Олег Новицкий: «Космонавт – человек, который находится на острие атаки»

18.04.2019

Рассказ космонавта о своей работе

Олег Новицкий и скафандр "Орлан", в котором космонавты выходят с МКС в открытый космос
Фото: roscosmos.ru
Олег Новицкий и скафандр "Орлан", в котором космонавты выходят с МКС в открытый космос

18.04.2019, /=РО=/Решение задач в свободном падении, дыхание ракеты перед взлетом, установка зубной пломбы на МКС, долгие годы подготовки перед полетом в космос. Обо всем этом рассказал космонавт Олег Новицкий, побывавший дважды на борту космической станции. Недавно он посетил Ростов и пообщался со студентами.

О подготовке к полету

Перед тем, как отправиться в космос, космонавты проходят три этапа подготовки. На первом этапе в течение двух лет космонавты проходят общекосмическую подготовку: изучают корабли, движение станции, ориентирование по звездам.

После этого еще примерно два года они в группах специализации подробно изучают устройство космического корабля и станции, чтобы даже без связи с Землей они смогли выполнить ремонт любой системы.

В течение этого времени проводится такая подготовка, как выживание в различных климатических условиях, прыжки с парашютом. У этих видов подготовки есть свои особенности. Например, прыгая с парашютом, космонавт должен решить задачу, написанную на карточке, которая прикреплена к рукаву, и только потом открывать парашют.

Также космонавты тренируются выживать в сложных климатических условиях – зимнем лесу, пустыне и на воде – с аварийным запасом, который положен для космического корабля. Это необходимо на случай аварийного и преждевременного спуска на Землю. По словам Олега Новицкого, за время таких тренировок космонавты худеют на несколько килограммов.

На Земле космонавты готовятся и к условиям невесомости. Это происходит в специально подготовленном самолете Ил-76.

- Он выполняет фигуру «горка», и секунд на 20-25 в салоне наступает невесомость. В этот момент мы должны научиться перемещаться от борта к борту, снимать и надевать скафандр. Только так мы можем ознакомиться с состоянием невесомости на Земле, - говорит Олег Новицкий.

О том, как стал космонавтом

- Думаю, мне очень сильно повезло. Я учился в военно-воздушной академии имени Гагарина в Монино (поселок в Московской области. – Прим. /=РО=/.), и в год окончания проводился отбор в отряд космонавтов. Те, кто считал себя здоровым и имел желание, мог написать рапорт и пройти отбор. Я, честно говоря, всегда относился к космонавтам, как к небожителям. Я даже в мыслях не мог стать на одну ступень рядом с ними. Но написал рапорт, чтоб потом не было вопроса от родных «почему не сделал попытку». Так я прошел отбор и у меня получилось.

На Земле космонавты готовятся и к выходу в открытый космос, то есть за пределы космической станции. Это делается в огромном бассейне, в котором находятся полноразмерные модули станции. Водная среда близка к условиям невесомости. Космонавт в специальном скафандре выполняет задачи на внешней стороне модуля.

- Потом, если тебе повезло, тебя назначат в экипаж. По статистике летает примерно 50% космонавтов, которые прошли отбор и подготовку, то есть делается большой запас.  И тогда ты начинаешь готовиться только к своему полету. Эта длится полтора года. То есть уже за полтора года до старта я знаю, какие буду выполнять эксперименты и работы, - рассказывает космонавт.

Подготовка к полету проводится на полноразмерных модулях МКС, которые находятся в России в Звездном городке, в Германии в Кельне, в американском Хьюстоне и японском городе Цукубе.

- За эти полтора года мы постоянно ездим по командировкам, готовимся с тем экипажем, с которым полетим. Мы учимся на профессиональном уровне разбираться не только с российскими модулями МКС, но и с частями зарубежных партнеров, чтобы выходить из любых внештатных ситуаций и выполнять все работы и международные эксперименты на любом из сегментов станции, - поясняет Олег Новицкий.

Также российские космонавты учатся выполнять посадку спускаемого аппарата в ручном режиме, на случай отказа автоматики.

Перед отправлением на орбиту

После экзаменов члены экипажей отправляются с семьями и врачом на отдых на 3-5 дней. Потом устраивается торжественный завтрак, на который приглашаются опытные космонавты, ветераны, коллеги. Но уже на этом этапе никто близко к экипажу не подходит и не здоровается за руку, чтобы ничем не заразить.

На Байконур экипажи, основной и дублирующий, прилетают за две недели до старта. Они готовятся по абсолютно одинаковой программе и летят двумя самолетами, чтобы в случае гибели одного экипажа при перелете, второй в любом случае выполнил бы поставленную задачу. Все две недели они готовятся, тренируются и привыкают к своему кораблю и скафандру.

- За несколько дней до старта космонавт, который летит в первый раз на корабле «Союз», по традиции сажает на космодроме дерево.

За 2-3 дня до старта ракетоноситель уже в сборе вывозят на стартовый стол (механическое устройство, которое фиксирует ракету в нужном положении и служит для нее жесткой опорой). В это время основной экипаж находится на карантине, он никуда не выходит, космонавтов везде сопровождает врач.

О том, что привлекает в космонавтике

- Наверное, то, что ты как космонавт находишься на острие атаки. Под тобой огромный айсберг людей, которые вложили свой труд, знания и мастерство: те, кто добывает руду, плавят металлы и конструируют ракетоносители, ученые, которые ставят эксперименты. И только ты можешь выполнить поставленную задачу как космонавт. И ты не имеешь права не выполнить ее. Наверное, такой хороший профессиональный авантюризм привлекает.

В день старта космонавты выходят из номеров гостиницы, по традиции включается песня «Землян» «Трава у дома». Весь экипаж благословляет священник.

Затем космонавты надевают скафандры, их подвозят к ракетоносителю и после небольшой фотосъемки за два часа до старта рассаживают в корабль, и уже начинается работа.

- Причем слышно, как переключаются какие-то клапаны, идет перепуск жидкостей, газов. Ракета под тобой как будто дышит. А поскольку конструкция металлическая, все отдается на твое тело, все это ты реально чувствуешь. Когда ракета только отрывается от стартового стола, ты понимаешь, что процесс это уже не обратимый. Самое первое впечатление, когда ракета выходит за пределы атмосферы и сбрасываются створки головного обтекателя, есть возможность просто глянуть в иллюминатор. Видно, насколько яркая и красивая планета, - вспоминает Олег Новицкий.

Ракетоноситель выводит корабль на орбиту за 526 секунд. По истечении этого времени должны выключиться двигатели, наступит невесомость. Через некоторое время корабль, в основном, в автоматическом режиме пристыковывается к станции. В течение 2-3 часов идет проверка герметичности.

- В это время экипаж, который находится на станции, уже ждет вновь прибывших коллег. Каждый экипаж везет с Земли письма, посылки, свежие фрукты. Новые лица на МКС – желанные гости, - говорит он.

На космической станции

- Планета с МКС выглядит не как шар, который часто показывают в фильмах, а как огромная полусфера. Потому что высота полета станции всего 400-450 км. Но за сутки станция выполняет 16 витков, и за счет поворота Земли мы каждый раз пролетаем над новой территорией, - говорит космонавт.

Международная космическая станция условно делится на несколько сегментов разных стран, но межгосударственных границ нет: все космонавты имеют право перемещаться по всей станции.

На ней живут и работают по гринвичскому времени, официальный язык - английский.

- Но поскольку мы те еще полиглоты, мы изучаем английский язык, американцы – русский. И общаемся на смеси. То есть мы делаем вид, что говорим на английском, а они делают вид, что говорят на русском, и все при этом счастливы, - смеется Олег Новицкий.

Еда на МКС, в основном, в консервных банках, которая разогревается в специальной электрической печке. В тюбиках находятся только приправы и сгущенное молоко. Основной рацион представляет собой сублимированную пищу, которая уже приготовлена, обезвожена и расфасована в пакеты. Ее заливают водой и настаивают 15-20 минут. По словам Олега, еда очень вкусная и разнообразная.

О любимом фото Земли с орбиты

- Политически грамотно было бы сказать, что фотография Ростова, но нет. Это фотография моего родного города Червеня (Белоруссия. – Прим. /=РО=/.). Он очень маленький, его сложно найти. Я фотографировал огромное пространство от города Минска в сторону востока и только потом, увеличивая, нашел свой городок.

На станции есть целый шкаф с большим набором медикаментов. Еще на Земле космонавты проходят подготовку по медицине. У них есть инструкция, которая, при отсутствии связи с Землей, позволяет по симптомам определить, что принять. Олегу Новицкому, например, пришлось самому ставить на орбите пломбу.

На борту обязательны занятия спортом два раза в сутки по полтора часа до обеда и после, иначе мышцы атрофируются и из костей уйдет кальций.

Каждый день космонавтов расписан. Они могут выполнять штатные работы по замене каких-то систем и агрегатов, выполнять различные эксперименты. Раз в неделю устраивается видеосвязь с семьей.

Работа корабля и станции всегда находится под контролем наземных специалистов. Если возникает внештатная ситуация, они вместе с членами экипажа стараются ее ликвидировать.

За две недели до возвращения на Землю экипаж начинает укладывать вещи и грузы.

- Возникает двоякое чувство. Ты вроде бы рад, что после полугода летишь домой, к семье, к друзьям. Но с другой стороны, ты понимаешь, что покидаешь уникальное сооружение, доступ к которому есть у тебя и еще у ограниченного числа лиц. Но домой, честно говоря, очень хочется, - делится впечатлениями космонавт.

Возвращение на Землю

После того как космонавты переместились с МКС в корабль, он отходит от станции, выдает тормозной импульс, чтобы погасить скорость, и дальше за счет притяжения Земли начинает на огромной скорости приближаться к атмосфере. Перед входом в атмосферу корабль делится на три части. Бытовой и двигательный отсеки сгорают в плотных слоях атмосферы, а Земли достигает только спускаемый аппарат, оснащенный мощной теплозащитой, в котором находится экипаж.

- Поверхность спускаемого аппарата разогревается до 2 тыс. градусов. То есть малейший дефект сборки корабля или теплозащиты может привести к гибели всего экипажа. После посадки нас встречают, но идти в первые часы нам помогают, потому что организм не воспринимает вертикаль, - говорит Олег Новицкий.

О SpaceX

- Отношусь к их изобретениям с почетом. У них очень хорошее технологическое решение. То, что на посадку ступеней тратится какое-то количество топлива, может, не выгодно, но само техническое решение очень грамотное, интересное. И эта проблема, как посадка ступеней, решена.

Между полетами в космос космонавты обновляют свои знания, так как системы кораблей постоянно совершенствуются. А также они очень много ездят по стране, за рубеж и рассказывают о своей работе.

- Я люблю то, чем занимаюсь. Но, скажу честно, авиация мне ближе. Потому что можно чаще и больше летать. Полет в космос – вещь классная, значимая. Хочу, чтоб они происходили намного чаще за счет сокращения подготовки, усовершенствования кораблей или станций. Чтоб это было так, как с самолетом, – сел и полетел, - мечтает Олег Новицкий.

Теги: