Граффити по-ростовски

21.03.2018Статья опубликована в № 12 (1217) от 21.03.2018

Какие условия существуют для уличных художников в Ростове

Фото: из архива героев публикации

21.03.2018, /=РО=/Их не увидишь на центральной улице города, но если свернуть на какую-нибудь улочку, забрести на заброшенную стройку или посетить одно из культовых творческих мест Ростова, то обязательно встретишься с уличными рисунками. Хотя сегодня до сих пор не утихают споры о том, что такое граффити — искусство или вандализм, интерес к нему не утихает. Корреспондент «РО» пообщалась с ростовскими граффити-художниками Ваней Make и Юлией Кузменко и узнала, что предписывает негласный кодекс граффитистов, где в Ростове можно легально заниматься граффити и всё ли так плохо в отношении ростовчан к уличным художникам и их рисункам.

Граффити — это своего рода общение граффити-художников между собой. Например, художник оставляет какой-нибудь рисунок, и люди из этой тусовки могут понять по стилю, кто его сделал, расшифровать то, что написано. Обычный человек, который никак не связан с граффити, вряд ли сможет понять значение рисунка.

Неоднозначное отношение

— Принято считать, что граффити — это что-то плохое, запрещённое...

Ваня: В граффити есть две стороны: легальное и нелегальное. К нелегальному, например, относится разрисовывание вагонов. В Нью-Йорке люди рисуют на вагонах метро, потому что оно курсирует от крайних точек города через центр в другие районы. Такой рисунок мог пересечь весь город. При этом сам художник остаётся как будто в тени, а на первое место выходит его работа. Идеология такая — сделать здесь и сейчас, и неважно, что это будет. Нелегальное граффити расценивается как вандализм, за что и существует статья 214 в Уголовном кодексе. Наказание зависит от количества участников действия, масштаба ущерба и места размещения граффити. Чаще всего такие дела заканчиваются административным штрафом. Конечно, были случаи, когда доходило и до реальных сроков. Но в Ростове не было такого, чтобы за граффити сажали в тюрьму.

Кто-то рисует граффити ради адреналина, кто-то — ради творчества. Легальное граффити, например, разрисовывание фасадов на заказ, более качественное. Здесь важен не только сам рисунок, но и человек, который его делает.

Юля: На самом деле, многие считают, что легального граффити как такового не существует. Мол, это вообще не граффити, а коммерческое художественное оформления.

— Изменилось ли вообще отношение к граффити у обычных людей?

В.: Старшее поколение привыкло видеть негативную сторону граффити. Возьмём в пример наш город: куча людей чаще замечают только корявые надписи. И у них сформировался стереотип, что граффити — это порча стен зданий.

Ю.: На хороший рисунок уходит достаточно много времени и материала. И просто так нарисовать в городе что-то качественное не получается. Хорошие работы в основном можно увидеть на стенах заброшенных зданий. Там граффитиста никто не потревожит, и он сможет потратить на рисунок столько времени, сколько ему нужно. Как вариант можно договориться с хозяином какого-нибудь гаража, показав эскиз.

В.: Можно заметить, что в соцсетях неоднократно появляются фотографии, где молодые люди позируют на фоне расписанных граффити стенах. Это говорит об интересе со стороны ростовчан к рисункам. Но есть и те, кто не понимает граффити культуру, относясь к ней негативно и с критикой.

Ю.: Однажды нам заказали рисунок на торце дома. Один мужчина, наблюдавший за нашей работой из машины, вскоре вызвал полицию, с которой у нас состоялся неприятный разговор. В итоге рисунок пришлось закрасить. Но часто бывает, что, когда мы рисуем, люди подходят, интересуются, что мы делаем, задают много вопросов, мы получаем положительные отзывы о нашей работы.

Работа Вани

Работа Вани Make

Закон и саморегулирование

— Кстати, о полиции. Как отношения складываются с ней у граффитистов?

В.: По-разному. Всё зависит от того, где граффити нарисовано и как ты себя поведёшь в ситуации, если тебя поймали. В случае если твой рисунок — это заведомо вандализм, вряд ли будет положительный исход. Такие поступки расцениваются как умышленный вред.

Ю.: Но можно и отделаться только разговором с полицейскими, получив «предупреждение».

В.: Меня тоже два или три раза ловили. Но всегда это заканчивалось положительным исходом: либо я не успевал что-то нарисовать, либо сумел заинтересовать полицейских своим рисунком. Сейчас есть ещё одна большая проблема, которая придаёт граффити негатив и заставляет людей относиться к граффитистам плохо: некоторые надписи связаны с распространением наркотиков. Но так как они тоже делаются баллончиком, то у многих идёт негативная ассоциация со всеми граффити. Поэтому полиция, если видит художника, который рисует на стене, порой резко на это реагирует. Если рисунок не связан с наркотиками и не является проявлением вандализма, они спокойно к нему относятся.

— А само сообщество граффити-художников как-то регулирует свою деятельность?

В.: Да, у нас существует негласный кодекс. По нему нельзя рисовать на памятниках и на памятных местах, которые связаны с архитектурными ценностями. Есть отморозки, которые делают это, и, естественно, это отражается на всех остальных художниках граффити. Ещё кодекс предполагает, что если рисунок в городе был закрашен не службами ЖКХ, а другими художниками, например, начинающими, — это неуважение к автору.

Ю.: Если ты хочешь нарисовать на этом месте, то ты должен напрямую связаться с художником, который делал эту работу и как-то договориться с ним. Не знаю, как сейчас, а раньше было популярным возмещать ущерб баллончиками с краской.

В.: То есть валюта была в баллонах: сколько ушло баллончиков с краской на рисунок, столько и надо было возместить. Это тоже значилось в кодексе.

Ростов vs граффити

— В Ростове есть места, где можно легально заниматься граффити?

Ю.: Существуют специально выделенные стены для творчества граффити-художников. Это практика легального граффити существует в других городах, но в Ростове, к сожалению, нет, и мы не знаем, будет ли в ближайшее время.

В.: В нашем городе была известная стенка за кинотеатром «Ростов», которая одно время пользовалась большой популярностью: много людей там рисовало, а жители хорошо к этому относились.

Ю.: Это было яркое место, уникальное для Ростова. Наше творчество подкреплялось положительными отзывами жителей окрестных домов. Бывало даже, что выходила женщина и угощала нас вкусностями. Но потом туда стали приходить компании ребята, которые орали и буянили, оставляли за собой мусор. Так у местных жителей появилась плохая ассоциация дебоширов с граффитистами.

В.: Теперь этот двор закрывается на ключ.

Ю.: Раньше там делали большие и качественные работы и на домах, и на гаражах. Граффити там очень быстро перекрывались работами других ребят — такое было популярное место. А сейчас даже не знаю, как там.

В.: — Своё творчество ребята могут показать на различных фестивалях, но в Ростове они проводятся не так часто. Кроме того, не так давно в ДК «Правда» проходили встречи с известными граффити-художниками со всей страны. Человек приезжает, рассказывает о своём опыте. Это подкрепляется выставкой, мастер-классами, интерактивом со зрителями.

— Почему закрашивают граффити в городе?

В.: — Был случай, когда мы нарисовали качественный рисунок в одной из арок на Большой Садовой. Этот рисунок относился к тату-салону, который находился в этом же доме. Пока рисовали, получили массу положительных отзывов. Кто-то даже начал фотографироваться на фоне незаконченного рисунка. Он провисел какое-то время, но накануне 9 Мая его закрасили.

Ю.: Но главное, что мы рисовали персонажа, и его закрасили не полностью — оставили головы, то есть дотянулись, куда смогли. В чём был смысл убирать рисунок, мы так и не поняли. В таком виде он провисел ещё год, а потом был полностью закрашен.

В.: Закрашивают и в преддверие приезда в город важных лиц. В Ростове проходил фестиваль в «Креативном пространстве». Там разрисовывался кирпичный фасад. Обычно рисунки висят год, от фестиваля к фестивалю. Но кто-то должен был приехать, и стену закрасили в белый цвет. Якобы в том месте должен был пролегать маршрут этого важного лица.

Есть специальные места, где граффити-художники могут творить без ограничений. Здесь рисунки очень быстро перекрываются. Поэтому большинство граффити сейчас существует в Интернете: нарисовал, сфотографировал, выложил в соцсети. В этом случае важно просто показать, что ты был на этом месте и сделал этот рисунок.

— Отличаются ли граффити в других городах от ростовских?

В.: Отличие в количестве самих рисунков…

Ю.: …и в количестве художников. Ну и, например, в других городах есть достаточное количество больших раскрашенных фасадов, в отличие от Ростова.

— Много ли у нас в городе граффитистов?

В.: Ни много, ни мало, но тех, кто может выделиться, — единицы.

Ю.: Все друг друга, так или иначе, знают. Может, даже не лично, но, по крайней мере, по именам или псевдонимам. Фестиваль уличного искусства «30 граней», который проходил в Ростове в сентябре 2017 года, подразумевал 30 участников. И очевидным показателем того, насколько мало у нас ребят, которые делают крутые работы, было то, что участников из Ростова набралось десять из необходимых 30. Остальные 20 работ привезли из других городов. Это же о чём-то говорит.

Искусство самоучек

— Как вы сами увлеклись граффити?

В.: Меня с самого детства привлекала хип-хоп культура, я смотрел музыкальные клипы, где целые кварталы были разрисованы граффити. У нас в городе я замечал очень много рисунков. Они казались чем-то нереальным. Мне было интересно узнать, как и чем это рисуется, кто эти ребята. Проезжая по железнодорожным путям, я замечал разрисованные вдоль рельсов заборы. Сам начал заниматься граффити в 2006 году. Изучал этот вид искусства по журналам того времени. Когда появился Интернет, смотрел видео.

Ю.: Как у Вани, с самого детства у меня был интерес к хип-хип культуре и рисованию, который породил увлечение граффити. Ближе к окончанию школы я сдружилась с компанией граффити-художников, там мы познакомились с Ваней. Сейчас мы с ним получаем заказы. Он занимается леттерингом (рисование букв. Прим. «РО».) и каллиграфией, я — персонажами и иллюстрациями. Мы вместе пытаемся соединить наши направления и создать что-то новое. Также мы получаем различные заказы на оформления интерьеров и экстерьеров.

Работа Юли на фестивале уличного искусства "30 граней"

Работа Юли на фестивале "30 граней". Направление "Персонажи"

В.: Моя работа связана не только с граффити, но и с разработкой принтов, логотипов. Каллиграфия — это отдельное направление, которое я воплощаю на разных поверхностях.

— Есть ли заказы у граффитистов?

В.: Да, заказы поступают. Многие художники зарабатывают подобным образом. Мы с Юлей тоже занимаемся различными оформлениями. Кто-то хочет раскрасить фасад, например, магазина, кто-то интерьер. Граффити в интерьере можно даже отнести к дизайну, нежели к классическому граффити.

— Молодёжь сейчас интересуется граффити?

В.: Я думаю, что это всегда было им интересно. Чем больше времени проходит, тем больше информации доходит до людей. Когда я начинал, когда начинали люди старше меня, сведений о граффити было не так много. Тогда популярным был вопрос: «А где этому научиться?».

— И где же?

В.: В основном, обучение происходит самостоятельно. Большинство ребят, которых я знаю, — самоучки. Сейчас всю информацию можно получить в Интернете. Но чтобы научиться, надо практиковаться. Недостаточно просмотреть видеоуроки — нужно самому всё пробовать. Раньше в Ростове создавалась школа, которая всему этому обучала, но потом она закрылась.

— Можно ли сказать, что граффити — чисто молодёжное направление?

В.: Да, конечно, интерес проявляет именно молодёжь, но нужно понимать, что многие художники, которым сейчас по 30-40 лет, когда-то начинали, будучи молодыми людьми.

Ю.: Просто многие по разным причинам прекращают этим заниматься. Но есть немало примеров, когда граффити перерастает из хобби и развлечения в нечто большее, принося художнику не только удовольствие, но и хороший заработок.

Теги: