Интервью с лучшим учителем России
24.02.2021, /=РО=/В начале февраля преподаватель математики ростовского лицея классического элитарного образования Михаил Гуров был признан «Учителем года России-2020». На пути к победе он неоднократно доказал, что не зря выбрал свою профессию. Изначально Михаил планировал получить совершенно другое образование.
Несмотря на то что с победой ростовчанин приобрел новые обязанности, он и сегодня не устает заниматься любимым делом и доказывает детям, что математика — это совершенно не скучно.
Лучший учитель России рассказал, как он чуть не стал механиком на корабле, что его удивило на конкурсе и почему склад ума в математике не важен.
— Михаил, расскажите, как вы попали на конкурс?
— Я понял, что лучшая мотивация для моих учеников к участию в олимпиадах и различных конкурсах — собственный пример. Именно поэтому я несколько лет назад начал участвовать в различных профессиональных олимпиадах по математике для учителей. Я был призером заочной московской олимпиады учителей математики, в декабре стал победителем олимпиады учителей математики юга России, участвовал в различных конкурсах, и эта дорога меня привела на конкурс «Учитель года».
— Перед «Учителем года» нужна была дополнительная подготовка или вам хватило опыта, полученного во время других конкурсов?
— Безусловно, «Учитель года» разительно отличается от всех конкурсов, в которых я участвовал раньше. Они были посвящены математике, а это уже более профессиональный конкурс, связанный с учительскими компетенциями. Он своеобразный, он интересный. Этот конкурс был для меня как марафон, который начался в сентябре, когда я узнал, что еду на него, и закончился буквально на днях. И то, закончился — это сильно сказано, всё ещё продолжается.
— Расскажите про конкурсные испытания. Что стало для вас вызовом?
— Всероссийский конкурс проходил в три этапа. Первый включал в себя методическую мастерскую и урок. Второй — мастер-класс и классный час. И третьим стала пресс-конференция «Задай вопрос учителю года». По результатам каждого этапа определялся набор конкурсантов, которые проходили в следующий тур.
Больше всего мне запомнился мастер-класс, за него я очень переживал. Я делал его последним и очень долго не мог придумать какую-то фишку, идею, которую можно было бы показать, и дотянул буквально до середины января, когда нужно было собирать вещи на конкурс. И перед отъездом я понял, что время уже поджимает, хватит искать творческие подоплеки в книгах, думать над фишками. Надо просто показать свою каждодневную работу. Во-первых, это для меня будет просто, во-вторых, я сэкономлю кучу времени, ну а в-третьих — это будет правдой, я ничего за уши не притяну.
И я был очень удивлен, когда мой мастер-класс был принят на ура. В нем было показано всё то, чем я занимаюсь каждодневно, но это зацепило и жюри, и моих коллег-конкурсантов.
— Изначально рассчитывали на победу?
— Безусловно нет. На самом деле, выезжая на конкурс, планировал, что сейчас я отъезжаю на две недели, потом возвращаюсь, и у меня куча планов. График, который я пытался построить на второе полугодие, говорит о том, что я даже подсознательно о победе не думал. И вот теперь, удостоившись столь высокого звания, не знаю, как менять своё расписание, свою жизнь так, чтобы всем угодить и выполнить все свои обязательства.
— Вы стали советником министра образования России. Какие у вас планы?
— Я вижу себя проводником между министерством просвещения и учителями. Моя миссия здесь — донесение тех каждодневных проблем, чаяний, которые возникают у моих коллег преподавателей.
— Какие проблемы вы бы хотели поднять в первую очередь?
— Конечно, проблему бюрократизации образования и особенно классных руководителей. Поднять вопрос о разгрузке учителей. Меняется мир, повсеместно внедряются информационные технологии, новые стандарты образования, и, безусловно, учителям на местах сегодня нужна поддержка, в том числе, со стороны государства.
Буду делать все, что от меня зависит, и помогать всем, чем смогу. И в плане воспитания нового поколения учителей тоже. Может быть, мой опыт будет полезен молодым педагогам, тем, кто оканчивает педвуз и не определился, останется ли он в образовании. Считаю, что везде, где я буду полезен, должен постараться помочь. Как нашему министерству, так и моим коллегам учителям, а также будущим коллегам.
— Не сложно совмещать новую должность со старой работой?
— На самом деле нет. Моя задача как советника министра — помогать информацией изнутри образовательного процесса, собирать ее на местах, делиться идеями по решению проблем, которые каждодневно возникают в школе. Поэтому, на мой взгляд, все, чем я занимался, этому не мешает. Я буду регулярно выступать с докладами перед министром просвещения, его коллегами и высокопоставленными чиновниками. Думаю, справлюсь, найду время на все.
— Как вы решили стать учителем?
— Математика мне всегда нравилась, с раннего детства давалась необычайно легко. Мой путь в учительство не был простым. Я долгое время думал, что пойду по стопам отца и буду работать механиком на корабле. Поступил после 9 класса в мореходный колледж, два года отучился. Но все-таки математика не давала мне покоя. Я был убежден, что первое образование, которое получает человек, — образование для души. И в какой-то момент понял, что раз душа так просит математики, нужно поступать на мехмат. Я поступил в ЮФУ, закончил магистратуру и в какой-то момент меня пригласили преподавать в профильный детский лагерь. Вот тогда я осознал, что абсолютно на своем месте, занимаюсь любимым делом и преподавание приносит мне невероятное удовлетворение и удовольствие.
— Как вам удаётся найти подход к разным детям? Многие боятся математики. Говорят, что, для того чтобы её понять, нужен определённый склад ума.
— Склад ума не является определяющим фактором. Многие дети напуганы математикой, ее строгостью, сухостью. Моя задача — показать, что математика — это круто, кайфово и она имеет приложение абсолютно во всех сферах жизни. Математику можно найти везде: в фильмах, играх, гаджетах. Куда ни посмотри, будет одна сплошная математика. И я считаю, что моя задача как педагога, чтобы мотивировать ребёнка и вовлечь его, — показать, что математика не совсем такая, какой он привык ее воспринимать.
Например, я часто посвящаю урок премьере какого-нибудь фильма, который дети точно видели и который им интересен. Составляю ряд авторских задач по сюжету этого фильма, с его героями, включаю туда какие-нибудь кадры, и мы погружаемся в то, что интересно детям. Это дает возможность еще больше их замотивировать, заинтересовать.
— У вас есть достижения, которыми вы гордитесь больше всего?
— Раньше занимался наукой. У меня получалось, я активно работал. Маленьких открытий было столько, что хватило на диссертацию. Но при работе с детьми понял, что мне намного более приятно, когда не я совершаю открытие, а когда с моей подачи эти открытия совершают мои ученики. Пусть это будет совсем маленькое и незначительное открытие для науки, но для ребенка это будет гигантский шаг вперёд. Наверное, это чувство меня больше всего привлекает в преподавании.
— Несколько лет назад ваш ученик Макар Волков разгадал знаменитую задачу древнегреческого ученого Паппа Александрийского. До него над ней ломали головы лучшие математики мира.
— В разное время я предлагал эту задачу наиболее способным и одаренным ученикам. Действительно, успеха в глобальном решении этой задачи удалось добиться только Макару. До этого те, кто за неё брался, решали ее в частных случаях. Это были и мои ученики, и ученые из различных стран. Но сказать, что Макару удалось решить ее легко, я не могу. Задача заняла порядка полутора лет. И конечно, мы часто ее обсуждали, изучали его наработки, делились идеями. Я безусловно рад, что Макар смог ее осилить. Это был настоящий прорыв. Безусловно, это повлияло на его жизнь, выбор профессии. Сейчас он студент механико-математического факультета МГУ. Я думаю, что отчасти я как его руководитель по этой работе повлиял на его судьбу, заинтересовал математикой.
— Каким должен быть современный учитель?
— Он должен быть человеком, который не боится учиться новому, погружаться с головой в дело, которым занимается. Потому что развиваются информационные технологии, методы преподавания. Учитель должен находиться в постоянном движении и, двигаясь вперед, вести за собой учеников.
— Вы говорите, что все меняется. Каким вы видите образование в будущем?
— На самом деле, как показала наша жизнь, заглядывать даже на пять лет вперед — дело неблагодарное. Технологии сейчас развиваются головокружительными темпами. Вполне допускаю ситуацию, что через 10-15 лет технологии виртуальной реальности разовьются настолько, что мы сможем, условно говоря, создавать иллюзию полного погружения в процесс обучения посредством компьютера.
Но несмотря в футуристичное будущее, пока я вижу, что в центре образовательного процесса стоит учитель, его личность, и безусловно отдаю приоритет очному образованию, нежели дистанционному. В будущем вижу образование как очень технологично развитую сферу, в которой учитель, помимо того, что является проводником знаний, ещё и проводник ценностей, воспитатель. И конечно, в виду развития технологий учитель в плане образовательной деятельности скорее может получить роль тьютора, который будет выстраивать индивидуальные траектории для каждого учащегося и помогать ему их осваивать. Думаю, что будущее — за индивидуализацией образования и его персонификацией.
— Как вы считаете, чего сегодня не хватает нашему образованию и чем мы, наоборот, можем гордиться?
— Гордиться мы можем серьезными научными школами, которые у нас сложились практически в каждом направлении науки и в России, и в Ростове в частности. У нас достаточно развиты образовательные традиции, преемственность.
Хотелось бы видеть на донской земле людей с передовым опытом в системе образования, которые могли бы поделиться им. Именно находясь на конкурсе, я осознал всю важность профессионального общения. У нас в Ростове сложилась очень сильная и хорошая образовательная система. Но никогда не будет лишним привнести что-то извне, пригласить известных специалистов. Неважно откуда — из Москвы или с Дальнего Востока.
— В вашей жизни был человек, который вдохновлял вас на работу и развитие?
— К счастью, в моей жизни было несколько таких людей. Это и мои школьные учителя, и преподаватели из мореходного колледжа, благодаря которым я осознал, что математика — это то, чем хочу заниматься. И конечно, мои преподаватели из университета, которые показывали, как важно для страны и для развития общества заниматься наукой, и своим примером, своей самоотверженностью демонстрировали то, как должен выглядеть настоящий работник образования и системы науки РФ.
— В завершение хочется уточнить: вас не смутил вопрос президента про элитарное образование? Вы считаете название вашего учебного заведение оправдано?
— В названии лицея эпитет «элитарное» относится именно к слову «образование» и никоим образом к обучающимся. «Элитарное» — значит, высокого уровня, приверженное традициям. На самом деле с такой реакцией на названия сталкиваюсь достаточно часто. По-моему, президент об этом сказал, но его это не смутило. Каждый в итоге услышал то, что хотел. Президент сравнивал между собой два этих слова и заключил, что раз лицей входит в топы страны и его учителя добиваются таких результатов, стало быть, это непринципиально, значит, здесь действительно качественное образование. Во всяком случае, я в его речи услышал это, а не игру слов.
- Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий.