Новое поколение предпринимателей

09.08.2018

Факультет «Капитаны» открывается в ЮФУ

09.08.2018, /=РО=/Факультет с необычным названием «Капитаны» открывается для первого набора студентов в Южном федеральном университете уже в сентябре этого года. «Капитаны» – это предприниматели нового поколения. О том, что это значит, как хорошая репутация студентов-ростовчан повлияла на появление нового факультета в донской столице и почему студентам-капитанам нельзя пить и курить, корреспонденту /=РО=/ рассказала и. о. декана факультета «Капитаны» ЮФУ Марина ШУСТОВА.

Факультет существует с 2013 года в Москве на базе Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова – одного из ведущих экономических вузов страны. В прошлом году было подписано соглашение между руководителем Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны» Олегом Алексеевым и теперь уже бывшим ректором Южного федерального университета Мариной Боровской о создании факультета «Капитаны» в ЮФУ. Это первый опыт регионального масштабирования образовательного проекта, и ЮФУ – пока единственный из 10 федеральных университетов, где появилось это направление подготовки.

Капитан = лидер

– Марина Сергеевна, расскажите об особенностях факультета «Капитаны». Чем обучение здесь будет отличаться от традиционной подготовки менеджеров и экономистов?

– Наш факультет – это, прежде всего, сообщество нового поколения предпринимателей – молодых людей, которые не боятся брать на себя ответственность, готовых начинать свой бизнес с первого курса и открытых всему новому. Нас и коллег с экономического факультета, из Высшей школы бизнеса и с факультета управления объединяет общая задача популяризации предпринимательства. Но, в отличие от других направлений подготовки, наши студенты не ждут окончания университета, а непосредственно во время обучения работают над созданием и развитием своих бизнес- и социальных проектов.

– Как будет организован учебный процесс?

– Есть базовая часть: лекции, аудиторные и внеаудиторные занятия, которые определены образовательным стандартом по направлению «Менеджмент». Студенты посещают лекции, семинары, а в конце обучения получают диплом бакалавра. Но это не все. Есть так называемая вторая половина дня, которая включает «капитанские» модули. Их задача заключается в том, чтобы с самого первого курса студенты формировали коллективы и развивали управленческие навыки, искали идею для бизнеса.

– Какие «капитанские» модули есть в программе?

– Например, «Быстрые деньги» – своего рода инициация в предприниматели. Он длится три недели, за это время нужно не только придумать бизнес-идею и проработать каналы продаж, но и получить от ее реализации первый заработок. Есть модуль «Лаборатория брендов», в рамках которого студенты учатся формировать рабочие команды, инициировать идеи, создавать и тестировать первые продукты. Это может быть социальный проект, торговая марка, интернет-платформа и другое.

– Как появилась идея создать такой факультет в России?

– Это отечественная история. Главным идеологом и создателем является Алексей Нечаев, основатель российской парфюмерно-косметической компании «Фаберлик». В свое время он проходил парусную практику в знаменитой «Каравелле» (отряд «Каравелла» – это пресс-центр и парусная флотилия, он был создан в начале 1960-х годов в Свердловске писателем Владиславом Крапивиным и группой детей. Основные направления «Каравеллы» – морское дело, журналистика, фехтование, история флота. – Прим. /=РО=/.). Через это сообщество прошли очень многие, в том числе такие известные бизнесмены, как владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик и президент «Мультимедиа Холдинга» Александр Школьник. Это было сообщество, разделяющее такие ценности, как честность, дружба, преданность общему делу. С ребятами работали педагоги-новаторы, которые хотели привнести новые подходы в систему образования. В студенческие годы Алексей Геннадьевич хотел создать свой отряд по образцу «Каравеллы». Можно сказать, что сейчас он реализует свою идею в «Капитанах».

– То есть название факультета «Капитаны» связано с «Каравеллой»?

– Отчасти, но не совсем. Вообще, слово «капитаны» в данном случае используется в значении «лидеры». «Морская» тема не является доминирующей.

– Почему решили открыть второй факультет именно в Ростове?

– Потому что есть положительные отзывы о выпускниках-ростовчанах этого факультета в РЭУ имени Плеханова: они себя очень хорошо показали во время учебы. Видимо, у нас в Ростове особый деловой климат: не зря город зовется купеческим, хоть это, скорее всего, просто штамп. Но тем не менее на юге бизнес-активность достаточно высокая по сравнению с другими регионами.

– А когда факультет появится в других регионах?

— Знаю, что сейчас ведутся переговоры с Томским государственным университетом. В других вузах тоже ведется подготовка к его созданию. Проект имеет очень мощную федеральную поддержку, и планы по масштабированию будут продолжены. Помимо федеральных университетов уже в этом году будет осуществляться набор в восемь филиалов РЭУ имени Плеханова по всей стране на это направление.

– Бюджетных мест для поступающих в этом году не предусмотрено. Но абитуриенты могут получить грант на обучение от фонда «Капитаны». Почему так?

Позиция такова, что возможность обучаться на факультете бизнеса «Капитаны» должна быть у всех желающих. Для Москвы получение гранта особенно актуально, потому что стоимость обучения в РЭУ имени Плеханова очень высокая, а талантливых ребят, которые хотят связать свою жизнь с факультетом, очень много. В Ростове, конечно, стоимость ниже, но все равно у вовлеченного и целеустремленного абитуриента должен быть шанс учиться бесплатно. Он может получить грант на 100-процентную или 50-процентную оплату обучения – номинал зависит от суммы баллов ЕГЭ. Кроме того, фонд может продлить грант, если студент заканчивает семестр без троек и в срок закрывает «капитанские» модули.

– Сколько будет стоить обучение, если студент не сможет получить грант?

– Обучение на факультете «Капитаны» стоит 108 тыс. рублей в год – столько же, сколько стоит обучение на направлении «Менеджмент». Эту цену устанавливает университет.

– А когда на факультете в Ростове появятся бюджетные места?

– Надеемся, что в следующем году.

Фундамент успеха

– Помогать капитанам с их обучением и бизнесом будут предприниматели-практики?

Мы планируем пригласить читать открытые лекции и вести мастер-классы бизнесменов Ростова. У нас достигнута договоренность с некоторыми участниками ассоциации управленцев и предпринимателей «Ростовский Клуб 2015», а также независимыми экспертами в сфере бренд-стратегии, маркетинга, управления человеческими ресурсами. Ребята получат основы SMM, видеоблогинга, проектного менеджмента, GR-менеджмента (взаимодействие с органами власти. – Прим. /=РО=/.) и других прикладных дисциплин.

– У студентов будут наставники. Кто эти люди и как долго они будут помогать начинающим бизнесменам?

– В нашей команде по развитию факультета бизнеса «Капитаны» ЮФУ три магистранта «Капитанов» РЭУ имени Плеханова. Ребята успешно окончили программу бакалавриата и испытали все на себе. Они и станут первыми наставниками. На старте обучения они будут курировать каждую группу. На втором и третьем курсах в зависимости от модулей к проектной деятельности студентов будут привлекаться практики, которые тоже будут помогать реализовать их проекты.

– В конце обучения студенты вместо дипломной работы должны будут представить бизнес-проект?

– Диплом никто не отменял. Выпускаясь из университета, студент обязан представить выпускную квалификационную работу. Но на нашем факультете эта работа станет текстовым выражением презентации бизнес-проекта, который студент представит на итоговом форуме перед инвесторами.

– Какие проекты могут создать студенты?

– Здесь нет никаких ограничений. Но, по опыту «Капитанов», хорошо стартуют FMCG-проекты (FMCG – Fast Moving Consumer Goods, общее название для товаров повседневного потребления. – Прим. /=РО=/.). Один из самых успешных – производство из отходов деревообрабатывающей промышленности гигиенических наполнителей для туалетов домашних животных. Есть проекты, где ребята делают полезные «живые» лимонады, букеты из фруктов, организуют анти-кафе и коворкинги.

– А можно ли научить успеху?

– Мне часто задают вопрос: «Неужели вы считаете, что все, кого вы наберете, станут успешными бизнесменами?» Конечно же, нет. Успех – всегда штучная вещь. Но мы будем стараться дать им основу, фундамент предпринимательства – понимание того, что свой бизнес – это большой труд и колоссальная ответственность за себя и свою команду, но вместе с тем невероятная свобода и постоянное развитие. Проявлять лидерские качества и умение брать на себя ответственность, участвовать в жизни товарищей, помогать друг другу, не бояться нового, стучать в открытые и закрытые двери – этому мы научим точно. С этими навыками молодой человек найдет себе применение в жизни, даже если не станет предпринимателем сразу по окончании вуза.

Принцип успешного человека: не пить, не курить, вести ЗОЖ

– Поступить только по результатам ЕГЭ на факультет «Капитаны» нельзя, нужно пройти ряд испытаний. Каких именно?

Мы используем на факультете многоэтапный набор. Абитуриент выполняет ряд заданий, начиная с мотивационного письма, где он рассказывает, почему хочет поступить на факультет, как он видит себя в этом сообществе. Затем он получает творческое задание, например подготовить самопрезентацию в форме видеоролика. Уже на этом этапе мы понимаем, кто действительно хочет учиться у нас. Люди, которые не хотят выполнять задания, – они сразу не наши. Они не готовы что-то сделать, чтобы достичь цели.

– Чтобы поступить на факультет, обязательно нужно пройти отборочный лагерь. Каков его формат?

– Лагерь представляет собой трехдневный образовательный интенсив. Он проводится на сертифицированной базе отдыха под Таганрогом. Здесь абитуриенты под руководством наставников проходят различные тренинги и бизнес-квесты по лидерству и риск-менеджменту, командообразующие игры на развитие коммуникативных и аналитических компетенций. Здесь будущие студенты обязательно занимаются спортом, в частности карате. Каждый капитан подписывает с фондом соглашение, в котором обязуется не курить, не пить, вести здоровый образ жизни. Были прецеденты, когда из-за нарушения этого соглашения людей даже отчисляли. Зачем нужно соблюдать ЗОЖ? Это вопрос ответственности и принципа. Если мы договорились – будь добр, держи слово.

– Что дает лагерь будущему студенту и организаторам?

– Мы смотрим на абитуриента и понимаем, как он проявляет себя в команде, готов ли он работать, насколько развиты коммуникативные навыки, личностные, лидерские качества. Абитуриент, со своей стороны, оказывается в совершенно новых условиях и многое про себя узнает. Есть, например, упражнение на доверие: нужно упасть спиной на руки товарищей. Благодаря ему кто-то открывает для себя, что легко может довериться людям, кто-то понимает, что нет. Кроме того, для абитуриентов лагерь – это возможность посмотреть, как будет проходить их обучение. А еще для них это проверка того, смогут ли они выдержать такой ритм и формат общения.

А если ребята в итоге не захотят стать бизнесменами?

– Студенты смогут устроиться на работу в любую компанию, так как они будут обладать главными для работы «в найме» компетенциями: умением работать с людьми, анализировать, критически мыслить, разбираться в ситуации. Эти навыки универсальны практически в любой сфере.

Теги: 

Читайте также

Фото: центр общественных коммуникаций ЮФУ

14.03.2024816

Фото: центр общественных коммуникаций Южного федерального университета

20.02.2024440

Фото: Центр общественных коммуникаций Южного федерального университета

26.01.2024757

Фото: пресс-служба администрации Ростова-на-Дону

23.01.2024592