Новый мир волшебства на старый лад

11.04.2018

Рецензия на российский фильм, очень похожий на фильмы о Гарри Поттере

11.04.2018, /=РО=/Премьера короткометражной ленты «Магия превыше всего» студентов Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова прошла в России 26 марта, а уже через два дня ростовчане смогли увидеть картину в кинозале Донской государственной публичной библиотеки. Это история о современных российских магах, в которой дух поттерианы не давал прочувствовать всю суть отечественного волшебства.

Картина — дипломная работа выпускников ВГИКа: режиссёра Екатерины Краснер и оператора Сергея Фёдорова. Это бюджетный фильм, в который его создатели вложили свои собственные средства, а необходимые на постпродакшн деньги заработали на краудфандинговой платформе. В 2017 году фильм уже был представлен на нескольких российских и международных фестивалях, посвящённых гик-культуре и кино: «Старкон», Unicon, Comic-Con Russia.

Как говорит сама режиссёр картины, идея навеяна фильмами и книгами о Гарри Поттере. В одном из интервью она так ответила на вопрос о неизбежном сопоставлении кинолент: «Сравнение не смущает, потому что у нас совершенно другая история, другие масштабы. Мы не видим в этом ничего плохого. Когда нас спрашивают, являются ли ваши волшебники частью большого волшебного сообщества из вселенной Роулинг, мы предлагаем зрителю самостоятельно решать». На самом деле, «Магия» сделана так, что кажется, что и выбора-то у зрителя никакого нет — оригинальные детали, придуманные создателями фильма (некоторые заклинания, колдовство без слов, костюмы) потерялись на фоне явных отсылок к миру Гарри Поттера в виде трансгрессий, газет с «живыми» фотографиями и любовью, которая побеждает всё. Волей-неволей соотносишь эти истории друг с другом.

Сюжет картины основывается на противостоянии волшебников и обычных людей. В современном российском магическом обществе случается беда: убит один из Ведомственных Стражей. Причём убит немагами. Благодаря выступлению Верховного Чародея (Михаил Горевой), призывающий магов отомстить за смерть соратника и исправить несправедливое положение волшебников, вынужденных скрывать свои способности, магическое сообщество решает истребить людей. В вихре агрессии, жестокости, предательства и семейных передряг только начальник отдела Ведомственных Стражей Алексей Бахрушин (Василий Зотов), потерявший свою силу, может исчерпать конфликт и спасти многие жизни.

Один из важных моментов сюжета, который, к сожалению, так и остался не понятым зрителями, — это исчезновение магии. Почему волшебники вдруг теряют способность к волшебству? Эта тема красной нитью проходит через весь фильм, но она плохо раскрывается.

Создатели фильма показали как общечеловеческие, социальные, так и семейные проблемы на примере общения двух братьев Миши (Михаил Кремер) и Семёна (Кирилл Ковбас), один из которых родился волшебником, а другой — немагом. Это своего рода маленькая ретроспектива отношений двух сообществ. Разница между братьями, как и людьми, проявляется во всём: в характере, убеждениях, отношении к другим.

В большинстве случаев игра актёров на достаточно высоком уровне. Веришь им от начала до конца, несмотря на скомканность сюжета в конце фильма. Верховный Чародей в исполнении Михаила Горевого («Шпионский мост», «Мамы», «Гений») получился внушаемым, вспыльчивым и достаточно кровожадным.

На фоне других персонажей выделяется немаг Семён. Герой внешне спокоен и терпелив к издевательствам коллег-волшебников своего брата, но на самом деле он таит большую обиду на магическое сообщество. В момент, когда он открывает свои чувства Мише, может показаться, что актёр сильно переигрывает.

Мрачная, в стиле «Гарри Поттера», картинка показывает важность происходящего на экране. Например, комната Стражей выполнена в холодных и приглушённых тонах. По словам художника-постановщика Александры Антоновой, это объясняется тем, что «здесь принимаются серьёзные решения, от которых зависят многие судьбы волшебников и людей в мире немагов». Кроме того, возможно, этим создатели фильма хотели скрыть ограниченность пространства, где происходило действие. Несмотря на то, что эпизоды были сняты в разных локациях, казалось, что весь фильм зажат в какие-то рамки (как пространственные, так и временные) — такие же тесные, как комната Стражей. Но нельзя не обратить внимание на «сочные» детали, они прямо-таки приковывают внимание: ярко-красное перо, которое находит Лара (Елизавета Рыжих) в начале фильма, рыжие волосы одной из Стражей, красное пальто помощника Верховного Чародея Чижевского (Иван Забелин), кровь убитого. В целом, картинка оказалась качественной, красивой и приятной для глаз.

Обстановка, одежда героев, невольно могут создать впечатление, что действие происходит ещё до революции 1917 года. Допотопные телевизоры и микрофоны, какие использовали в прошлом столетии, напоминают о советском времени. Но такие детали, как наушники Семёна, современные автоматы показывают, что действие все-таки происходит в сегодняшней России.

Прытко-пишущее-перо (по аналогии с пером из «Гарри Поттера»), двери, запечатывающиеся заклинанием, трансгрессия волшебников, светящиеся от поцелуев волшебные палочки — спецэффекты органично вписались в картинку, смотрелись ненавязчиво и даже естественно.

Музыка в фильмах призвана создавать настроение, лучше понимать моменты и чувства героев. В «Магии» она не всегда была уместной. Так, в моменты наивысшего накала страстей играла не нагнетающая, а вполне жизнеутверждающая мелодия, что совсем не вязалось с картинкой, которая была на экране.

Одним из явных проколов режиссёра и сценаристов является финал картины. Им не удалось полностью уложить в 35 масштабный конфликт, сложную историю взаимоотношений нескольких персонажей. Были эпизоды, которые для короткометражной ленты оказались довольно-таки длинными. Так, неоправданно много времени заняло слайд-шоу газет, заголовки которых «кричали» об убийстве мага. Такая же проблема была и с речью Верховного Чародея. Сократив эти кусочки на несколько секунд, создатели фильма ничего бы не потеряли, а наоборот, возможно, смогли бы сделать его концовку более завершённой.

Идея студентов ВГИКа экранизировать собственную версию мира магии в российской интерпретации оказалась, в итоге, довольно удачной в техническом плане. Хоть идея и не оригинальна — миллионы фанфиков по истории Джоан Роулинг пишутся и снимаются каждый день, — эту киноленту стоит посмотреть хотя бы ради неё самой. Но (спойлер!) закрыть глаза на явную отсылку к вселенной мальчика-который-выжил и увидеть здесь самобытную историю не получится, как не пытайся.

Теги: