Фитнес виртуальной реальности

Общество

Автор/авторы: 

31.08.2018

О разработке ростовских студентов-программистов

Слава (второй слева) и Денис (первый справа) с контролеррами и шлемом виртуальной реальности
Фото: Алла Гуцева
Слава (второй слева) и Денис (первый справа) с контролеррами и шлемом виртуальной реальности

31.08.2018, /=РО=/Корреспондент /=РО=/ встретилась со студентами Института высоких технологий и пьезотехники ЮФУ Денисом Джериховым и Вячеславом Коваленко, создавшими шлем виртуальной реальности, в котором можно заниматься боксом, теннисом и баскетболом с виртуальными противниками. Они рассказали, как пришли к такому проекту и насколько востребована сейчас их разработка.

Предпосылки будущего успеха

- Расскажите, как появилась эта идея? Почему решили создать такого виртуального тренера?

Денис: - Еще с первого курса мы занимаемся программированием и разработкой небольших программ. Весомым толчком к созданию нашего проекта, который называется VireFit, стала наша победа на областном фестивале программирования Хакатон Cyber Garden в Таганроге. Там в апреле мы выиграли стажировку в ростовской компании Yoda Group, которая занимается IT-разработками, и акселерацию в Южном IT-Парке. В компании нам предложили делать проект, используя их оборудование. И подсказали, что есть продукт, который действительно будет успешным, но пока он новый рынке. Это фитнес виртуальной реальности. Этим мы сейчас и занимаемся. Изначально предполагалось, что это будет бокс виртуальной реальности с виртуальным тренером. Мы много раз разговаривали с тренерами по боксу, чтобы узнать, нужна ли им в целом эта разработка, и есть ли в ней смысл.

Слава: - В общей сложности мы опросили 20 человек. Исходя из результатов этих бесед, мы поняли, что виртуальная реальность не нужна им для бокса. Все, что нужно - это груша, боксерское обмундирование и хороший соперник. Мы поняли, что двигаемся не в том направлении, и полностью сменили траекторию. Мы также ходили в фитнес-центры и разговаривали с тренерским составом. И поняли, что именно там эту разработку ждет успех. Наша команда начала с нуля разрабатывать идею с виртуальным фитнесом. Сейчас у нас уже есть виртуальный бокс, теннис и баскетбол. Возможно, в скором времени появится гольф.

Виртуальный тренер представляет собой электронное приложение. В двух углах комнаты ставятся датчики, на голову человек надевает специальный шлем, а в руки берет два беспроводных контроллера. Они при помощи датчиков обеспечивают обратную тактильную связь человека с виртуальным миром. То есть при помощи этих контроллеров можно отслеживать движения, выполняемые человеком во время виртуальной тренировки. Система безошибочно определяет местоположение и позу человека.

Особенности виртуального тренера

- Этот виртуальный тренер - больше игра или все-таки спорт?

Д.: - Мы тоже часто задавались этим вопросом. Мы хотели отделиться каким-то образом от игр и убедить себя и всех остальных, что мы все-таки не просто игра, а полноценный спорт. И уже сейчас мы выделяемся на фоне игр. Во время виртуальной тренировки отображаются ее время и интенсивность. В ближайшем будущем мы хотим подключить фитнес-трекеры (устройство или приложение для мониторинга и отслеживания связанных с фитнесом показателей. - Прим. /=РО=/.). Возможно, будет введен специальный пояс, при помощи которого можно будет следить за сердцебиением во время тренировки и сожженными калориями.

С.: - Наши тренировки направлены на интенсивность. Тренировка высокой интенсивности - бокс, средней интенсивности - теннис и низкой интенсивности - баскетбол. Опять же, каждая тренировка что-то дает. По нашему мнению, мы отличаемся от игр, представленных на рынке.

- Может ли ваша разработка полностью заменить настоящие тренировки? Или же лучше ее использовать как дополнение?

Д.: - Наша разработка не рассматривается как полноценная тренировка. Она, скорее, действительно, дополнение к ней. Очки виртуальной реальности могут послужить хорошей разминкой перед основной частью тренировки, или же помочь расслабиться после основной тренировки.

- Консультировались ли вы со спортсменами и тренерами, когда работали над проектом?

Д.: - Да, советов и рекомендаций было достаточно. Были ситуации, когда мы приезжали в тот или иной фитнес-центр со своим оборудованием и давали опробовать его тренеру, чтобы он помог выявить положительные и отрицательные черты программы. Каждый тренер давал какой-то комментарий.

С: Реакция была в основном положительной. Именно этой реакцией они помогли нам как разработчикам. Некоторые боксеры указывали на то, что какие-то движения неправдоподобны, удары соперника неправильны, и мы старались исправить это.

Распространение виртуальных тренировок

- Много ли желающих испробовать на себе виртуальную тренировку?

С.: - Мы ставили свое оборудование на открытии одного из фитнес-центров Ростова. Был большой наплыв людей. К нам подходили многие, чтобы позаниматься в нашем приложении. Такие мероприятия дают возможность выявить некоторые нюансы в технике профессиональных спортсменов. В дальнейшем их можно использовать для улучшения приложения, для большей его реалистичности. Например, в день открытия фитнес клуба один из тренеров решил опробовать нашу разработку, и я заметил, что во время боя боксер не делает много движений руками или ногами, у него ходит корпус, спина. И, несмотря на то, что руки практически все время находятся в одном положении, он может совершать довольно быстрые движения и устранять противника. Этот нюанс также может быть использован в дальнейшей разработке для большей реалистичности, чтобы приложение было более интересным не только для любителей, но и для профессионалов.

Д.: - Когда мы ставили свое оборудование в EMS-студии (в ней проходят тренировки с использованием электрической стимуляции. – Прим. /=РО=/.) , большинство людей положительно отнеслись к нашему приложению. Многие опробовавшие говорили о том, что даже режим средней интенсивности изматывает, как полноценная тренировка. Некоторые, надевая очки виртуальной реальности, чувствовали себя скованно. Возможно, в силу собственной стеснительности. Они, конечно, не смогли испытать тот максимум эмоций, который могли бы получить во время тренировки.

- Вы планируете сотрудничать с фитнес-центрами?

Д.: - В середине сентября в одном из фитнес-клубов на западном мы планируем разместить VR-зону, то есть зону виртуальной реальности. Мы уже закупили для этого нужное оборудование. Планируется, что каждый посетитель фитнес-центра, желающий попробовать виртуальную тренировку, будет покупать абонемент или же вносить плату отдельно за каждую тренировку. Мы надеемся, что это даст нам понять, насколько нужна эта программа людям.

Организация работы с проектом. Плюсы и минусы

- Какие цели вы ставили перед собой на начальном этапе? Удалось ли их осуществить?

Д.: - У нас есть основная цель, которая состоит из целей поменьше. Естественно, каждый стартапер представляет себе воздушные замки, смотрит на все сквозь призму розовых очков и представляет, как он уже владеет большой корпорацией. И мы не исключение. Но в процессе работы над проектом мы начали здраво оценивать реальность. На данный момент наша цель - сотрудничество с одной из сетей фитнес-центров России и постепенное внедрение разработки.

С.: - Сейчас у нас уже есть разработанное приложение, которое готово к продаже. Для нас был очень важен тот момент, когда о нас начали говорить, и нами заинтересовалась пресса. Это послужило неким толчком и подтвердило нам, что путь, которым мы идем сейчас, интересен и правилен.

- Сколько человек заняты разработкой? Как можно попасть к вам в проект?

С.: - Мы начинали вдвоем с Денисом. Позже мы поняли, что не справляемся с документацией и разработкой, поэтому решили взять в команду несколько человек. Искать людей в команду мы отправились именно на наш факультет. Мы сразу понимали, что не будет ребят, которые сразу включатся в работу и будут делать все на высшем уровне. Мы рассчитывали на то, что их нужно будет обучить. Мы с Денисом собрали всех желающих, объяснили, что от них требуется. Заинтересовавшихся мы стали собирать и объяснять, как работать в проекте. Мы выбрали двоих ребят, которые сейчас, к слову, хорошо вжились в этот проект и развиваются в нем.

Д.: - Мы выстроили для ребят небольшую программу обучения со своей системой оценок. Они прошли успешно это обучение. Надеюсь, это помогает им и вне проекта.

- Что для каждого из вас значит ваш проект? Он как-то изменил вас?

С.: - Я живу этим проектом. Большинство моих мыслей направлено на то, как улучшить его и сделать так, чтобы о нем узнали люди. Он дает мне не только мотивацию для моего дальнейшего развития, но и обучает работе с документацией, что тоже немаловажно.

Д.: - Я могу назвать как положительные, так и отрицательные моменты участия в проекте. Что касаемо моей учебы в университете, я чуть не был отчислен на четвертом курсе из-за того, что много времени уделял проекту. Взял академический отпуск и после восстановился. А вот в жизни этот проект мне дал многое. Я также, как и Слава не понимал ничего в документации. Мы разбирались в этом вместе, учились у более подкованных в этом ребят. Теперь я знаю, с чего я могу правильно начать новый проект, если он будет.

С.: - Положительных сторон у проекта и участия в нем гораздо больше, чем отрицательных. И это действительно показатель. Я всегда говорю людям, чтобы они не боялись пробовать, действовать. Какая-то работа будет черновой, но однажды получится совершенная.

Фото: Алла Гуцева

Я попросила показать шлем виртуальной реальности в действии. Для этого руководители проекта пригласили парня из соседнего офиса. Он быстро согласился, поскольку уже слышал об этом проекте и давно хотел опробовать на себе виртуальную тренировку. Молодому человеку объяснили, что входит в тренировку, дали в руки два беспроводных контролера и надели шлем. После Денис включил режим тренировки высокой интенсивности - бокс. Когда противник появился на виртуальном ринге, и было объявлено начало боя, Роман Сидельников, который был приглашен для демонстрации, начал перемещаться по кабинету и делать движения, свойственные настоящему боксеру. Было видно, что Роман увлечен.

- Я никогда не занимался боксом, но после того, как эти очки оказались на мне, и было объявлено начало боя, мне казалось, что я несколько лет просто жил на этом ринге. Движения соперника были очень реалистичны. Я полагаю, что со стороны я выглядел смешным. После этой недолгой работы с программой ребят я всерьез задумался о том, что тоже хотел бы принимать участие в этом проекте как один из разработчиков. Мне кажется, работа в этой команде стала бы для меня бесценным опытом как для программиста, - после делился впечатлениями Роман.

Теги: