Поиски сокровищ в духе Индианы Джонса — это малая часть археологии

Татьяна Тулуманова  № 34 (1187) от 23.08.2017  СФЕРА ИНТЕРЕСОВ
Поиски сокровищ в духе Индианы Джонса — это малая часть археологии
При упоминании слова «археолог» многие представляют этакого Индиану Джонса, который, рискуя собственной жизнью, ищет сокровища: Святой Грааль или, по меньшей мере, Ковчег Завета. Соответствует ли этот образ реальности? Об этом и многом другом мы спросили заведующего отделом археологии Южного научного центра Российской академии наук (ЮНЦ РАН), доктора исторических наук Сергея ЛУКЬЯШКО накануне его отъезда в научно-исследовательскую экспедицию.

Криминалист, обращённый в прошлое

— Сергей Иванович, насколько настоящая работа археолога отличается от мистического образа, созданного в фильмах об Индиане Джонсе?

— К сожалению, в результате повышенного внимания общественности и прессы к тому, что делают археологи, акцент смещён на то, что они делают в поле. Археологи в общественном сознании превратились в поисковиков, которые ищут сокровища. Раскопки и поиски кладов, вечерние посиделки у костра — это увлекательно и романтично, но это далеко не всё. На самом деле полевая археология — лишь составная часть исторической науки. Археолог — это криминалист, обращённый в прошлое: он фиксирует ситуацию и изучает, как связаны между собой различные артефакты, когда они появились, каково их значение, чтобы в конечном итоге понять, что происходило в том или ином месте в древности. И это понимание вырастает как раз-таки из кабинетной работы.

— То есть археолог больше времени проводит не в поле, а в кабинете?

— Археолог в моём понимании — в большей степени исследователь, чем полевик. Это человек, вооружённый не только лопатой, но и очками. Не случайно, в дореволюционной России было два уровня археологического образования: техник-археолог, который просто занимался раскопками, и учёный-археолог, занимавшийся наукой. Сейчас, к сожалению, этого нет. Сегодня многие археологи превращаются в постоянных полевиков. Романтика полевой жизни уводит их от науки. Археология сегодня переживает не очень простое время.

О многих находках — ни строчки

— С чем это связано?

— Археологи в нашей стране занимаются в большей степени спасением археологических памятников, которые попадаются на территории строительных работ. Эта спасательная деятельность даже получила собственное название — «промышленная археология». Причём находок сегодня столько, что археологи не успевают обрабатывать материал и вводить его в научный оборот. Правда, это серьёзный задел для развития науки в будущем. Я знаю десятки экспедиций, которые много лет работают на одном и том же месте, открыты великолепные памятники, но о том, что они нашли, не написано ни строчки. А что это значит? Значит, памятника просто нет.

— Так происходит во всём мире?

— В европейской науке существует жёсткое правило: если археолог что-то раскопал, то он обязан в этот же год опубликовать отчёт о своих находках.

— А работают археологи по всему миру одинаково?

— Мы можем друг друга дополнять. Европейские, азиатские, российские археологи работают по одной методике полевых археологических исследований, но технические возможности у нас разные. Европейцы быстрее делают компьютерную обработку чертежей или фотографируют объекты, а потом на компьютере делают чертёж, а мы дотошно и примитивно, как в XIX веке, всё вычерчиваем на бумаге. Но в этом и наше достоинство — это более точная работа.

— Появляются новые технические возможности?

— Конечно. Ещё совсем недавно мы понятия не имели о радиоуглеродном датировании (применяется для определения возраста биологических останков. — Прим. «РО»), а теперь этот метод применяется повсеместно. Сегодня у нас в арсенале есть изотопный анализ, ДНК-анализ кости.

Денисовский человек

— А как решается вопрос, кто из археологов будет работать на том или ином объекте?

— Сегодня археологические работы, как и многие другие виды работ, выставляются на тендер, и выигрывает тот, кто предлагает меньшую сумму.

— А за счёт чего можно уменьшить расходы?

— Существуют нормы и правила расчёта стоимости археологических работ. Там учтено всё, и если человек даёт меньшую сумму, следовательно, от каких-то видов исследований (радиоуглеродного, антропологического, палеонтологического и других) он должен отказаться. На мой взгляд, это неправильно.

— Куда попадают находки археологов?

— В обязательном порядке все они должны сдаваться на государственное хранение. Это условие действует во всём мире. Археолог не получит разрешение копать в следующем году, если в этом он не передал свои находки в музей. Чаще всего это ближайший по принадлежности музей. Правда, иногда музеи не могут их принять: фонды маленькие, нет спецхранов и т.д. А дальше доступ к этим материалам открыт любому исследователю.

— Сергей Иванович, а можете поделиться интересными результатами научной работы?

— Очень важное открытие было сделано Анатолием Пантелеевичем Деревянко и его группой. В Денисовой пещере (она находится в Солонешенском районе Алтайского края. — Прим. «РО») они обнаружили фалангу пальца древней молодой девушки, смогли выделить её ДНК и открыли ещё один вид древнего человека, который назвали «денисовским». От этих самых «денисовцев» идёт прямая линия к народам Юго-Восточной Азии. Получается, что человек современный является результатом многочисленных мутаций, возникавших и в результате метисизации.

— А открытия, сделанные на Дону?

— Я с нетерпением жду, когда сотрудник Южного научного центра РАН Леонид Ильюков подготовит монографию об археологии поздней бронзы Нижнего Дона. Это будет прорыв, потому что срубная культура Нижнего Дона до сих пор никем не была изучена. К сожалению, серьёзных научных успехов в донской археологии не так много. Беда всей нашей науки заключается в том, что она дезинтегрирована, неуправляема. На сегодняшний день только в Ростове-на-Дону существует несколько обществ открытого и закрытого типов, коммерческих организаций, которые занимаются археологией, и они в силу своих функциональных задач постоянно занимаются раскопками и отчётами, а наукой им заниматься некогда.

— Как можно решить эту проблему?

— Сегодня председатель ЮНЦ РАН академик Геннадий Матишов добивается того, чтобы Южный научный центр стал отделением Российской Академии наук. Это отделение может стать своеобразным координационным центром. Недавно я обнаружил в архиве удивительный документ. Оказывается, идея создания отделения Академии наук здесь, на Юге России, родилась ещё в 30-е годы. В марте 41 года ходатайство об организации Юго-Восточного филиала Академии наук попало на стол Сталину, но началась война... В конце 40 — начале 50 годов к этой идее возвращались, но и тогда она не была воплощена в жизнь.

— Археологами рождаются или становятся?

— Становятся. Самое главное — трудиться. Я приехал в Ростов из небольшой кубанской станицы, поступил в университет, с первого курса влюбился в археологию и так шёл с нею по жизни, хотя старшие товарищи говорили мне «брось копаться в навозе». В то время, когда я учился, перспектив у этой науки не было. Чтобы сделать карьеру, нужно было заниматься либо историей КПСС, либо советской историей. Мне очень повезло с учителями: Владимир Максименко, Константин Смирнов, Анна Милюкова, Дмитрий Шелов — все они помогли мне со становлением в науке. Сегодня чтобы возродить археологическую науку, воспитать новые поколения археологов, мы организовали базовую кафедру Южного научного центра РАН в ДГТУ и в этом году впервые набрали 20 человек на специальность «История. Археология».

Скифские дреды

— Сергей Иванович, а над чем вы сейчас работаете?

— Пишу научно-популярную книгу о скифах. Я решил показать читателям, как выглядели скифы. Собрал всё, что можно было собрать, из предметов торевтики (это искусство производства рельефных художественных изделий из металла. — Прим. «РО»), созданных греками. И у меня получилась галерея скифского портрета. Вглядитесь в их вполне европеоидный тип лица, — Сергей Иванович показывает на экране монитора фотографии пекторали из «Толстой Могилы» (это нагрудное украшение из крупного скифского кургана IV века до нашей эры). — Мы читаем у Блока: «Да, скифы — мы! Да, азиаты, С раскосыми и жадными очами!», но это не так. А посмотрите на их причёску. На голове у них — дреды, закрученные пряди. Не случайно, первый гребень мы встречаем в скифском захоронении только в VI веке до нашей эры. Если внимательно всмотреться в эти изображения, перед нами встаёт вполне живой, а не какой-то мифический народ.

Скифы — древний ираноязычный народ, существовавший в VII — III веке до нашей эры. Скифы обитали в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именуемой в древнегреческих источниках Скифией. Известный во всём мире антрополог Михаил Герасимов, который создал школу восстановления лица по черепу, восстановил с помощью своей методики и облик скифского царя Скилура (на фото), найденного в Неаполе Скифском (находится на территории нынешнего Симферополя). Его ученики воссоздали несколько образов безвестных скифов, которые вполне соотносятся с изображениями на предметах торевтики. Так, по крупицам, из небытия проступают черты, казалось бы, навсегда исчезнувшего народа.

Новая экспедиция

14 августа Сергей Лукьяшко и другие археологи отправились в научно-исследовательскую экспедицию.

— В отличие от промышленных археологов, которые работают на местах будущих строек, мы решили, что пойдём другим путём: мы ставим научную задачу и решаем её археологическими методами. В междуречье Северского Донца и Дона в скифское время появилась какая-то группа населения, обладающая отличным от скифского погребальным обрядом, но тем же инвентарным комплексом. И мы пытаемся понять, кто это был, определить их этническую принадлежность. Есть версия, что это некие сирматы, которые пришли с Южного Урала и осели здесь. У меня другая версия. Я считаю, что это группа скифского населения, которая пришла со среднего Дона, из Воронежской области. Главная цель раскопок — найти погребение IV века до нашей эры (сейчас для поиска используются георадарные устройства: археологи сканируют курганные насыпи и знают заранее, что находится под толщей земли, и изучают, кто под ними покоится, чем эти люди занимались при жизни и т.д.) и выяснить, откуда эти племена прибыли. Установить это можно будет с помощью изотопного анализа костных останков.

Экспедиция отправляется в путь. Научный поиск продолжается. Археология как историческая наука не знает пределов. Постоянный поиск и появление новых материалов под час полностью меняют традиционные концепции, уточняются детали уже намеченных реконструкций… Поэтому «покой нам только снится».

Справка «РО»

Сергей Лукьяшко — известный специалист в области скифо-сарматской археологии. Он закончил исторический факультет Ростовского государственного университета, работал в археологической лаборатории РГУ, активно участвовал в археологических раскопках, преподавал в Педагогическом институте и Ростовском госуниверситете. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Вместе с известным норвежским археологом и путешественником Туром Хейердалом руководил экспедицией по исследованию Азовских древностей. Написал более 80 научных работ, в том числе, крупных монографий по скифской археологии. В 2004 году стал руководителем археологической лаборатории Южного научного центра Российской Академии наук.

На снимке справа: Денисова пещера, Алтайский край