Игры не на жизнь

20.02.2018

Как бороться с "группами смерти"

Фото: pixabay.com

20.02.2018, /=РО=/В 2016 и 2017 годах об опасности различных суицидальных групп, игр и сайтов говорили СМИ, педагоги, родители, блогеры. Но интерес подростков к такому контенту это не усмиряло, а, наоборот, подогревало. А спрос рождает предложения. Так, по данным Центра противодействия экстремизму в сети Интернет, в 2017 году из общего объема противоправных сайтов 13% призывали к суициду, в то время как в 2016 году таких ссылок было всего 1,2%. Угроза не только остаётся, но и растёт, считают эксперты.

Не усугуби

Страх взрослых и интерес молодёжи вызывают так называемые «группы смерти» — игры и группы в социальных сетях, которые приводят детей к суициду. Кураторы таких групп дают участникам различные задания, которые приучают подчиняться выполнять задание. Сначала поступают простые команды, такие как нарисовать рисунок, затем они становятся более жестокими, например, нанести себе порезы. Финальное задание — суицид.

— Многие организации подключились к борьбе с этим контентом ещё на старте — до того, как началась разработка законодательных актов, — говорит депутат Ростовской-на-Дону городской Думы, председатель комиссия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Андрей БАЕВ.

Так называемые «группы смерти» хорошо проработаны профессиональными психологами.

— Молодёжь думает: будет весело, мы психологически устойчивы, нас не сломать. Но работа ведётся опытными психологами, поэтому сломать можно каждого, — говорит руководитель штаба по предотвращению распространения суицидальных групп в сети Интернет при «Молодой гвардии» Максим КИМ.

Это проверили на себе участники фокус-группы, которые прошли несколько уровней известной игры. Несмотря на то, что они понимали, с чем работают, и были подготовлены к такому контенту, у каждого возникало ощущение депрессии, груза от просмотра предлагаемых фильмов.

— Как только началась волна суицидального настроения, главная наша задача была — не усугубить. Сначала в Интернете появились посты с предупреждениями о таких играх. Но чем больше игры распространялись, тем больше они были интересны молодёжи. Мы поняли, что в этом направлении нужно работать по-другому. У нас получилось донести до родителей и администраций школ, что радикальные методы вроде отбирания телефона и строгого запрета сидеть в Интернете не работают, — говорит Максим Ким.

Кибербезопасность — дело каждого

— В течение года мы наблюдали большой всплеск интереса к этой теме, — рассказывает начальник аналитического отдела Центра противодействию экстремизма в сети Интернет Александра БЫКАДОРОВА. — Потом интерес затих, и казалось, что нет интереса — нет проблемы. Но она остаётся, растёт, несмотря на то, что и соцсети как организаторы обмена информации значительно почистили информационное поле, и сами пользователи включились в решение этой проблемы.

Так, например, существует федеральный проект «Медиагвардия», который объединяет интернет-пользователей, выявляющих сайты, сообщества, группы с противоправным контентом. По данным на сайте проекта, на сегодняшний день выявлено более 19 тыс. таких вредоносных сайтов, из которых 341 — в Ростовской области.

По словам руководителя ростовского отделения национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей Анны ХОБОТОВОЙ, в регионе компьютерная зависимость детей и их безопасность в Сети часто обсуждаются на родительских собраниях. Сами родители считают, что различные суицидальные группы необходимо приравнивать к экстремистской деятельности. Но, как оказалось, максимум, что делает большинство родителей, чтобы обезопасить своих детей от негатива из Интернета, — проводит беседы. Анна Хоботова объясняет это, с одной стороны, безответственностью некоторых родителей, а с другой — проблемой их технической безграмотности.

— У нас пока нет сетевой культуры, нет осознанности, что аккаунт должен быть защищён от взлома, что необходимо менять пароль хотя бы раз в три месяца. Кроме того, у ребёнка должно быть критическое мышление, чтобы он всегда перепроверял, кто ему пишет. У нас уже сложилась культура, что с незнакомцами на улице нельзя разговаривать. В Интернете такой культуры пока нет: если напишет незнакомец, ты ему ответишь, особенно если он, изучив твою страницу и интересы, нашёл к тебе подход и понимает, что тебя заинтересует, — говорит Александра Быкадорова.

От родительского контроля до законов

Один из способов обезопасить детей от негативного влияния Интернета — родительский контроль. Это программы, которые позволяют ограничить доступ ребёнка к ресурсам с «недетским» содержанием и время использования компьютера, отследить сайты, которые посещает ребенок. Способ достаточно простой и доступный — многие производители компьютерных софтов уже давно выпустили на рынок подобные программы. Но, по словам Анны Хоботовой, не во всех школьных и домашних компьютерах они установлены, несмотря на то, что сейчас их можно купить в Интернете.

Фото: pixabay.com

Организации, которые борются с противоправным контентом в Сети, готовят различные методические материалы, которые разъясняют, что делать, если вы столкнулись с таким контентом. Методички предназначены как для самих подростков, так и для их родителей, педагогов. Так, Центр противодействия противоправному контенту и экстремизму подготовил памятку по поиску и определению, состоит ли ребёнок в группах, склоняющих к суицидальному поведению.

Эти материалы — способ снизить планку накала страстей, напряжения и дать людям конкретные алгоритмы, что делать в той или иной ситуации, считают эксперты.

Бороться с противоправным контентом организациям помогают правоохранительные органы.

— Они просят координировать эти действия с ними, потому что, если мы заблокируем ссылку до того, как будет найден человек, разместивший её, он опубликует этот материал где-нибудь по другой ссылке, а сам не понесёт ответственности, — объясняет Александра Быкадорова.

Летом 2017 года Центр противодействия экстремизму вместе с министерством общего и профессионального образования Ростовской области выступил с предложением создать общерегиональное общественное движение «Интернет без угроз», участники которого не просто мониторят Интернет в поисках противоправного контента, но и распространяют полезный контент через социальные сети и сайты.

В итоге сотрудники центра пришли к выводу, что необходимо обучение участников движения. Люди, которые будут заниматься поиском в дальнейшем, должны быть психологически подготовлены, понимать, что происходит в Интернете. Им необходимо повысить медиакомпетентность, прежде чем всерьёз заниматься этой проблемой. Штаб по предотвращению распространения суицидальных групп в сети Интернет вместе с московским штабом «Молодой гвардии» ввели поправки в законопроект о доведении до суицида.

— Интернет — это благо, но в нём есть риски, которые нужно снизить и предотвратить появление новых, — говорит Александра Быкадорова. — Общественная медиабезопасность складывается из усилий каждого. Не может так быть, что есть только правоохранительные органы, которые накажут виновных. Должно быть сетевое сообщество. Но такое сетевое сообщество будет складываться несколько поколений.

Теги: 

Читайте также

Фото: Госавтоинспекция Ростовской области

23.03.2024970

Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Ростовской  области

14.01.2024788

Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Ростовской  области

30.12.2023835

Фото: пресс-служба администрации Ростова-на-Дону

26.11.20231 187