Александр Рябчук: «Справедливая оценка труда учителя - это стоимость репетиторских услуг»

05.02.2020

Разговор с победителем городского этапа конкурса «Учитель года»

Фото: Асмик Абрамян

05.02.2020, /=РО=/В конце января победителем в главной номинации городского этапа конкурса «Учитель года» стал Александр Рябчук, который уже шесть лет преподает историю и обществознание в ростовском лицее № 11. Молодой учитель рассказал rostof.ru о том, как обычная подработка переросла в полноценную профессию, возможно ли преподавать историю объективно и может ли начинающий педагог самостоятельно прожить на свою зарплату.

- Александр, расскажите, пожалуйста, как и почему вы стали учителем?

- В старших классах я еще не знал, кем буду. Знал только, что главное - это получить высшее образование. После школы пробовал поступить в университет Минобороны в Москве, но не получилось. Вернулся в Ростов и поступил на истфак в РГУ, потому что мне была интересна история. Когда учился в магистратуре, решил пойти подработать учителем. Думал, если справлюсь с 30 детьми, то и менеджером по продажам или еще кем-то точно смогу работать. И в 2010 году устроился в гимназию № 7 в Батайске, которую сам закончил. Тогда мне было 20 лет. Первый год был очень тяжелым, даже хотелось сменить вид деятельности. Но постепенно стало получаться.

- А как вы начали работать в ростовском лицее?

- В 2014 году я участвовал в конкурсе «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют», победил на городском этапе конкурса и вышел на областной, где меня заметил один из членов жюри - Андрей Хугасович Барашев, который позже стал победителем всероссийского конкурса. Он предложил работать в лицее № 11 в Ростове.

- В нашем обществе есть стереотип, что учителя при большой нагрузке и ответственности очень мало зарабатывают. Это действительно так?

- Мне повезло с местом работы. Руководство нашего лицея старается поддерживать учителей всеми возможными способами. И я понимаю, что моя зарплата не такая, как у большинства учителей города. Зарплата может сказываться на качестве образования и подходу педагога к своей деятельности. Очень печально, когда учителя говорят: «Они делают вид, что нам платят, мы делаем вид, что работаем». Учителям приходится подрабатывать разными способами, зарабатывать. Сейчас практически никто в школе не работает 18 часов в неделю. 

- Это много или мало?

Еще в советское время было установлено, что это нормальное количество часов для учителя, чтобы он смог качественно подготовиться к урокам. Сейчас средняя нагрузка учителя - около 26, а в основном - 30 уроков в неделю. А мы говорим про индивидуальный подход и так далее. Но когда у тебя столько уроков и бумажная отчетность, которая с прошлого века выросла в разы…

- Учителя берут столько уроков, чтобы больше заработать? Количество влияет на зарплату, верно?

- Да, хотят выжить. В интернете бродит такой анекдот: «Если учитель будет работать на ставку, то ему будет нечего есть. А если будет работать больше ставки, то ему будет некогда есть». Многие выбирают, чтобы было «некогда есть».

- Все-таки может молодой учитель прийти работать в школу и получать столько, чтобы ему хватало на жизнь?

Нет, только в порядке исключения. У молодого учителя нет опыта, ему нужно будет больше времени тратить на подготовку, поэтому он не сможет сразу взять большое количество уроков. Также зарплата у нас еще зависит от стажа, категории. Вообще я вижу проблему в том, что стартовые условия труда в школе очень низкие. Из-за этого нет конкуренции среди кандидатов на вакантную должность.

Фото: Асмик Абрамян

- Но у вас же как-то получилось работать в школе?

У меня получилось, потому что первые четыре года работы я жил с мамой. Кроме того, я учился в это время, и школа для меня была как подработка. Мне кажется, справедливая оценка труда учителя - это стоимость репетиторских услуг на рынке. Почему за час работы государство платит примерно в 10 раз меньше? Поэтому многие учителя и уходят в репетиторство.

- Какие еще проблемы современной школы вы могли бы назвать, кроме низкой зарплаты учителей?

- Есть глобальные проблемы, которые связаны с ситуацией, сложившейся в обществе. Это обесценивание знания из-за увеличения количества информации, сама система обучения от звонка от звонка, которая была создана в индустриальное время, роль учителя, который перестает быть главным источником знаний и так далее. Если говорить о конкретных проблемах, то это большая наполняемость классов, из-за чего трудно реализовать индивидуальный подход, бюрократическая нагрузка на учителей.

- Историю регулярного переписывают, замалчивают о каких-то фактах или называют явления по-другому, меняют учебники. Как в таком случае преподавать историю? На что должен опираться учитель?

Я говорю ребятам: «Если вам кто-то скажет, что точно знает, как было на самом деле и слушать надо только его, то доставайте вилки, чтобы снимать лапшу с ушей». У нас есть только исторические источники. И даже самые информативные из них - письменные - зачастую создавались с пристрастием. Поэтому я стараюсь раскрыть тему с разных точек зрения, показать разные аргументы.

- А как бы вы как оценили экспозицию музея «Россия - моя история»? Не заметили ли вы каких-либо искажений или неточностей?

Я скажу так: у музея задача патриотического воспитания граждан. Вообще история нашей страны очень противоречива, и есть мнение, в том числе в методических рекомендациях, что лучше детям излагать материал в ограниченном виде, показывать одну патриотическую точку зрения, чтобы их не запутать. Мне кажется, в истории очень важно найти грань между махровым патриотизмом и русофобством. Учителям, государству, всем нам. Если мы исказим, например, правила физики, то у нас не полетят ракеты. Но мы думаем, что если будем что-то искажать в гуманитарных науках, то ничего страшного не произойдет. Но это не так. Нужно стремиться к истине. Если у нас объективные знания, то мы лучше понимаем этот мир, свое место в нем и направление, куда идти.

- Есть ли учитель, который является для вас примером?

- Я могу назвать нескольких людей, не только педагогов, которые интересны мне своими идеями и деятельностью. Это Евгений Ямбург - академик и директор одной из государственных школ Москвы, которая известна как «Школа Ямбурга». Он публичный человек, автор нескольких книг, например, «Беспощадный учитель», в которой размышляет о разных мировоззренческих проблемах, об ориентирах современного образования. Александр Асмолов - академик Российской академии образования, один из разработчиков современных образовательных стандартов. Вадим Демчог - актер, педагог, автор таких проектов как «Фрэнки-шоу» и «Mr. Freeman» (еще он известен как Купитман в «Интернах»). Мне нравится его концепция «Самоосвобождающейся игры» и его нестандартный взгляд на жизнь. И Андрей Курпатов, который многим известен как психотерапевт из телевизора. Сейчас он изучает мышление и бьет тревогу по поводу того, что оно становится более примитивным из-за всех информационных и технических «костылей», которых становится все больше. Курпатов старается остановить эти процессы деградации.

Теги: