Фотограф, загадочная «зона» и зомбированные сталкеры

07.03.2018Статья опубликована в № 10 (1215) от 07.03.2018

Премьера фильма ростовчанина Максима Фащенко состоится 11 марта

Фото: vk.com/gameinfilm

07.03.2018, /=РО=/Премьера художественного фильма ростовчанина Максима Фащенко «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.», созданного по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине», состоится 11 марта. А накануне корреспондент «РО» встретилась с режиссёром и сценаристом и узнала о том, как человек военный стал человеком творческим, трудно ли быть режиссёром в Ростове, можно ли снять фильм за 500 рублей, и каким может быть будущее кинофантастики.

«Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.» — четвёртый фильм Максима Фащенко. Все они созданы по мотивам книги «Пикник на обочине» и компьютерной игры «S.T.A.L.K.E.R.». Два из них — «Трансформация-1» и «Трансформация-2: Ещё живой» — были объединены общей сюжетной линией. На YouTube они собрали почти 6 млн просмотров. Новая картина стоит особняком, хотя местом действия остаётся всё та же загадочная «зона». По словам режиссёра, его новый фильм можно рассматривать как продолжение романа и предысторию игры. Это первая работа Максима Фащенко, которую покажут на большом экране.

Из военных инженеров — в режиссёры

— Максим, как так получилось, что вы решили связать свою жизнь с кино?

— Кино я хотел снимать всегда. Но родные говорили, что это не серьёзно. Режиссёров, особенно голодных, полным-полно. Серьёзно это служба в армии. Это стабильно и прибыльно. Я послушался советов родных и поступил в Ростовский институт ракетных войск. По образованию я военный инженер. После учёбы в институте я по распределению попал в самую большую ракетную дивизию в мире, Таманскую, она находится под Саратовом. Проходил службу в должности заместителя командира группы по охране и обороне, но желание заниматься творчеством было настолько сильным, что я оставил военную службу и стал свободным художником. Когда вернулся домой, ничего, кроме желания снимать кино, у меня не было. Но родители меня поддержали.

— С чего вы начали?

С покупки видеокамеры. Сначала снимал свадьбы, как говорят, за тарелку супа, набивая руку, получая опыт. А потом стал профессионально заниматься свадебной видеосъёмкой и вошёл в топ лучших видеооператоров Ростова. Но в голове у меня всегда сидела мысль, что я ни в коем случае не должен уходить от своей главной цели. А моя главная цель снимать кино.

— Трудно быть режиссёром в Ростове?

Нет. В нашем городе есть всё для того, чтобы делать интересное и качественное кино. У нас огромное количество талантливейших ребят, прекрасный климат, красивая природа. Я заинтересован в развитии именно ростовского кинематографа и прекрасно понимаю, что помощи в этом деле ждать не от кого. Нужно надеяться только на себя и постоянно работать только в этом случае у ростовского кино будет успех.

— Расскажите, пожалуйста, о своих первых фильмах.

— Бюджет моего первого фильма «Интерпретация» составил всего 500 рублей. Они были потрачены на бензин, фонарик, пластилин (из него мы слепили артефакты) и пирожки для съёмочной команды. Когда говорят: я хочу снимать кино, но у меня нет денег, я не верю. Либо человек просто не хочет, либо кино не для него. Чтобы снять фильм, достаточно 500 рублей. Если есть телефон и хорошая история, даже сейчас, сидя в кафе, можно сделать кино.

Фильм за 500 рублей

— Сколько времени у вас ушло на съёмки?

— За 16 часов на заброшенном водоочитстительном заводе в Ростове мы с друзьями сняли 20-минутный фильм. Четыре года назад я ещё не знал, как нужно делать кино, снимал, полагаясь на интуицию. И она меня не подвела. Фильм вызвал огромный резонанс среди любительского кино, снятого по игре «S.T.A.L.K.E.R.», и всего за несколько дней вышел в топ YouTube, собрав более 1 млн просмотров и большое количество положительных отзывов. Я этого не ожидал. Поклонники начали писать мне, они требовали продолжения. Именно это и побудило меня к съёмке нового фильма на ту же тему.

— И тоже за 500 рублей?

— Я понимал, что продолжение должно быть лучше и качественнее, и поэтому 500 рублей мне бы явно не хватило. Я организовал сбор денежных средств на краудфандинговой платформе. Мне удалось собрать 150 тысяч, но с учётом комиссии на руках осталось 108 из них. Тогда для меня это были бешеные деньги. Их хватило на съёмку фильма под названием «Трансформация-1». После него нашёлся спонсор, который предложил финансировать проект, чтобы узнать, как дальше будут развиваться судьбы героев. У нас было уже 350 тысяч. К продолжению мы подошли с большим размахом. А на четвёртый фильм мы потратили в два раза больше. Эти деньги нам тоже выделил спонсор. Зачем они это делали, не могу ответить. На этих фильмах никто не зарабатывает.

Ещё не полный метр, но уже не короткометражка

— А новый фильм?

— Работа над ним шла более полугода. Съёмки проходили в Ростове и области, вблизи хутора Дугино и станицы Мелиховской. Специально для него мы построили сложные декорации, в том числе два больших военных бункера. В конце съёмок мы их намеренно уничтожили, сожгли, чтобы снять эффектные финальные кадры. Специально для этой картины шились сложные костюмы, а в отдельных сценах в кадре одновременно было задействовано более 130 человек в сложном гриме. Фильм длится 35 минут. Это уже не короткометражка, но ещё не полнометражный фильм. Я бы назвал это «средним метром».

— Действие в ваших фильмах разворачивается в загадочной «зоне». Что она из себя представляет?

— Это место, где не действуют привычные нам законы физики, а изменённая реальность порождает монстров и разные аномалии. Отсюда никто не возвращается таким, каким был прежде. В эту «зону» попадает главный герой истории, профессиональный фотограф. Он отправляется за уникальными кадрами, а оказывается втянутым в череду непредсказуемых событий, которые навсегда изменят его и заставят сражаться за свою жизнь.

— Над фильмом работали только ростовчане?

— Часть компьютерной графики была создана специалистом из Украины, а анимацию компьютерного персонажа делал дизайнер из Пскова. Всю остальную работу выполнили ребята из Ростова. Интересно, что подавляющее большинство из них раньше не были связаны с кино. За всё время в фильмах снялся только один профессиональный актёр — актриса с дипломом Анна Шевченко. Она играла главную роль в «Трансформации-1». Во всех остальных фильмах играли любители. Главную роль в картине «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.», к примеру, исполнил Александр Родин. Он не только мастер на все руки, но и очень ответственный человек. Для кино это важно. Кино, как война. Если кто-то опоздал, пришёл не вовремя или не туда, ничего не получится.

— Какой был самый сложный момент в съёмках фильма?

— Съёмка с зомбированными сталкерами. Мы тщательно готовились к этому съёмочному дню, но тут неожиданно пошёл ливень. Декорации начали тонуть, более ста загримированных актёров промокли до нитки, но мы не сдались и всё сняли. После этих съёмок, которые длились почти сутки, возвращаясь домой, я попал в аварию. А через несколько часов после этого мы уже приступили к следующему важному съёмочному дню.

Новые миры

— Все ваши фильмы сняты в жанре фантастики. Это ваш любимый жанр? Чем он вас привлекает?

Это, действительно, мой любимый жанр. Наш мир уже создан, а, работая в жанре фантастики, можно создавать свои, несуществующие миры, которые живут по своим законам. Это даёт большой размах для творчества. Но основная сложность кинофантастики состоит в том, что на фильмы в этом жанре нужно намного больше денег, чем на картины, снятые в любом другом. Мы создаём новый мир, и его нужно наполнить вещами, которые не существуют в реальности: это и реквизит, и одежда, и декорации… плюс компьютерная графика, благодаря которой, к примеру, появляются монстры и пр.

— А каким вам видится будущее кинофантастики?

Сегодня уже никого не удивишь компьютерной графикой, зрителям она уже не интересна так, как раньше. Раньше в трейлере можно было показать красивого большого робота, большой разрушенный город, и этого было достаточно, чтобы затянуть зрителя в кинозал. И плевать, что там банальный и слабый сценарий. Теперь всё поменялось. В жанре фантастики всё больше будет делаться упор именно на сценарий, на хорошо продуманную историю, а графики будет меньше. На место нарисованных героев придут роботизированные куклы, сложный грим, на место хромакея декорации. Мы возвращаемся к истокам, это и есть будущее фантастики.

— Но вы же используете компьютерную графику?

Да, но помимо неё у нас огромное количество того, что мы сделали своими руками. Например, бункер в реальную величину, костюмы т. д. Я считаю, что если где-то можно обойтись без компьютерной графики, значит нужно делать всё возможное, чтобы заменить её реальными вещами. Так проще работать актёрам, и зрители после просмотра такого фильма чувствуют, что всё по-настоящему. Конечно, монстра из нашего фильма, которого зовут Кровосос, сделали на компьютере. Но в будущем я хочу, чтобы даже таких не существующих в реальности персонажей играли роботизированные куклы. Это дороже. Но цель оправдывает средства.

В «Омут» с головой

— На закрытом показе фильма будет презентована новая ростовская кинокомпания «Омут фильмс». Расскажите, пожалуйста, о ней.

Это просто название нашего творческого объединения. Оно нужно только для подписания каких-то документов и для нашей узнаваемости. У нас собралась очень сильная и сработанная годами команда, которая способная делать кино высокого качества, хотя ни одного человека нет профессионального образования. Кстати, после премьеры «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф’а» в Ростове фильм будет представлен на российских и международных кинофестивалях, посвящённых фантастике.

— «Пикник на обочине», «S.T.A.L.K.E.R.» — ваши любимые книга и игра?

С игрой «S.T.A.L.K.E.R.» я познакомился ещё в курсантские годы. Я не игроман, но эта игра меня затянула. Тогда же я и пообещал своим сокурсникам, что обязательно сниму фильм по ней, и не обманул. Роман братьев Стругацких я прочитал уже после фильма «Трансформация-1». Книга меня очень впечатлила, и именно она была основой для создания атмосферы фильма «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.». Я мечтаю экранизировать этот роман так, чтобы книга и фильм были максимально близки. Проблема состоит в том, что авторские права на роман братьев Стругацких сейчас принадлежат Голливуду.

— Фильм Тарковского «Сталкер» смотрели?

Нет. И сделал это специально, чтобы не допустить влияния этого фильма на наш. Посмотрю его обязательно, но после закрытого показа «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф’а».

— Как относитесь к экранизациям художественных произведений?

Положительно. Но я прекрасно понимаю, что полностью невозможно перенести книгу в формат кино, и на то много причин.

— Максим, расскажите, пожалуйста, о своих творческих планах.

Следующий наш фильм будет полнометражный для широкого проката по России. Он не будет связан с загадочной «зоной» и сталкерами, но так же будет относиться к жанру фантастики. Пока детали этого фильма не раскрываю, так как они ещё не согласованы со спонсорами и инвесторами.

Успех — для всех, провал — для одного

— Что, по вашему мнению, должно быть в фильме, чтобы он был успешен?

Я думаю, что успех нужно разделить на финансовый и успех у кинокритиков, на фестивалях и пр. «Побег из Шоушенка» не был финансово успешен, но он уже многие годы возглавляет списки лучших фильмом всех времён и народов. А продолжения «Трансформеров» имеют очень низкий рейтинг, но они продолжают собирать миллиарды долларов с каждым новым фильмом. Нужно быть где-то посредине, как режиссёр Кристофер Нолан. Он способен всё выдержать в меру. В меру заумности сценария, в меру графики, в меру экшена. Но самое главное в кино хороший сценарий, потому что по плохому сценарию нельзя снять хороший фильм. Нужно всё стараться доводить до идеала: операторскую работу, игру актёров, постановку фильма, монтаж, звук и многое другое. Я считаю, что если фильм оказался успешным, это успех всей команды, если фильм провалился, это провал режиссёра.

Нужно постоянно удивлять, бросать вызов сложившимся в кино стереотипам, не допускать клеше, банальности. Это рискованно делать, но по-другому никак. Только так можно взлететь. Или упасть. Это как повезёт.

Теги: