«Ростов официальный»

Рождённые огнём

Марта Моисеева  № 49 (992) от 04.12.2013  СФЕРА ИНТЕРЕСОВ
Рождённые огнём
Горячая эмаль — один из самых древних способов «раскрашивания» металлических изделий. В разных источниках называются разные места зарождения этой технологии. Одна из самых достоверных теорий гласит, что в технике горячая перегородчатая эмаль впервые начали работать мастера Среднего Востока.

Содержательные формы

На Дону же эта техника появилась не так давно. В 1999 году ростовский художник-монументалист Георгий ЛИХОВИД случайно подсмотрел, как одна из художниц средней полосы России обжигает эмаль. Действия девушки и их результат его заинтересовали. А спустя какое-то время на имя Лиховида пришла посылка с книгой о горячей эмали и набором материалов — подарок от той самой художницы.

— Вот так я и начал заниматься этим направлением, — рассказывает Георгий Иванович посетителям выставки «Искусство, рождённое огнём», которая сегодня проходит в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (Шаумяна, 51). — И не только стал заниматься сам, но и подсадил на это дело всю свою семью: жену, детей и даже внуков.

Причина подсадки лежит на поверхности — эмали (а я бы всё-таки сказала картины) у мастера уникальные. Цветовые сочетания, расстановки акцентов и композиционные решения рождают у зрителя ассоциации со всемирно известными полотнами Пикассо, Шагала, Дали... Называть художников, чьи картины приходят на ум, можно бесконечно. Но яркие переходы горячей эмали, фактура и особая изысканность во взаимоотношениях формы и содержания делают эти работы особенными.

Не ускользнули от внимания зрителя и рамы, каждая из которых — не только продолжение представленной работы, но и отдельное произведение искусства. Кажется, что при создании их в дело пошло всё: и старые дверные петли, и остатки листового железа, и обломки старой оконной рамы. Но в руках художника всё это обрело лаконичную и прекрасную форму.

Жаль, что на сайте Георгия Лиховида эта составляющая часть его работ не представлена, зато на выставке ими можно насладиться в полной мере — посмотреть, потрогать живую фактуру, прочувствовать её.


На одном дыхании

Проходя по галерее, я остановилась у работы, которая заметно отличалась от многих — в ней не было конфликтующих красок и кричащих фактур. Она была лаконичной и нежной — будто окутанная снегом женщина спала на белом покрывале. Тонко прорисованные очертания, вкрадчивые отблески серого на белоснежной эмали. Но стоило отойти всего на полшага назад, и картина приобретала новые нюансы — становилась лиричнее, мягче. Она обволакивала и не отпускала.

— Удивительное чувство. Будто бы эта работа рождена на одном дыхании, — заметила я в беседе с художником.

— А так и есть. Всего два обжига. Обычно над горячей эмалью работаешь долго. Обжог — посмотрел, что-то не понравилось — опять обжигаешь. Вон на той эмали, которая сделана из фрагментов, — указал он на яркий орнамент из мелких сюжетов, — я делал 70 обжигов. А здесь раз — и вот оно. То что надо...

— Ещё я обратила внимание, что в галерее представлено много работ на тему арт-стульев...

— Да, это серия. Первый стул я сделал в Париже. Увидел в музее Пабло Пикассо его стул — старенький, весь в выцветших газетах. Мне показалось, что этот стул отражает натуру художника. Я зарисовал его, а дома добавил характерных деталей — сделал две живописи, две графики. Эти работы пользовались успехом. И я решил сделать серию.

— Но не только стул. И одежда. Не могу не спросить о вашем удивительном пиджаке — декоративные молнии и сочетание леопардового с красной майкой. Такое ощущение, что вы сошли с одной из своих горячих эмалей... Кто автор этой красоты? Вы?

— Нет. Шьют для меня музы. Но идея моя. Художник должен оставаться художником во всём...

Выставка «Искусство, рождённое огнём» работает до 15 декабря. Вход свободный.


Кстати

Всемирно известную икону Хахульской Божией Матери учёные называют своеобразным музеем перегородчатой эмали, настолько уникален этот исторический памятник. Икона хранилась в Гелатском монастыре, из которого её выкрали в 1859 году. Шедевр был обнаружен в коллекции Боткина и возвращён на родину только в 1923 году. Икона выполнена в синтезе нескольких техник — чеканки по золоту, ювелирного дела и перегородчатой эмали. Она состоит из 115 пластин эмали небольшого размера, но исключение составляет изображение Божией Матери, которое очень повреждено — сохранились только лицо и руки. Поэтапно, с VIII по XII век, древние ювелиры украшали икону драгоценными камнями. Сегодня грузинский шедевр — самая большая в мире перегородчатая эмаль (116х95 см), созданная в золотой век грузинской истории. Искусство перегородчатой эмали достигло своего расцвета в Средние века в Византии. А так как в тот период грузинская культура испытывала на себе её влияние, то и эмаль органично переняла лучшие традиции византийской школы. Но грузинские образцы отличались своим почерком.

Фото Василия Редько

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ
Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

13.11.2017  «Ростовская транспортная компания» погасила долги перед энергетиками

13.11.2017  Ростовские вокзалы модернизируют к ЧМ-2018

10.11.2017  Первый полицейский парад состоялся в Ростове в День сотрудника органов внутренних дел

10.11.2017  Начальником муниципального казначейства Ростова назначена Татьяна Асатрян

10.11.2017  Специализированные футбольные классы появятся в Ростове в 2018 году

09.11.2017  Новым министром культуры Ростовской области стал Владимир Бабин

09.11.2017  Схема движения на южном подъезде к Ростову будет изменена с 11 по 18 ноября

09.11.2017  Движение на южном подъезде к Ростову откроется 18 ноября

09.11.2017  Главным архитектором Ростова стал Роман Илюгин

09.11.2017  Бесплатный Wi-Fi появится на «Ростов-Арене» и вдоль берега Дона

09.11.2017  Четыреста волонтеров наберут дополнительно к ЧМ-2018

08.11.2017  «Собачий патруль» собрал 2,5 миллиона рублей для Центра стерилизации собак в Ростове

08.11.2017  Международный аэропорт «Платов» откроется 27 ноября

03.11.2017  Три разбойника осуждены в Ростове на сроки от 8,5 до 11 лет за нападения на букмекеров

03.11.2017  Школьники побывали на экскурсии в типографии «Молот»

02.11.2017  Международный фестиваль студенческих театров пройдет в Ростове

01.11.2017  Кафедру теории журналистики ЮФУ расформировали

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 46 (1199) от 15.11.2017

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление № 1111 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 16.12.2014 № 1376 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону» (ред. от 04.08.2017)»

•  Постановление № 1116 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 № 1166 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» (ред. от 19.07.2017)»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Бюллетень № 509 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 20 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 510 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 22 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 26/Н о проведении конкурса на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов, который состоится 26 декабря 2017 г.

Публичные слушания

•  Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, 339а

Территориальная избирательная комиссия Советского района города Ростова-на-Дону

•  Сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, подлежащих обязательному опубликованию

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».