Радиоликбез по-ростовски

Общество

Автор/авторы: 

10.07.2018

Таблетки, пеллетки, конфетки или горжетки

Фото: Василий Редько

10.07.2018, /=РО=/В конце апреля мир отметил 32-ю трагическую годовщину Чернобыльской аварии. С момента, когда она случилась, в обществе сразу же стали ломать копья по поводу будущего мировой атомной энергетики. В итоге было решено продолжить её развитие. И даже катастрофа на «Фукусиме» не отвратила человечество от этого вида энергии. О том, почему не стоит бояться радиации, как работает АЭС и какое отношение Георгий Остер имеет к науке, корреспондент /=РО=/ узнал в ростовском информационном центре по атомной энергии, расположенном на территории Донского государственного технического университета (ДГТУ).

Из урана делают таблетки или горжетки?

Фото: Василий Редько

Заходим в просторное помещение с огромным экраном на стене. Здесь же установлены консоли управления, с помощью которых школьники могут отвечать на вопросы различных викторин и участвовать в играх. Именно с их помощью детям в игровой форме рассказывают об азах атомной энергетики.

Гаснет свет, в зале ревёт объёмный звук взлетающего звездолёта, на стене — панорама Земли из космоса. Участников игры приветствуют командир корабля профессор Ломоносов и его ассистентка Ковалевская. В кратком приветствии они рассказывают о том, что будет изучаться в процессе занятия.

Затем следуют вопросы в стиле «что делают из урана для электростанции?» и варианты ответов «таблетки, пеллетки, конфетки или горжетки?» (правильный ответ — урановые таблетки используются в качестве топливных элементов в АЭС). Задача школьника — не только быстро выбрать правильный ответ, но и успеть опередить соперника. Быстро втягиваюсь в соревнование с директором ростовского центра Алексеем Боровиком. И проигрываю на одну секунду…

— Вообще у нас восемь научно-популярных мультимедийных программ, рассчитанных на школьников от 4 до 10 класса. Хотя и многие взрослые не прочь поучаствовать, поскольку здесь хорошая графика, объёмный звук. Для детей особенно интересны игры в программах — они могут проводить подо льдом подводные лодки или ледоколы по поверхности, могут стрелять по раковым клеткам, совершать виртуальные прогулки по разным городам мира и даже собирать реактор. К нам могут приходить все желающие. Это бесплатно, достаточно просто записаться у администратора, — продолжает Алексей Боровик. — Кстати, вопросы к тестам придумал известный писатель Григорий Остер.

Сколько беккерелей в теле твоём?

Фото: Василий Редько

Закончив с играми, переходим в другое помещение с макетами атомных реакторов, турбин в разрезе и каким-то прибором, похожим на электронные весы.

— Кстати, можете измерить содержание радионуклидов в своём организме, — предлагает директор центра.

— А телефон убирать?

— Телефон никакой роли не играет.

Становлюсь на «весы», датчики замеряют общий радиационный фон организма, и через несколько секунд на экране высвечивается результат: 5000. Видя моё недоумение, Алексей Стратонович поясняет:

— Не бойтесь, 5 тыс. беккерелей — это нормально для человека. Это всего лишь означает, что в вашем организме в секунду происходит 5 тыс. радиоактивных распадов. Если бы показатель был в сотнях тысяч и выше, тогда был бы повод забеспокоиться.

— Радиация — это опасно?

— Кухонным ножом можно салат нарезать, а можно и человека убить. Конечно же, радиация в неумелых руках и большом количестве опасна. При умелом же обращении и с соблюдением всех норм безопасности — это чистый и мощный источник энергии. Собственно, наша основная деятельность как раз и связана с просвещением по вопросам атомной энергетики при помощи лекций, круглых столов и других просветительских форматов.

Например, для студентов РГУПС мы читали лекции по воздействию радиации, как правильно транспортировать такие материалы. Студентам-медикам рассказываем о воздействии излучения на организм человека, более 200 человек санитарного факультета обязательно проходят наш курс. Школьники регулярно слушают проект «Просто о сложном». В нём мы рассказываем об устройстве атомной станции, о контроле влияния на окружающую среду, какие системы безопасности используются. Организовываем экскурсии на АЭС и завод «Атоммаш» в Волгодонске.

В этой работе нам серьёзно помогает опорный вуз Ростовской области — ДГТУ. Они помогли нам с помещением, ректор очень заинтересован в развитии межвузовских отношений и в совместной работе с «Росатомом».

— Насколько выражен интерес к науке у нынешних детей?

— Сейчас заметен импульс на ориентацию детей на технические специальности. В 90-х произошёл перекос в сторону гуманитарного образования, туда шли наиболее активные студенты. Сейчас же есть интерес к фундаментальной науке и инженерным специальностям. У нас появилось больше молодых людей, которые стремятся заниматься именно этим. И мы должны находить новые направления работы, прощупывать, что интересно людям, иначе они перестанут к нам ходить. Ежемесячно нас посещают 1,5- 2,5 тыс. человек. Сейчас обдумываем формат квизов (викторины в виде облегченного «Что? Где? Когда?»). Ведь зачастую приходят «продвинутые» школьники, с ними сложно, но интересно общаться. Главное — не давать погаснуть этому тлеющему огоньку жажды знаний.

Центр основан в 2010 году. Тогдашний глава «Росатома» Сергей Кириенко увидел подобные центры просвещения для молодёжи в Японии и подумал, что можно было бы перенять этот опыт. Сейчас в России существует 16 таких центров, они также есть в Беларуси, Казахстане, Вьетнаме и других странах, с которыми работает «Росатом».

Теги: 

Print Friendly, PDF, Email