Наука и производство: ростовские журналисты совершили тур по научным лабораториям ЮФУ

Новости

Автор/авторы:

08.02.2020

Пресс-тур прошел в преддверии Дня науки

Фото: Кристина Малкина

08.02.2020, /=РО=/Научные сотрудники Южного федерального университета в преддверии Дня науки провели для ростовских журналистов экскурсии по лабораториям вуза и объяснили, для чего дышать рядом с крысой, как провести эксперимент с помощью самой мощной в мире лазерной установки, которая находится в Германии, и при этом не покидать Ростов, и какие существуют новейшие способы обеспечения информационной безопасности.

Безопасная керамика

Лариса Резниченко, заведующая отделом интеллектуальных материалов, проводила журналистов в лабораторию реологии активных материалов. Она рассказала о керамике, откликающейся на внешнее воздействие. Используется она, например, в пьезозажигалках. Доктор физико-математических наук поведала историю направления сегнетоэлектрического материаловедения у портрета его основателя – Евгения Фесенко, который более 50 лет назад развил его как нетоксичное, бессвинцовое.

- Все промышленные пьезотехнические применения базируются на соединениях свинца. Свинец при работе с ним запредельно токсичен и относится к материалам первой категории вредности, он провоцирует различные заболевания, - отметила Лариса Резниченко.

Образцы бессвинцовой керамики

По словам спикера, ЮФУ одним из первых начал работу с подобными химическими соединениями, а бессвинцовая керамика не уступает по качеству той, в составе которой есть соединения свинца. Она не вредна для человека и окружающей среды. Работники лаборатории взвесили необходимые вещества в присутствии журналистов и рассказали о процессе создания керамики: сначала в определённых количествах смешиваются химические реактивы, добавляется спирт, затем изделие обжигают и с помощью рентгенографического анализа определяют качество пробных образцов, выявляют наличие в них примесей или дефектов. Журналисты смогли подержать в руках уже готовые образцы керамики. Именно она используется в различных датчиках, применяется в медицине, бытовой технике и даже космической инженерии.

- Мы были первые и остались единственные в России, кто производит такую керамику крупномасштабно, не просто лабораторные образцы. У нас есть опытное производство, то есть завод при институте с огромными цехами, где эту керамику производят десятками тонн в месяц. Вот чем мы отличаемся от всех остальных подобных лабораторий, которые есть на территории России, - сообщила профессор ЮФУ.

Ваше здоровье в их лапах

В прошлом году в программу пресс-тура уже входило посещение научно-исследовательского технологического Центра нейротехнологий ЮФУ. Тогда журналисты ознакомились с биогибридной системой – прибором, который позволяет считывать информацию с датчика, вживленного крысе. Различные участки мозга животного реагируют на различные запахи. На основании этих данных выдвигается вероятность отнесения к группе больных. Проект Фонда перспективных исследований «Оценка возможности использования биогибридной технологии распознавания запахов в интересах скрининга социально значимых заболеваний» проводится совместно с Ростовским научно-исследовательским онкологическим институтом. За время его существования (с 2017 года) уже обследовал 1073 человека, из них 85 с высоким риском наличия онкологии по результатам биогибридного скрининга.

H-42 — крыса, участвующая в проекте НИТЦ

- 41 человек согласился на дополнительное обследование с использованием стандартных медицинских вариантов диагностики. Так выявлены несколько случаев заболевания раком легких и раком желудка, - рассказала Галина Карантыш, доктор биологических наук и ведущий научный сотрудник лаборатории «Нейротехнологии восприятия и распознавания».

Цель проекта – создание биогибридной системы, позволяющей на ранних стадиях обнаруживать признаки онкологических заболеваний. Также ведется разработка приборов, способных заменить живой организм, однако уровень восприятия концентрации вещества таких датчиков все же намного ниже, чем у крыс, рецепторные нейроны которых содержат тысячи возобновляемых естественных путем белков-рецепторов, что позволяет им различать большое количество запахов.

Интеллектуальные материалы будущего

В рамках пресс-тура ростовские журналисты посетили международный исследовательский институт интеллектуальных материалов. Ученые института занимают лидирующие позиции в мире в области применения спектроскопии XANES для диагностики материалов. Школа рентгеновской спектроскопии существует с 1951 года, ее основателем является доктор физико- математических наук Михаил Блохин.

Как рассказал директор МИИ ИМ Александр Солдатов, самый мощный в мире рентгеновский лазер на свободных электронах, находящийся на территории Германии, дает большее количество точных данных, чем другие подобные установки. Цена оборудования – 1,7 млрд. евро, 25% от этой суммы внесено Россией. С помощью рентгеновского лазера можно узнать расположение атомов в молекуле исходного вещества, чтобы на основе этих данных спроектировать новый материал.

В мире работают уже шесть таких станций. Полученные данные применяются в медицине, энергетике и науке.

Из-за высокой стоимости работы на лазерной установке было разработано специальное учебное пособие в режиме виртуальной реальности. Группа журналистов побывала в виртуальном двойнике лаборатории и провела эксперименты над молекулами различных химических элементов.

Фото: Критина Малкина
Опыт в виртуальной лаборатории

- Сейчас мы прокладываем канал из Гамбурга прямо сюда, к нашему суперкомпьютеру, и эксперименты можно будет проводить здесь, - сказал Александр Солдатов.

Приборостроение и микроэлектроника

Инжиниринговый центр приборостроения и микроэлектроники в Таганроге состоит из двух частей: цеха для металлообработки и офисных помещений для коворкинга.

- У нас были совместные проекты с ТАНТК (Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом) имени Г.М. Бериева, с ростовским предприятием «Гранит». В этом году стартовал крупный проект с Таганрогским НИИ связи по разработке комплексов обработки сельхозсырья с помощью СВЧ-облучения. Например, пастеризации молока и обеззараживанию зерна. На протяжении пяти лет мы оказываем коммерческие услуги по заказам на разработку сырья, изготовлению деталей и электронному приборостроению, - рассказал о деятельности центра его директор Андрей Ковалев.

Цех металлообработки ЮФУ

Журналистам провели экскурсию по цеху металлообработки и рассказали о стадиях производства от изготовления бруска металла до готового изделия.

Защитить информацию

Последним пунктом посещения стал Институт компьютерных технологий и информационной безопасности. Здесь журналистам показали компьютерную установку, на первый взгляд ничем не отличающуюся от персонального компьютера, однако она способна генерировать абсолютно секретные ключи, которыми можно шифровать любые сообщения.

В одной из самых передовых лабораторий квантовой криптографии в России установлено оборудование на основе оптоволоконных линий связи, способное обеспечить защищенность информации.

Кристина Малкина
Квантовая компьютерная установка

- Научный проект был создан для коллаборации между Россией и Индией. Джайпур, город, с которым мы работаем, имеет большое количество вузов по IT-направленности. Российско-индийский научный центр работает уже полтора года. Лаборатория квантовой связи существует для исследования систем квантовой связи криптографии и противодействия атакам на квантовые каналы, - рассказал журналистам доцент кафедры информационной безопасности телекоммуникационных систем и директор российско-индийского центра Антон Плёнк.