Мощная энергетика стародавней пьесы в современной интерпретации

29.06.2021

В Ростовском-на-Дону молодёжном театре 25 июня состоялась премьера спектакля «Коварство и любовь»

29.06.2021, /=РО=/А первыми увидели премьеру журналисты, когда на генеральной репетиции в полотно спектакля вносились последние штрихи.

Что же представила ростовская Молодёжка в спектакле по пьесе Шиллера в постановке Дмитрия Акриша?

С первых минут зритель по­гружается в непростую и довольно шумную атмосферу спектакля. По сцене нервно мечется вдоль левой кулисы учитель музыки Миллер. Чуть более спокойна, но тоже внутренне взвинчена его жена. Взрыв эмоций происходит, когда появляется та, кого они нетерпеливо ожидают, — их дочь Луиза. И фоном всего этого напряжения звучит музыка, бьющая буквально по мозгам, звучащая то тише, то громче в кульминационные моменты.

Написанная в конце XVIII века в жанре «бюргерская трагедия» пьеса о трагической любви дворянина и мещанки, что вполне нормально для той эпохи, конечно же, подверглась режиссёрскому переосмыслению.

И потому на сцене происходят такие вещи, которые в Германии 1780-х годов были бы нонсенсом: дерзящая герцогине простолюдинка или идущая против воли отца дочь. Однако это ещё больше закручивает интригу: внимать и сопереживать тому, что можно представить сегодня, намного легче, чем происходившему почти два с половиной века назад.

Более того, режиссёр играет геометрией и светом, расставляя на сцене актёров, как шахматные фигуры на видимой только ему чёрно-белой доске. Добрые-злые, коварные-любящие, упрямые-легковерные. Всё меняется. И вот уже шахматная доска превращается в ломберный столик. Колода тасуется, и каждая сдача приближает трагический финал.

У каждого, выходившего в этот вечер на сцену, были свои находки и победы. Заслуженные артисты РФ Александр Семикопенко (президент фон Вальтер) и Ольга Щёлокова (его жена), артисты Юлия Чумакина (леди Мильфорд), Сергей Гуревнин (Миллер), Владислав Львов (Вурм). Но самым впечатляющим, на мой дилетантский взгляд, стал дуэт не слышащих друг друга Луизы (Наталья Закоптелова) и Фердинанда (Александр Гайдаржи) под занавес первого акта. А самым пронзительным — монолог Людмилы Мелентьевой (жена Миллера) в сцене возвращения учителя музыки из тюрьмы, а её — из работного дома.

Первый шок для зрителя — на сцене одновременно находятся семьи Миллеров и фон Вальтеров, в пьесе линейно не пересекающиеся. Второй — отрицательные герои и потенциально становящиеся таковыми отчаянно дымят электронными сигаретами, извергая попеременно клубы ароматного дыма. Третий — так, чуть-чуть, регулярные отсылки к маме какой-то из собак, видимо хорошо знакомой действующим лицам. И та страсть, те искренние взрывы чувств, которые подделать невозможно.

В одном из своих интервью Дмитрий Акриш сказал: «Внутри каждой постановки нужно добиваться, чтобы она была естественной, правдивой, честной со стороны артиста — от первой репетиции и до закрытия занавеса. Из всего этого формируется энергетика будущего спектакля». Без сомнения, в этом плане премьерному спектаклю Молодёжного театра многое удалось.

Отдельного упоминания заслуживают работы технолога сцены Даниила Травина, декорации которого становятся ещё одним действующим лицом спектакля. Кроме того, они делят сцену пополам, давая возможность зрителям как бы следить за происходящим и внутри, и вне действия. И особенно — художника по свету Антона Стихина. Свет — два светлых квадрата, символизирующих Фердинанда и Луизу, свидетель и показатель любви, количество и качество которой последовательно уменьшается от начала до конца действия, сходя на нет в сцене смерти главной героини.

Теги: