«Пассажиры не верят, что автобус будет»: как в Ростове решают проблему отсутствия транспорта по вечерам

27.02.2020

После 21:00 уехать из центра города на автобусе получается не всегда

Фото: Асмик Абрамян

27.02.2020, /=РО=/Работа общественного транспорта в вечернее время в донской столице оставляет желать лучшего. К такому выводу пришли эксперты портала «Ростов-транспорт», проанализировав данные о работе городских маршрутов после 21:00.

Так, согласно наблюдениям портала, единственный маршрут, курсирующий по гарантированному расписанию, — это автобус № 700 «Аэропорт «Платов» — ж/д вокзал». К сожалению, в черте города у него только три остановки — возле старого аэровокзала и пригородного автовокзала на Шолохова, а также на пересечении проспекта Ворошиловского и улицы Красноармейской.

Что касается городских маршрутов, то здесь эксперты высоко оценили работу «Муниципальной транспортной компании». В числе прочих она обслуживает несколько маршрутов, следующих из центра в Западный микрорайон Ростова. И претензий к их работе в вечерние часы нет.

А вот у остальных перевозчиков дела обстоят не так хорошо. Большая часть городского общественного транспорта, согласно данным мониторинга, заканчивает работу на несколько часов раньше положенного. «РО» выяснил, можно ли решить проблему нехватки автобусов в городе в вечерние часы.

По мнению редактора портала «Ростов-транспорт» Игоря Негодаева, проблема эта вполне решаема. Для этого необходимо прежде всего создать систему единого оператора городских пассажирских перевозок. Такая система уже была реализована во многих европейских городах и успешно зарекомендовала себя. Эта структура, считает эксперт, обязательно должна быть муниципальной. И на то есть ряд причин.

— Ответственность за работу такой структуры будет нести муниципалитет, а не некое «ООО». Власти же будут отчитываться перед горожанами. Второй вопрос — это финансирование подобного оператора. Коммерческая структура всегда имеет целью существования получение прибыли. Само по себе это хорошо, но не подходит в данной ситуации, — говорит Негодаев. — Такой оператор может быть планово убыточным, прибыль от его деятельности получает город и горожане, причём прибыль опосредованную. Это — отлаженная работа транспорта и все сопряжённые с этим экономические выгоды. Но речи о прямой коммерческой выгоде для оператора при реализации такого варианта не идёт.

Работа этой организации, говорит собеседник «РО», должна быть направлена на контроль и управление общественным транспортом.

— Цель этой структуры — организовать все перевозки в городе. Грубо говоря, не ездить автобусами по маршрутам, а управлять этим процессом. И отвечать за качество услуги перед пассажирами — следить за соблюдением расписания, за качеством подвижного состава и т. д. Помимо этого, структура также должна работать с перевозчиками: платить, требовать соблюдения того же расписания и, в случае чего, штрафовать.

Отдельным пунктом эксперт отмечает расписание, согласно которому в вечерние часы должен ходить общественный транспорт.

— В теории оно и сейчас имеется, но на практике, за небольшими исключениями, не выполняется. Поэтому тут нужно не создавать новое расписание, а добиваться выполнения уже существующего, — добавляет он.

И здесь главный принцип — чёткое и предсказуемое движение автобусов в вечерние часы.

— Не нужно добиваться условного «автобус каждые пять минут». Нужно, чтобы любой пассажир, если он работает допоздна, легко смог запомнить движение нужного ему транспорта. Так человек уже будет знать, что его автобус будет на остановке, к примеру, в 21:21, и будет подходить к этому времени в полной уверенности, что уедет.

По мнению Игоря Негодаева, сейчас с вечерним расписанием получается «замкнутый круг»: транспорт ходит плохо, потому что мало пассажиров, а их мало потому, что горожане не верят (и это обоснованно), что автобус вообще будет. Поэтому многие на него не рассчитывают и берут такси.

В последние годы узнать, есть ли нужный автобус на маршруте, стало проще. Появились онлайн-сервисы, где городской транспорт отображается на карте в реальном времени. Но, к сожалению, даже эта возможность не всегда помогает: автобус, который в приложении вот-вот подъедет к остановке, может просто ехать в гараж.

— Именно поэтому необходимо, чтобы транспорт чётко следовал расписанию. Если это будет сделано, появится и пассажиропоток. Перевозчикам не придется ездить в надежде на «случайного» пассажира, который оказался на остановке в то же самое время, что и автобус, — пассажиры будут целенаправленно собираться к нужному времени, — говорит собеседник «РО».

При этом вечером рассчитать время, за которое автобус проходит каждую остановку, не представляет труда — движение уже не такое интенсивное, как днём, пробок нет.

— Составленный график нужно будет разместить на остановках, опубликовать в интернете и потребовать от перевозчиков его соблюдения. Через какое-то время они и сами будут ему следовать, потому что увидят — пассажир появился. Условно говоря, на остановки будут подходить не два человека каждые 10 минут, а шесть за полчаса.

— А как спланировать время прибытия автобуса? Пассажиропоток ведь разный в центре и, например, на Западном?

— В разных случаях по-разному, тут универсального рецепта быть не может. Нужно анализировать, во сколько и откуда берутся пассажиры на каждой конкретной остановке. Где-то автобус нужен раз в 20 минут, где-то — раз в час, а где-то он вечером и не нужен вовсе.

«РО» обратился в администрацию города с просьбой прокомментировать данные инициативы. Там нам ответили, что расписание работы общественного транспорта есть и в соответствии с ним по вечерам на каждом направлении существуют специальные двухсменные графики, которые работают до 23:00-24:00.

Однако из-за пробок и недовыпуска автобусов на маршруты соблюдать это расписание получается не всегда. В этом случае транспорт отправляется с равными интервалами.

Департамент транспорта Ростова ежедневно контролирует работу общественного транспорта с использованием системы ГЛОНАСС. Пассажиры могут воспользоваться сервисом Pikas Online, в котором размещено расписание движения автобусов, троллейбусов и трамваев, а также их местонахождение на линии.

В департаменте транспорта города добавили, что в будущем планируется создать программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Ростова на ближайшие 15 лет. В рамках этой программы рассмотрят, в том числе, и необходимость создания единого оператора перевозок.

Теги: