Фундамент для донского Голливуда: интервью о ростовском кинообразовании

16.05.2019

Рассказывает директор ростовского ВГИКа Александр Резванов

Фото: из архива ростовского ВГИКа

16.05.2019, /=РО=/В этом году московский ВГИК отметит 100-летие. Это событие коснётся и совсем молодого ростовского филиала большого кинематографического вуза. Наш корреспондент поговорила с директором ростовского ВГИКа Александром Резвановым о праздничных мероприятиях, о том, почему в Ростове нет государственной школы игрового кино и смогут ли местные выпускники-киношники возродить студию кинохроники.

Фото: из архива ростовского ВГИКа

— В этом году ВГИК отмечает 100-летие. Как ростовский филиал будет в этом задействован?

— Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о праздновании столетия ВГИКа. Мы определили для себя 10 мероприятий, которые будем проводить в этом году. Например, мы проводим образовательный проект «Кинофест» Российского движения школьников: проводим лекции, мастер-классы с ведущими деятелями киноискусства, спикерами из московского ВГИКа. Второе мероприятие — фестиваль «Концерт, музыка, кино» вместе с Ростовской консерваторией. Готовим документальный фильм «Земляки: история киноискусства Дона» — к концу года представим его публике. Проводим акцию «Дни ВГИКа» — выезжаем в муниципалитеты Южного и Северо-Кавказского федеральных округов и рассказываем о профессиях, даём небольшой класс-концерт. Вместе с ЮФУ стали соорганизаторами фестиваля короткометражных фильмов «Образование объединяет». В октябре в холле филиала откроется тематическая экспозиция, посвящённая истории ВГИКа, а также пройдёт второй межвузовский фестиваль творческих работ «Ступени РОСТа» и третий всероссийский фестиваль о туризме и путешествиях «Россия вдохновляет». В сентябре состоится торжественное собрание. А в конце года у нас запланировано большое заключительное мероприятие — гала-концерт.

— История донского кинематографа начинается с Александра Ханжонкова. Это первый кинопродюсер. Не России, мира! Голливуда ещё не было. А он, донской казак, уже приобрёл французское оборудование и в Ростове организовал первый киносъёмочный процесс. На него работали два кинотеатра, он показывал фильмы. Как же мы, регион с такой киноисторией, не будем иметь высшего образования? Сама жизнь нам подсказала, что здесь, на базе кинотехникума, семь лет назад должен был появиться наш филиал. Первый выпуск будет в 2020 году, говорит Александр Резванов.

— Ростовский ВГИК расширяет партнёрские связи: периодически появляется информация, что вуз заключил соглашение с той или иной организацией. Что это ему даёт?

— Соглашения — это фактор сближения. Мы очень избирательно их заключаем и только с теми организациями, которые нам близки и нужны для образовательного процесса. Это такая творческая дружба. Например, театр Горького не раз предоставлял студентам наших актёрских мастерских сценический реквизит, помогает в учебном процессе по специальности «Актёрское искусство». Актёры Молодёжного театра и театра Горького являются руководителями наших мастерских. Мы заключили договор с кинокластером «ДонКино». Началась реализация первых фильмов: наши студенты участвуют в массовых съёмках, в основном исполняют роли второго плана. Есть соглашение с филармонией: в ближайшее время у нас выступит оркестр. Нам ведь нужно и музыкально образовывать актеров, режиссёров.

Мы пока в начале пути по углублению и расширению внутренних и внешних связей с творческими организациями, но, думаю, всё это будет способствовать возрождению нашего кинематографа. Для того, чтобы снимать хорошее кино, нужны хорошие специалисты. Мы создаём хорошую киношколу, фундамент донского Голливуда.

Фото: vk.com/rfvgik
Подписание соглашения с Донской государственной публичной библиотекой

— Сколько студентов обучается в ростовском ВГИКе?

— У нас два уровня образования: колледж (среднее профессиональное образование) и высшее. СПО — это техники: звукари и осветители, а высшее — актёры, продюсеры, режиссёры анимации и компьютерной графики и неигрового кино. Более 100 студентов осваивают специальности высшего образования и 217 студентов — среднего профессионального образования.

— Где они потом будут работать? Останутся в Ростове или уедут в другие города?

— Нам пока сложно понять планы ребят — самые старшие учатся на четвёртом курсе. Думаю, что многие будут рваться в столицы. Если человек хочет уехать в Москву, Санкт-Петербург повышать свой уровень, расти — этому препятствовать нельзя. Кроме того, у нас ещё не так развита киноиндустрия, чтобы мы могли стопроцентно трудоустроить всех выпускников высшего образования. У нас нет проблем с актёрами — их разберут тут же. А когда в рамках кинокластера появится киностудия, тогда продюсеры и режиссёры будут востребованы.

Если хотя бы 50% ребят останется в Ростовской области, это будет наша победа. Для этого мы заключаем соглашения о практиках: сегодня у нас больше 50 соглашений с работодателями в Ростовской области: с театрами, крупными телекомпаниями, каналами, которые действуют на территории региона.

— Как вы оцениваете уровень подготовки сегодняшних ростовских вгиковцев? Можно ли её сравнить с той, которую получают столичные студенты?

— Что касается образовательного процесса — мы приближаемся к московскому. И преподаватели у нас в основном из Москвы. Там — в большом киношном и театральном городе — другая атмосфера. Но мы движемся в этом направлении. Студенты филиала регулярно направляются в Москву и там дополнительно работают с преподавателями. Конечно, материальную базу не сравнить. В Москве учебная киностудия, оснащённая по последнему слову техники, громадная телестудия. У нас нет такой материальной базы. Тем не менее в филиале проходят творческие встречи с представителями киноиндустрии, московскими гостями, поэтому у наших студентов есть все условия, чтобы они могли обучаться у лучших специалистов своего дела.

Фото: из архива ростовского ВГИКа

— Смогут ли выпускники ростовского ВГИКа возродить студию кинохроники?

— Сами выпускники не смогут. Я объясню, почему. Я уверен — специалистов мы подготовим. Дело в том, что нужна материальная база и соответствующие помещения. Только область или город могут здесь помочь. К сожалению, студия разрушена, нет даже здания. Здание Дома кино, к сожалению, подтапливается сточными водами и не пригодно для размещения киностудии.

Губернатор Ростовской области в декабре 2018 года подписал соглашение с центральным ВГИКом о развитии кинопроизводства на Дону и возрождении студии кинохроники. Сейчас этот вопрос находится на обсуждении.

— Летом журналист нашей газеты писала материал о ростовском кино. Спикеры, с которыми она общалась, говорили, что в Ростове нет школы. Почему в ростовском ВГИКе не обучают режиссёров игрового кино? Это не востребовано у нас?

— Это дело времени. Филиал достаточно молодой. У нас пока нет операторского и сценарно-киноведческого факультетов. Когда мы найдём соответствующих специалистов, тогда будем претендовать на игровое кино. Российское кино — это достаточно высокое знамя, большая ответственность. Я понимаю ВГИК, который пока не даёт нам эту возможность. Да, у нас достаточно московских преподавателей. Они приезжают с мастер-классами и лекциями, принимают экзамены. Но в самой Ростовской области, к сожалению, не хватает пока преподавателей такого уровня. Когда мы накопим преподавательский потенциал, тогда можем открывать для себя другие горизонты. При хорошем раскладе на это уйдёт не менее пяти лет.

— Вы согласны, что сейчас в Ростове нет игрового кино?

— В Ростовском ВГИКе пока нет. У нас нет ещё специальности «Режиссёр игрового кино». Я знаю, что в Ростове снимают кино частные, небольшие компании и киноклубы. Не уверен, что всё это хорошего качества. Но это создаёт благоприятную и разнообразную киносреду, повышает уровень специалистов и конкуренцию, а значит, уровень донских кинофильмов.

Фото: из архива ростовского ВГИКа

ВОПРОС-ОТВЕТ

— Назовите три события, которые произошли в Ростове за последние несколько лет, по которым можно было бы снять фильмы.

— Можно было бы снять документальный фильм о болельщиках, их взаимоотношениях, о чемпионате мира — 2018, о ростовском футболе.

Второй фильм — о старом Ростове. О том, что в центральной части города исчезают памятники архитектуры. А это «изюминка» старого Ростова. Точечной застройки Ростова, к сожалению, сложно избежать — это бизнес. А бизнесмены ищут свободные пятна. Разрушаются уникальные здания конца XIX — начала XX веков. Для того, чтобы оставить этот процесс, создан областной комитет по охране памятников, который, по моему убеждению, работает неплохо.

Третье — я бы снял фильм об истории донского казачества, ведь в этом году 470 лет служению донского казачества государству. Фильм рассказал бы историю первых поселений XVII-XVIII на острове Поречный Усть-Донецкого района, об уровне образования в современных кадетских корпусах, об уникальной культуре донского казачества.

Теги: 

Print Friendly, PDF, Email