Не все супергерои лезут на стену

28.06.2018

Как полюбить комиксы тем, кто даже никогда не держал их в руках

Фото: Анна Кобыляцкая

28.06.2018, /=РО=/Некоторые думают, что комиксы — это просто книжки с картинками. Что это несерьёзно и только для детей. Но на самом деле комиксы — это отдельный вид искусства. С чего начать тем, кто никогда их не читал? Чем наскальная живопись и русский лубок похожи на современный комикс? Какое будущее ждёт индустрию комиксов? Об этом и многом другом мы узнали от владельцев ростовского комикс-шопа, авторов проекта комикстеки Саши и Маши ТРЕМБАЧ, которые могут рассказать о комиксах так, что даже если вы никогда не держали их в руках, вы всё равно их полюбите.

— И всё-таки… Искусство или нет?

Саша: — Для нас комиксы — безусловно, вид искусства наравне с литературой, кинематографом и т. д. Как и в кино, в нём есть работы разного уровня: есть поп-корновые, а есть авторские. Правда, сейчас у многих сложилось мнение, что комиксы — это только про супергероев.

Облако над головой

Маша: — И у нас есть доказательства, что комиксы — это искусство.

Какие?

— Это исторически сложившийся способ передачи информации, который несёт в себе культурную ценность. Самые первые комиксы, правда, без текста — это наскальная живопись. А лубок — ярчайший пример комикса на Руси. Самый известный — «Как мыши кота хоронили». В отличие от наскальной живописи, лубок очень похож на современные комиксы. Там картинки уже сопровождались пояснительным текстом.

С.: — И в нём присутствует комедийность.

— А почему в нашей стране существует такой стереотип, что комиксы — это несерьёзно, и их читают только дети?

М.: — У большинства из нас в детстве были комиксы про Микки Мауса и черепашек-ниндзя. Поэтому, опираясь на воспоминания из детства и не имея текущего опыта, может показаться, что комиксы только для детей.

С.: — В то время просто не было комиксов для взрослых!

М.: — Они стали появляться у нас только в 2012 году. Тогда вышел фильм «Мстители», и начался настоящий бум комиксов. В том же году российское издательство Bubble — собственный русский Marvel — стало выпускать свою серию комиксов. Это тоже дало толчок развитию.

С.: — Комиксы — это форма, в которой можно рассказывать любые истории. Не только детские и не только про супергероев. Комиксы, как и книги, есть для любого возраста, но у нас нет достаточного количества людей, которые бы забрали детский комикс у человека, который уже вырос, и дали почитать ему какой-то более взрослый. Поверьте, в России сегодня выпускается масса отличных произведений. К большому сожалению, многие из них не покупают так хорошо, как «масс-маркет».

— Можете привести пример хороших комиксов?

С.: — «Нас трое», к примеру. Это история про трёх домашних животных — кролика, собаку и кошечку, которых похитили военные и сделали из них военизированных киборгов. Они сбежали из лаборатории и ищут свой путь домой к хозяевам. В своё время это произведение получило премию имени Айснера, она ежегодно вручается за лучший комикс, лучшую графическую передачу, лучший сюжет и т. д. «Маус» Арта Шпигельмана, посвящённый Второй мировой войне, ужасам фашизма и холокоста и получивший Пулитцеровскую премию. «Персеполис» иранской художницы Маржан Сатрапи — комикс про революцию в Иране и про то, как она переживала её, будучи ребёнком. Все они изданы на русском языке, их легко купить, но большинство людей покупают комиксы Marvel или DC (два крупных издательства, выпускающих комиксы про супергероев. — Прим. «РО».). К сожалению.

— А почему?

С.: — У нас некому рассказывать о серьёзных комиксах.

«Рик и Морти»

Некоторые люди знакомятся с комиксами в первую очередь через кино…

С.: — Это, действительно, так, но проблема в том, что их сложно потом оттуда вытащить.

М.: — Многие говорят, что не любят комиксы, но при этом обожают Дэдпула как персонажа. А как можно любить персонажа комиксов и не любить комиксы?! Это же противоестественно!

— Кто приходит в магазин за комиксами, какого возраста ростовская аудитория?

С.: — Среди них есть как очень молодые, так и очень взрослые люди.

— У вас же есть и непереведённые комиксы.

С.: — Это наша фишка.

М.: — Американские комиксы — это исток, с них всё началось. Мне кажется, нельзя быть настоящим комикс-шопом, если у тебя нет комиксов на языке оригинала. Первое время у нас были комиксы только на английском.

С.: — А первыми покупателями этих комиксов были девушки. Сейчас 50 на 50.

— А поклонников комиксов в Ростове много?

М.: — В нашей группе в соцсети больше 30 тыс. человек.

Какие комиксы сейчас самые популярные у ростовчан?

М.: — Раз в месяц мы делаем статистику топ-продаж комиксов, и последние полгода на первом месте держится «Рик и Морти». Многие знают одноимённый мультсериал, полный сарказма. Возрастное ограничение этого комикса 18+. Все комиксы имеют возрастные ограничения. И мы их соблюдаем.

С.: — Хотя некоторые выпуски новостей гораздо страшнее того, что есть, к примеру, в комиксе с пометкой 16+.

А оригинальные русские комиксы тоже есть? Как вы считаете, есть у них шанс стать популярными за границей?

С.: — Некоторые уже стали. Есть группа американских фанатов русских комиксов издательства Bubble, с которыми мы встречались на фестивале Comic-Con в Сан-Диего. Девушка из Лас-Вегаса косплеила Красную Фурию, и это было забавно.

Комиксы про глубокие думы

М.: — В нашей стране последние несколько лет происходит бум комикс-культуры: издательства печатают не только переводы, но и оригинальные русские комиксы, открываются магазины, проводятся фестивали. В России выпускают много самиздата. У таких комиксов, как и у хороших русских фильмов, есть одна особенность. Они достаточно грустные, они берут за душу, и после них ты даже немного находишься в стрессе.

С.: — У нас даже комедии грустные. Душа у русского человека такая.

М.: — И комиксы у нас про глубокие думы. Они суровые. И не всегда читатели к этому готовы. Американские комиксы — они больше про суперсилу. Европейские, в частности, итальянские, очень юмористические. Они даже высмеивают классический супергеройский комикс.

С.: — Мы ещё не сказали о японской манге. В Ростове есть две девушки, которые издали уже два тома манги «Белая магия против чёрной магии», её можно купить по всей России.

— А какая особенность у манги?

С.: — Безумие в хорошем смысле. Это отдельный мир. Но чтобы объяснить специфику подробнее, придётся выпустить целую газету.

— Есть в Ростове люди, которые коллекционируют комиксы? И есть ли у вас своя коллекция?

С.: — Такие люди есть и их достаточно много. Наша коллекция с некоторыми не идёт ни в какое сравнение, и мы этим людям по-хорошему завидуем.

Частью коллекции может стать не любой комикс. Это обязательно должно быть издание на языке оригинала, обязательно сингл и первая печать.

М.: — Мы сапожники без сапог, это классическая ситуация. Хотя весь магазин — наша коллекция, которую мы распродаём.

С.: — Маша собирает коллекцию комиксов «Ходячие мертвецы». А я покупаю интересные произведения, которые, как мне кажется, со временем будут дорожать. Когда мы начинали, у DC вышел перезапуск Бэтмена. Мы привезли первый сингл, который продавали за 240 рублей. Через год он стоил 2,4 тыс. рублей. Сегодня — уже 24 тысячи.

— Расскажите о международном фестивале Comic-Con в Сан-Диего. Вы были на нём?

С.: — Мы были на этом фестивале четыре раза. А один раз ещё и стажировались в лучшем в Лос-Анджелесе комикс-шопе — Meltdown Comics.

М.: — Это огромный магазин в Голливуде, тесно связанный со звёздами, художниками и сценаристами. Интересно, что у них основные покупатели комиксов — это взрослые дядьки. Нам сначала это показалось странным, но потом мы поняли, что это люди, которые выросли на комиксах. А если говорить о Comic Con'е, это…

С.: — Очень круто!

Одна из самых известных лубочных картинок - "Как мыши кота хоронили" - яркий пример русского средневекового комикса.

Планета из шоколада

М.: — Это как если вы любите шоколад, и попали на шоколадную планету. У меня есть любимая цитата от режиссёра и автора комиксов Кевина Смита. Он сказал: «До того, как я попал на Comic Con, я был жалкой букашкой, а после того, как попал туда, я просветлел и понял многое». Ни разу там не побывав, невозможно понять, что это. Это концентрация того, что ты любишь, 300 тыс. человек, с которыми ты на одной волне, и тебе с ними всегда будет о чём поговорить.

С.: — Кстати, туда очень сложно попасть. Ты должен выиграть возможность покупки билета.

По словам Маши, на международном фестивале, который длится четыре дня, можно запросто встретить какую-нибудь звезду: певца Джастина Тимберлейка или создателя множества персонажей комиксов (Человека-паука, Людей Икс, Халка, Тора и многих других), писателя Стэна Ли, к примеру.

С какого комикса лучше всего начать тем, кто никогда не читал комиксы, чтобы влюбиться в этот жанр?

С.: — А с какой книги лучше начать читать книги?..

М.: — Всё зависит от интересов и от настроения. Нужно выяснять вкусы каждого человека.

С.: — Давай на тебе попробуем! Научную фантастику любишь?

— Люблю.

С.: — А серьёзные фильмы?

— Люблю фильмы Дэвида Линча и Ларса фон Триера.

М.: — Я бы порекомендовала комикс «Жуй». Это детективная история. Кстати, изначально многие комиксы были детективные. Издательство DC так и расшифровывается — Detective Comics. Или «Сказки» — это история о том, как персонажи сказок попали в реальный мир и живут в нём. А чтобы мы не показались ужасными снобами, которые игнорируют гигантов комикс-индустрии, скажу, что недавно открыла для себя «Чудеса» Алекса Росса, который выпустило издательство Marvel. Это история, рассказанная обычным человеком, который живёт в эпоху супергероев.

— В апреле благодаря вам в Ростове появилась первая комикстека

С.: — Она, насколько нам известно, первая на Юге России.

М.: — Когда мы узнали, что в Публичной библиотеке есть всего пара-тройка старых комиксов, решили исправить эту ситуацию. Мы хотим показать, что комиксы — это интересно и это по-разному: есть про супергероев, а есть инди-комиксы про жизнь и насущные проблемы. Мы хотели расширить кругозор людей. Придя в библиотеку, люди могут полистать книги, а те, что лежат в абонементе, — даже взять домой. Мы сделали уже две поставки комиксов.

С.: — Третья уже собрана. Коллекцию мы обновляем раз в месяц. В каждой — 20-30 книг. Отдаём их в библиотеку бесплатно.

— А если бы вы оказались внутри комикса, какими героями бы стали?

М.: — А мы уже были в комиксах!

С.: — И ещё будем, надеюсь.

М.: — К пятилетию комиксшопа мы издали комикс про наш магазин. Мы написали сценарий, наши друзья нарисовали историю про каждого человека, который тогда работал с нами, про нас самих. Вышло всего 100 экземпляров. А ещё однажды мы появились на обложке первого выпуска комикса про зомби-апокалипсис «Декабрь». На картинке мы стоим у нашего магазина и отбиваемся от зомби.

— Какое будущее, по вашему мнению, ждёт индустрию комиксов?

М.: — Я хочу верить в светлое будущее. Если все мы будем думать не только о деньгах, будем стремиться сделать вклад в историю, то комикс-культура может стать частью российской культуры.

С.: — Если этого не произойдёт, то бум комикс-шопов, который сейчас происходит в России, закончится так же, как закончился бум антикафе, вейпшопов и бургерных. Людям кажется, что это лёгкий бизнес, но это не так. На самом деле, мы продаём книги, и в этом нет ничего лёгкого.

По словам Саши, современный комикс появился в конце XIX века. Принято считать, что это так называемые комикс-стрипы про Жёлтого малыша (Yellow Kid) — три-четыре картинки, в которых происходит действие. Они выходили в газете «Нью-Йорк джорнал» и были популярны настолько, что про Жёлтого малыша стали выпускать отдельные комиксы.

Сегодня есть очень необычные комиксы: издания, которые предполагают скачивание плейлиста и прослушивание его во время чтения, 3D-комикс Building Stories — набор постеров, вырезок, газет, из которых ты можешь построить свой комикс сам, известные книги в виде графических романов: «451 градус по Фаренгейту», «Мечтают ли андроиды об электроовцах», биографии известных людей — Фриды Кало, Зигмунда Фрейда — изданные в виде комиксов.

Теги: