«20 лет трудного счастья»: /=РО=/ поговорил с главным хормейстером Музыкального театра

07.03.2019

В этом году театр отмечает 20-летний юбилей

Фото: Денис Демков

07.03.2019, /=РО=/20 лет назад в самом центре донской столицы открылся Ростовский государственный музыкальный театр. Ровно столько же лет заслуженный деятель искусств России, профессор Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова Елена Клиничева занимает пост главного хормейстера театра.

Фото: rostovopera.ru

— Какими были эти годы? Это было 20 лет трудного счастья. Трудного, потому что работа не может быть простой, а счастья — потому что результат нашего труда приносил радость многим людям, — говорит Елена Клиничева.

Она вспоминает, как в 1999 году осваивали новое красивое здание, построенное на Большой Садовой, и говорит о том, что на протяжении всех этих лет продолжали обживать его. А сейчас, по словам Елены Мухарбековны, театр переживает «эпоху ремонтизма». Здесь проходит ремонт: к сентябрю будет обновлён его фасад, сделана подсветка здания, будет новым зал.

На вопрос, какие постановки за 20 лет запомнились особенно, Елена Мухарбековна, не задумываясь, отвечает, что каждый спектакль — событие:

— История нашего театра началась с постановки в 1999 году оперы Бизе «Кармен». Событием стали постановки оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» и оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Потом в репертуаре появилась «Пиковая дама», которая шла в театре с огромным успехом, первый балет — «Жизель». Творческий потенциал театра за 20 лет очень вырос. Сначала нам было по возможностям одно, сейчас — другое. В прошлом году мы поставили народную музыкальную драму Мусоргского «Хованщина». Это сложный в постановке и исполнении спектакль, но мы это совершили. И сами в полном счастье от преодоления. А сегодняшнее самое свежее событие, самое переживаемое — оперетта Кальмана «Сильва». Для ростовчан, которые всегда любили Театр музыкальной комедии, отсутствие в нашей репертуарной афише этого спектакля было досадой. И вот вчера у нас состоялась сдача спектакля. Мы смотрели и сами радовались до слёз.

В хоре Музыкального театра сегодня 65 человек. Многие из них — из самого первого набора.

— На них держится репертуар, и новенькие, которые приходят в хор, глядя на «старичков», подтягиваются, учатся у них, — говорит Елена Мухарбековна. — Ведь «на артиста хора» не учат нигде. Все, кто обучаются на вокальном отделении, мечтают о сольной карьере, не всегда имея для этого основания…

Хор Музтеатра постоянно обновляется: кто-то уходит сам, кому-то предлагают уйти.

Фото: rostovopera.ru
Народная музыкальная драма Мусоргского «Хованщина».

— Не все справляются с работой, отдаются ей не на сто процентов, а в театре так нельзя. Если ты вышел на сцену и плохо работаешь, из зала это бросается в глаза, — уверена хормейстер. — 25 лет я руководила детским хором, но хор в театре — это совсем другое дело. Тут мало выучить партии, хотя иногда они бывают очень сложные, надо ещё обладать актёрским мастерством, уметь сыграть роль. Ведь хор — это не массовка, как некоторые думают. Это активно действующее лицо. Герой всегда окружён кем-то: народом, публикой, друзьями, врагами, сочувствующими, осуждающими… Хор отражает реакцию на образ, на действие персонажей.

— Не обидно, что хор всегда на сцене, а вы всё время остаетесь в тени?

— Нет! Я ведь рядом с ними всегда! — улыбается Елена Мухарбековна.

В 2002 году по её инициативе в Музыкальном театре была создана Детская хоровая капелла.

Фото: rostovopera.ru
Сценическая кантата немецкого композитора Карла Орфа Carmina Burana.

— В оперном репертуаре очень много опер, в которых участвуют дети. Без юных артистов невозможно представить такие спектакли как «Богема», «Волшебная флейта», «Кармен», «Пиковая дама», «Орфей в аду», «Хованщина» и др. Сначала мы думали сделать капеллу мальчиков, но оказалось, что поющих мальчиков сегодня очень мало. А те, что есть, в массе своей хотят стать звёздами эстрады. Поэтому мы взяли в капеллу и девочек. Это золотые дети, — говорит Елена Клиничева.

А на вопрос, над какими спектаклями хочется ещё поработать, отвечает, что их много:

— Над оперой Верди «Аида», «Алеко» Рахманинова, «Сельской честью» Масканьи. Мне бы хотелось, чтобы в репертуар вернулись «Паяцы», и чтобы мы поставили заново оперу Римского-Корсакова «Царская невеста». Но больше всего мне хочется, чтобы люди приходили в театр и приводили сюда своих детей. Одарите их этим счастьем, которое они пронесут через всю свою жизнь. Они вырастут хорошими и благородными людьми, потому что будут знать музыку, а музыка — это космический мир благородных мыслей, эмоций, переживаний.

Теги: 

Print Friendly, PDF, Email