторых их проектов нашло воплощение в реальности. Считается, что известный сатирик предсказал наличие у Марса двух спутников ещё за 150 лет до их официального открытия. А опыт добычи электричества из огурцов, над которым потешался Свифт, позже превратился в реальные эксперименты русского академика Климента Тимирязева. Он стал известен именно благодаря изучению накопления солнечной энергии в живом зелёном листе — исследованию фотосинтеза.

— Начинаешь думать, что как только человек доказывает, что этого не может быть, именно тогда оно и сбывается, — заметил писатель.

Ненастоящий фантаст

Фото: pixabay.com

О самом понятии фантастики у Евгения также своё мнение. Он не понимает, чем производственные космические романы, в которых герои просто летят куда-то и решают простую проблему, отличаются от романа о трактористах, где также могут решаться подобные вопросы. Где фантастика?

По-настоящему фантастическими писатель называет рассказы Шукшина, несмотря на их бытовой антураж.

— Вот что делает Шукшин? Берёт обычную ситуацию, всем известную, и вводит в неё интересное допущение — чудика или условно освобожденного. С его появлением ситуация выворачивается на изнанку и предстаёт в ином виде. Примерно тем занимается и фантастика. Во всяком случае, та, которую мы с Белкой когда-то начинали писать, — рассказал Евгений Лукин.

Позже писатель понял ещё одно правило фантастики. Для написания фантастического рассказа выдумка не нужна вообще.

— Берутся два события, две области бытия и просто сопоставляются. Их не принято было сопоставлять, но стоит это сделать — начинается фантастика, — объяснил автор.

Особенно остро тонкую грань между фантастическим и реальным Евгений Лукин ощутил в 1990-х.

— Мир за окном начал рушиться, и началась настоящая фантастика, чёрная. Стало ясно, что достаточно как следует присмотреться к действительности, чтобы понять её фантастичность. Никогда не понимал людей, которые ищут загадки. Все эти Атлантиды, чупакабры… Почему им не кажется удивительной и невероятной повседневная жизнь? А она гораздо более невероятна, чем эти лохнесы, — поделился писатель.

Евгений признаётся, что интересует его прежде всего жизнь. А фантастика, если она включается, это не более чем прием познания. Возможно, именно из-за этого коллеги по цеху шутят, что он только притворяется фантастом.

«Самое интересное начинается в этом тупике»

Фото: Дарья Миколенко

Подходы у писателей разные не только к поиску темы, но и к написанию произведений. Евгений Лукин вспоминает, как решил однажды поинтересоваться у двух знакомых романистов, как нужно писать роман. Первый собеседник посоветовал написать подробный план и строго придерживаться его. А второй ответил: «Главное, не знать, что произойдёт дальше». Сколько людей, столько и методик, резюмирует фантаст. Сам он использует в работе третий способ: видеть концовку, но слушать персонажей.

— Я знал, как начинается вещь, чем кончится. Но не знал, как герои будут добираться до этого финала. Иногда они такое делают, что самому в голову не придёт. Ты его толкаешь туда, а он не идёт. Вещь останавливается, не пишется просто. Самое интересное начинается в этом тупике. Пока наконец голову не сломишь, не придёт мысль, как отсюда выбраться. И это, наверное, самое интересное в работе литератора, — рассказал Евгений.

Одно из важнейших качеств для писателя — усидчивость. Вдохновение, считает писатель, не лучшее время для работы — это всего лишь мгновение, когда ты понимаешь, что должен делать. Настоящая пахота начинается дальше.

Евгений Лукин честно говорит, что пишет долго, без конца правит первые строки и абзацы. Это началось ещё во время работы в соавторстве с женой. Продолжается и сегодня. Свой стиль написания он считает абсолютно некоммерческим — слишком медленный, не поставить производство на поток. Не раскрутиться. Автор признаётся: в каком-то смысле он пишет для собственного удовольствия, хотя есть люди, которым его тексты нравятся.

— Как я работаю, это самый трудоёмкий и непрофессиональный способ. Всё началось с соавторства. Мы начинали искать первую фразу. Я предлагаю, Белка возражает. Когда фраза зазвучала, никто не возражает, тогда и записываем. Все с появлением компьютера стали писать быстрее, а я стал писать медленнее. Программа Word — изумительный способ до бесконечности шлифовать абзацы, — объясняет писатель.

Во времена работы над первыми произведениями все тексты печатались на машинке. Однажды Лукины собрали с пола все варианты одной и той же части, всего 21 страницу. Некоторые из них отличались только запятыми. Фантаст шутит, что, видимо, это уже неизлечимо.

На просьбу посоветовать что-нибудь начинающим авторам Евгений Лукин смеётся и приводит цитату из «Правила для начинающих авторов» Антона Чехова: «Всякого только что родившегося младенца следует старательно омыть и, давши ему отдохнуть от первых впечатлений, сильно высечь со словами: «Не пиши! Не пиши! Не будь писателем!» Потому что потом будет поздно.

— Это сходно с наркоманией. У меня всё начало сентября ничего не получается — начинается ломка, — делится автор своим видением писательского ремесла.

Напоследок Евгений Лукин ответил на вопрос, мучающий всех писателей: что делать, когда не пишется?

— Лучший способ — начать готовить. Если на даче — постричь газон. Есть такое правило: как только займёшь руки, обязательно, по каким-то хитрым канальцам что-то завяжется и в голове тоже.

Фото: pixabay.com

В 2018 году Евгений Лукин стал гостем донского фестиваля фантастики «Донкон» уже в шестой раз. Праздник поклонников жанра проводится в Ростове ежегодно с 2001 года клубом любителей фантастики «Притяжение». В рамках фестиваля в донской столице регулярно проходят встречи с известными писателями. В гостях у ростовских любителей фантастики уже побывали Михаил Веллер, Генри Лайон Олди, Людмила Синицына, Святослав Логинов, Василий Звягинцев и многие другие именитые фантасты.

Теги: