«Ростов официальный»

На детской железной дороге всё по-взрослому

Татьяна Тулуманова  № 46 (1199) от 15.11.2017  ИСТОРИЯ
На детской железной дороге всё по-взрослому
Как стать машинистом поезда в 13 лет? Какой паровоз юные железнодорожники Ростова называют «чистокровным арийцем»? Почему женщинам запрещено управлять поездами? Кто из знаменитых ростовских архитекторов мог стать автором вокзала на детской железной дороге? И что написали школьники 1986 года юным железнодорожникам XXI века? Об этом и многом другом корреспонденту «РО» рассказали начальник Ростовской детской железной дороги (ДЖД) имени Юрия Гагарина Сергей ЛИВЕНЦЕВ (на фото) и заместитель начальника Светлана МОИСЕЕВА. Мы встретились с ними в важный для ДЖД день — 9 ноября. Именно в этот день 77 лет назад в Ростове открылась детская железная дорога.

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

— Мы — хоть и детская железная дорога, но у нас всё серьёзно, по-взрослому, — говорит Сергей Ливенцев, встречая нас в холле учебного корпуса на станции «Солнечная». — Это большая магистраль для детей, которая практически ничем не отличается от магистралей Северо-Кавказской железной дороги: здесь такие же вагоны, такие же локомотивы, рельсы, переезды, светофоры, система управления движением поездами. У ребят те же самые обязанности и ответственность, что и у взрослых железнодорожников. И объём знаний должен быть соответствующим. Отличия в ширине колеи: на большой железной дороге она 1520 мм, а на детской — 750 мм, и в объёмах перевозок — у нас курсируют друг за другом не сотни поездов, как на большой дороге, а максимум 2.

Интересно, что сам Сергей Ливенцев — бывший выпускник ростовской детской железной дороги, и это, по его словам, очень помогает ему как руководителю.

— Железная дорога манила меня с раннего детства. Будучи пятиклассником, я пришёл сюда и занимался на детской железной дороге до самого выпуска из школы. Самым приятным было почувствовать себя взрослым в таком юном возрасте. Я попробовал себя во всех железнодорожных профессиях, которым здесь учат. И это сыграло для меня ключевую роль в выборе профессии. Как бывший выпускник я понимаю, как работает детская железная дорога, и что нужно сделать, чтобы детям здесь было интересно, — говорит Сергей Ливенцев.

Идея создания детской железной дороги принадлежит ростовским школьникам-комсомольцам. Ещё в 1936 году они приняли участие в слёте юных строителей детских железных дорог, и уже в следующем, 1937 году в донской столице начали работать кружки юных железнодорожников. А детская железная дорога была открыта только в 1940-м. Она была 5-й по счёту в стране после Красноярска, Кратова, Нижнего Новгорода и Иркутска. Малая Ворошиловская — поначалу она носила именно такое название. Всё потому, что большая магистраль в то время называлась железной дорогой имени Климента Ворошилова, одного из первых маршалов Советского Союза. К моменту открытия здесь было построено паровозное депо и 2 станции: имени государственного деятеля Лазаря Кагановича и Деповская. На ДЖД был состав «Малыш», состоявший из 5 мягких вагонов, паровоз и мотовоз.


Малое кольцо

— В 1940 году ростовская детская железная дорога проработала всего 1 день. Тогда ростовчане смогли впервые здесь прокатиться. После этого начался теоретический курс для детей. В годы Великой Отечественной войны дорога была закрыта. Перед немецкой оккупацией станки и весь подвижной состав были эвакуированы в Грузию. А рельсы — разобраны для строительства оборонительных сооружений. От былой красоты не осталось и следа. Но уже 27 ноября 1945 года был подписан проект реконструкции детской железной дороги, которая к тому времени была уже переименована в Малую Северо-Кавказскую. В августе 1946 года, когда многие здания в городе ещё стояли в руинах, здесь было пущено движение, — рассказывает заместитель начальника ростовской ДЖД Светлана Моисеева. Она работает на детской железной дороге дольше всех остальных, более 20 лет.

По её словам, детская железная дорога не всегда имела такие параметры, как сейчас. Раньше здесь было малое кольцо. Путь дороги проходил вокруг Балабановской рощи, высаженной в конце XIX века по приказу Минаса Балабанова, городского головы Нахичевани-на-Дону.

— Там, где мы сейчас с вами находимся, детской дороги не было. Здесь в то время были сады. Именно поэтому в этой части парка Островского очень много фруктовых деревьев, чем юные железнодорожники пользуются, — улыбается Светлана Моисеева. — В 46 году было восстановлено движение именно по малому кольцу. Но когда было решено весь зелёный массив объединить в один парк, пристроили эту часть, которая действует с 1948 года.

К тому времени дорога имела уже 3 станции: «Победа» (бывшая Кагановича), Оборонная (бывшая станция Деповская, а ныне — имени Вити Черевичкина) и «Солнечная».

В мае 1961 года детской железной дороге было присвоено имя Юрия Гагарина. Светлана Моисеева рассказывает, что в том году Гагарин встречался в Москве со школьниками. В составе делегации ростовчан, которая ездила на эту встречу, были и юные железнодорожники. Кто-то из них спросил первого космонавта: «А можно детская железная дорога в городе Ростове будет носить ваше имя?». Он ответил, что не против.

— И 18 мая того года нам присвоили его имя, а самого Юрия Гагарина приняли в почётные юные железнодорожники ростовской детской железной дороги. Правда, сам он ни разу сюда не приезжал, — говорит Светлана Моисеева.

Эксплуатационный сезон на детской железной дороге в советское время начинался 2 мая, а заканчивался 8 ноября. Сейчас дорога открывается либо накануне, либо во время майских праздников, но обязательно в выходной день, потому что все юные железнодорожники — школьники. А закрывается в последнее воскресенье октября. Но с закрытием эксплуатационного сезона работа на ростовской детской железной дороге не останавливается. Уже в ноябре её воспитанники приступают к изучению теоретического курса и постижению азов мастерства железнодорожных профессий.


Не женская профессия

— Мы принимаем учащихся 5-9 классов. В среднем каждый год у нас занимаются около 700 ребят. Почти поровну девочек и мальчиков. Занятия проходят 1 раз в неделю и продолжаются 2 академических часа. Для новеньких мы проводим праздник «Первый гудок» с катанием по детской железной дороге, а для всех, кто прослушал теоретический курс, — «Посвящение в юные железнодорожники». Первые 2 года ребята изучают общий курс железных дорог, а на третьем году обучения они выбирают узкую специализацию: кто-то идёт изучать локомотивы, кто-то — вагоны, кто-то — путь и т. д. Если приходят в 5 классе, то могут успеть изучить несколько специальностей. А после обучения юные железнодорожники — движенцы, связисты, путейцы, вагонники, моделисты и машинисты — получают свидетельство об окончании обучения на детской железной дороге, — рассказывает заместитель начальника ДЖД.

Обучение здесь бесплатное. И форменную одежду на период практики дети получают тоже бесплатно. На вопрос, кем они хотят стать в будущем, юные железнодорожники, в отличие от некоторых своих сверстников, отвечают не задумываясь. Многие ребята выбирают железнодорожные профессии. И достигают больших результатов. К примеру, заместитель начальника центральной дирекции тяги ОАО «РЖД» в Москве — выпускник ростовской детской железной дороги. А начальник Северо-Кавказской железной дороги — выпускник детской железной дороги Кургана.

По словам Светланы Моисеевой, самая популярная специальность у пятиклассников — проводник, им очень нравится обслуживать пассажиров. Но с годами приоритеты у ребят меняются, и большинство из них хотят быть машинистами и диспетчерами. Но если на большой железной дороге женщинам запрещено быть машинистами паровоза и тепловоза (эти профессии стоят под номерами 370 и 371 в постановлении Правительства РФ «Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». — Прим. «РО».), то на детской — можно, здесь есть юные машинисты-девочки. Всё потому, что нагрузка и время работы здесь очень ограничены.

— Раз в 2 года наши ребята выезжают на Всероссийский конкурс «Лучший по профессии». Каждая детская железная дорога представляет лучших юных железнодорожников в нескольких номинациях: лучший проводник, осмотрщик пассажирского вагона, дежурный по станции, монтёр СЦБ (сигнализация, централизация стрелок и сигналов и блокировка. — Прим. «РО».), монтёр пути и лучший машинист ТУ-2, ТУ-7 и ТУ-10 (это разные типы локомотива. — Прим. «РО».). Ребята не только соревнуются, но и обмениваются опытом. Последний раз этот конкурс проходил в прошлом году в Иркутске. А в следующем — будет в Волгограде. Кстати, в донской столице он ещё ни разу не проводился. Юные железнодорожники из Ростова показывают хорошие результаты. К примеру, в прошлом году мы привезли 3 место в номинации «Лучший проводник», — говорит Светлана Моисеева.


Паровозик из Бабельсберга

Сегодня подвижной состав ростовской детской железной дороги состоит из 1 паровоза, 4 тепловозов и 10 пассажирских вагонов. Паровоз Гр-185 — редкость и гордость нашей ДЖД. Такого нет больше ни на одной другой детской железной дороге. Аббревиатура Гр расшифровывается как «германский репарационный». Дело в том, что в послевоенные годы эти паровозы изготавливались в счёт репараций Германии СССР на заводе в городе Бабельсберг восточной Германии. Паровоз детской железной дороги был изготовлен в 1948 году.

— Мы называем его «чистокровным арийцем». Это наш третий паровоз в истории. А второй стоит на Привокзальной площади между главным железнодорожным и автовокзалом. В будущем мы планируем сделать один ретро-состав в стиле 50-60 годов, — рассказывает замначальника.

Сегодня у поездов ростовской детской железной дороги нет имён. Но раньше, говорит Светлана Моисеева, были. К примеру, назывались они «Октябрёнок» и «Пионер». Они даже по размерам были разные: первый — пониже, а второй — повыше. Были «Тихий Дон» и «Атаман Платов». Эти названия были позаимствованы у фирменных поездов Северо-Кавказской железной дороги.

— Но детвора сейчас обсуждает вопрос возвращения имён, мы ждём от них предложений, — говорит Светлана Моисеева.

На вопрос, бывают ли на детской железной дороге ЧП, Сергей Ливенцев отвечает:

— Всякое бывает. Основные ЧП — это дорожно-транспортные происшествия. Наша железная дорога проходит в частности по территории парковочного пространства возле торговых комплексов и ресторанов. И бывают несознательные водители, которые не смотрят на знаки «Берегись поезда» и «Парковка запрещена», оставляют машины, попадающие в габарит, и уходят. Нередко поезд приходилось останавливать и подолгу ждать хозяина автомобиля, мешающего проезду. Но бывает и такое, что поезд цепляет авто. Тогда мы вызываем ГИБДД, эвакуатор, приходится снимать поезда. В ожидании водителя или эвакуатора может пройти несколько часов. Детская железная дорога несёт эксплуатационные расходы. Для нас на протяжении нескольких лет это, наверное, единственная головная боль. Мы от этого очень страдаем.

По словам Сергея Ливенцева, на протяжении нескольких лет ОАО «РЖД» реализует программу по модернизации детских железных дорог. Большая модернизация ростовской дороги с заменой устаревшего путевого и деповского хозяйства запланирована на следующий год.


Юным железнодорожникам XXI века

8 ноября 1986 года, во время открытия нового учебно-лабораторного корпуса детской СКЖД (это то самое здание, которое находится на станции «Солнечная»), юные железнодорожники замуровали в его стене капсулу времени. Её открыли в этом году (как и многие другие капсулы времени — в год 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции). В капсуле было не просто несколько листов с текстом, как обычно, а целый альбом с фотографиями, сделанными во время строительства, подписями самых активных юных железнодорожников 86 года (рассказывают, что за право подписать письмо в будущее ребята соревновались целый год) и, конечно, текст послания юным железнодорожникам 2017-го. «Изучайте героическое прошлое тружеников стальных магистралей нашей Родины, овладевайте железнодорожными профессиями, ответственно трудитесь на железнодорожном транспорте, где работают грамотные, трудолюбивые и любящие своё дело люди, — сказано в нём. — Мы уверены, что вы, юные железнодорожники XXI века, будете достойными преемниками славных дел и традиций советских железнодорожников!». Интересно, что вскрывала капсулу времени инструктор ростовской детской железной дороги Елена Андриященко, она же — юная железнодорожница 1986 года, которая эту капсулу закладывала.

Такой могла быть «Солнечная». В архиве ДЖД хранится копия интересного послевоенного проекта вокзала ростовской детской железной дороги, выполненного знаменитым архитектором Львом Эбергом. К сожалению, этот проект не был воплощён в жизнь. А вот другой, связанный с железной дорогой, правда, не детской, а большой, Северо-Кавказской, был реализован: это жилой дом СКЖД на Театральной площади (тот, на первом этаже которого сегодня располагается гастроном «Театральный»).


Интересно, что…

• Самая первая детская железная дорога в нашей стране открылась в Красноярске в 1936 году.

• Ростов стал пятым городом в СССР, где появилась детская железная дорога.

• В России всего 2 детские железные дороги с «космическими» именами: ростовская — имени первого космонавта Юрия Гагарина и владикавказская — имени первой женщины, побывавшей в космосе, — Валентины Терешковой.

• Сегодня в России 25 детских железных дорог. Одна из них находится на острове Сахалин.

• Длина ростовской детской железной дороги — 3,97 км. По её кольцу расположены 1 станция (имени Вити Черевичкина) и 2 остановочные платформы («Солнечная» и «Победа»).

• На ростовской ДЖД всегда числились действующие паровозы, хотя иногда и были перерывы в работе. У нас дольше, чем на других детских железных дорогах, — более 60 лет (!) — применялась паровая тяга.

• На деповских путях в парке имени Островского есть рельс 1906 года.

• В районе парка имени Островского сходятся рельсовые пути трёх видов колеи: трамвая (колея 1435 мм), железнодорожной линии на Москву (колея 1520 мм) и детской железной дороги (узкая колея 750 мм).

• Допустимая скорость на детской железной дороге — 15 км/ч, хотя поезда, которые здесь ходят, способны развивать скорость до 50 км/ч. Это связано с тем, что дорога проходит по парковой зоне.

• Полный круг поезд на ДЖД проходит за 24 минуты. Отправление — каждые полчаса.

• Остановки длятся от 2 до 6 минут. Самая короткая остановка — на станции имени Вити Черевичкина, самая длинная — на остановочной платформе «Солнечная».

• Почти 20 тысяч человек — такое количество пассажиров перевезла за прошедший сезон ростовская детская железная дорога. Она отправила и приняла без малого тысячу поездов.

Фото Василия Редько

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ

14.12.2017  Бесплатная образовательная программа для предпринимателей стартовала в Ростовской области

14.12.2017  Дед Мороз рассказал юным ростовчанам о своей скорости, отпуске и волшебных способностях

13.12.2017  Долги жителей Ростовской области перед налоговой составляют почти 4,6 млрд рублей

08.12.2017  Областная общественная палата сможет назначать своих наблюдателей на выборы президента

07.12.2017  Первые пошли: новый аэропорт «Платов» начал свою работу

07.12.2017  Безотходное производство универсальных пандусов предложили студенты ЮРИУ РАНХиГС и ДГТУ

02.12.2017  Всё ближе к выборам, но вопросов меньше не становится

01.12.2017  Ряд зданий Ростова эвакуирован, ОМОН проверяет их на наличие бомб

30.11.2017  Обменный пункт для заключенных откроется в аэропорту «Платов»

30.11.2017  Суперболельщик Сергей Копин представит Ростов на финальной жеребьевке ЧМ-2018

28.11.2017  Открытие аэропорта «Платов» состоится 7 декабря

27.11.2017  Операция по трансплантации сердца впервые проведена в Ростовской области

23.11.2017  Театральный форум «Золотой Витязь» временно переместится в Ростов

23.11.2017  Семь фонтанов отремонтируют в Ростове

23.11.2017  Девять незаконных сбросов в Темерник ликвидировали

23.11.2017  Вторая площадка для выгула собак открылась в Ростове

22.11.2017  Старейший сотрудник Южного федерального университета отмечает 95-летний юбилей

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 50 (1203) от 13.12.2017

Ростовская-на-Дону городская Дума

•  Решение от 08.12.2017 № 418 «Об установлении дополнительных мер социальной поддержки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21.08.2017 в городе Ростове-на-Дону»

•  Решение от 08.12.2017 № 419 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление от 29.11.2017 № 1233 «О награждении победителей конкурса «Лучшие практики социально ориентированных некоммерческих организаций города Ростова-на-Дону» в 2017 году»

•  Постановление от 04.12.2017 № 1238 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 18.01.2016 № 25 «Об утверждении административного регламента № АР-316-20 муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, для временного размещения (эксплуатации) индивидуального гаража» (ред. от 24.04.2017)»

•  Постановление от 04.12.2017 № 1240 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 30.09.2014 № 1120 «Об утверждении муниципальной программы «Молодежь Ростова» (ред. от 21.07.2017)»

•  Постановление от 04.12.2017 № 1242 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 28.09.2015 № 882 «Об утверждении муниципальной программы «Противодействие коррупции в городе Ростове-на-Дону» (ред. от 22.11.2016)»

•  Постановление от 06.12.2017 № 1251 «О разрешении Обществу с ограниченной ответственностью «ААА» подготовки документации по планировке территории (проект планировки территории (корректировка) и проект межевания территории) IV расчетно-градостроительного района центральной части города Ростова-на-Дону, в границах: ул. Береговая — западная граница земельного участка с КН 61:44:0041203:6 — набережная реки Дон»

•  Постановление от 07.12.2017 № 1254 «Об утверждении положения об условиях и порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21 августа 2017 года в городе Ростове-на-Дону»

•  Постановление от 07.12.2017 № 1256 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 27.01.2016 № 65 «Об утверждении административного регламента № АР-301-20 муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов» (ред. от 14.07.2017)»

•  Постановление от 07.12.2017 № 1260 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.10.2014 № 1133 «Об утверждении муниципальной программы «Защита населения и территории города Ростова-на-Дону от чрезвычайных ситуаций» (ред. от 20.10.2017)»

•  Постановление от 08.12.2017 № 1262 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 26.01.2016 № 60 «Об утверждении административного регламента № АР-317-20 муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование» (ред. от 14.04.2017)»

•  Постановление от 08.12.2017 № 1263 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 08.02.2016 № 87 «Об утверждении административного регламента № АР-314-20-Т муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно» (ред. от 25.04.2017)»

•  Постановление от 08.12.2017 № 1264 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 08.02.2016 № 88 «Об утверждении административного регламента № АР-313-20 муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов» (ред. от 31.03.2017)»

•  Постановление от 08.12.2017 № 1266 «О признании утратившим силу постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 28.06.2017 № 568 «Об установлении особого противопожарного режима»

•  Постановление от 08.12.2017 № 1267 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 24.03.2017 № 235 «Об утверждении Порядка общественного обсуждения проекта подпрограммы «Благоустройство города Ростова-на-Дону» муниципальной программы «Развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ростова-на-Дону» в рамках формирования современной городской среды и Положения об общественной комиссии по вопросам реализации на территории города Ростова-на-Дону мероприятий по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «ЖКХ и городская среда»

•  Постановление от 08.12.2017 № 1268 «О подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для размещения линейного объекта: «Канализование ул. Липецкая, ул. Тамбовская города Ростова-на-Дону»

•  Постановление от 08.12.2017 № 1269 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 28.02.2017 № 149 «Об организации ярмарки»

•  Постановление от 08.12.2017 № 1271 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 30.09.2014 № 1112 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие градостроительной деятельности в городе Ростове-на-Дону» (ред. от 03.11.2017)»

•  Постановление от 08.12.2017 № 1273 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 21.05.2015 № 421 «Об утверждении муниципальной программы города Ростова-на-Дону «Управление муниципальными финансами» (ред. от 28.12.2016)»

•  Постановление от 12.12.2017 № 1276 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 07.12.2017 № 1254 «Об утверждении положения об условиях и порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21 августа 2017 года в городе Ростове-на-Дону»

•  Постановление № 1277 от 12.12.2017 «Об утверждении положения о порядке предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21 августа 2017 года в городе Ростове-на-Дону»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Бюллетень № 514 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 29 января 2018 г.

•  Бюллетень № 515 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 02 февраля 2018 г.

•  Итоги открытого аукциона № 508 Д, проведенного 11 декабря 2017 г.

Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону

•  Распоряжение от 04.12.2017 № 103 «О временном ограничении движения транспортных средств по ул. Доватора»

•  Распоряжение от 06.12.2017 № 104 «О временном прекращении движения транспортных средств по пр. Чехова»

•  Распоряжение от 06.12.2017 № 105 «О временном ограничении движения транспортных средств по ул. 38-я Линия»

Публичные слушания

•  Заключение о результатах публичных слушаний по проекту бюджета города Ростова-на-Дону на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».