Ретро-паровоз, прибывший на вокзал Ростова, — единственный в России «Дзержинский» на ходу

Общество

Автор/авторы: 

27.04.2018
Накануне 9 мая поезд завершил свой тур в донской столице
Фото: Василий Редько

27.04.2018, /=РО=/Ретро-состав «Победа», который ростовчане встретили на железнодорожном вокзале Ростов-Главный 27 апреля, привез паровоз «Феликс Дзержинский» — единственный в нашей стране, который находится на ходу. Об этом корреспонденту /=РО=/ рассказал директор ростовского музея истории Северо-Кавказской железной дороги Владимир Бураков.

— Мы называем такой поезд «воинский эшелон», потому что он сформирован из вагонов, которые соответствуют эпохе начала и окончания Великой Отечественной войны. В его составе паровоз «Феликс Дзержинский», вагоны, которые в народе получили название «теплушки», в них наши солдаты ехали на фронт и возвращались с войны, платформа для перевозок военной техники и салон-вагон. Вся техника из экспозиции — из нашего музея, — рассказал он.

Один из вагонов, участвующих в туре в этом году, был построен в 1905 году. Его, по словам Владимира Буракова, до начала войны использовал для служебных поездок по Северо-Кавказскому военному округу командующий СКВО, будущий Маршал Советского Союза и дважды Герой Советского Союза Иван Степанович Конев.

— А паровоз, который ведет наш состав, был построен в 1937 году. До 1942 года он трудился в локомотивном депо в Каменоломнях, в 42-м был эвакуирован на Урал, а нашли мы его в 1991 году на Свердловской железной дороге под Тюменью и привезли в Ростов. Он находился в музейной экспозиции и долго ждал восстановления. С 2012-го до 2015 года он находился на реставрации, в результате которой был доведен до работоспособного состояния и сейчас ездит с нашим эшелоном «Победа». Он является единственным локомотивом серии «Феликс Дзержинский», который есть в России в рабочем состоянии. Ни в других депо, ни в других музеях такого рабочего паровоза больше нет, — сообщил директор ростовского музея истории СКЖД.

Я поинтересовалась у Владимира Буракова, почему вагоны называются «теплушками».

— В таких вагонах ставилось воинское оборудование: нары в два яруса, оружейная полка, на которой помимо оружия находились вещмешки, и печь-буржуйка. Стены во время зимы утеплялись войлоком. Из-за этого утепления и из-за печек вагон и стали называть «теплушкой». А официально он называется «двухосный крытый товарный вагон», — ответил он.

Как рассказал заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги по ростовскому региону Андрей Тарасенко, поезд колесит в преддверии Дня Победы уже восьмой год подряд. В этом году тур приурочен к 75-летию завершения битвы за Кавказ (1942-1943 годы. — Прим. /=РО=/.) и освобождения Юга России от немецко-фашистских захватчиков.

— Северо-Кавказская железная дорога и дальше будет отправлять в тур поезд «Победа», — добавил он.

По словам директора музея СКЖД, за восемь лет, что поезд «Победа» курсирует по разным городам накануне 9 мая, паровозы, и маршрут следования менялись:

— К примеру, три года до этого мы использовали паровоз, который реально участвовал в Сталинградской битве. Но в этом году он находится на плановом ремонте. Скорее всего, он поедет в составе воинского эшелона в следующем году. Он тоже является «изюминкой» нашего состава. Он залатан снаружи, а внутри хранит следы военной эпохи, следы от пуль и разрывов мин.

Добавим, что 9 мая СКЖД по традиции подарит ростовчанам экскурсию в музей железнодорожной техники на станции Гниловской. В 12:30 со станции «Ростов-Главный» отправится «Ласточка», которая доставит всех желающих в музей. С 12:50 до 14:20 там состоится бесплатная экскурсия. В 14:30 поезд отправится со станции Гниловской на железнодорожный вокзал донской столицы.

О том, как в донской столице в восьмой раз встречали поезд «Победа», смотрите в нашем фоторепортаже.

Теги: 

Print Friendly, PDF & Email