«Ростов официальный»

Что получим из трубы

Ольга Смысленко  № 49 (992) от 04.12.2013  БЛАГОУСТРОЙСТВО
Что получим из трубы
Известие о строительстве завода по сжиганию илового осадка на левом берегу Дона горожане встретили неоднозначно. И всё же нельзя не учитывать, что наш город развивается, изменения не могут не происходить. Главное, чтобы на смену старым технологиям приходили более экологичные. А так ли это, каждый журналист хочет узнать и, если можно, увидеть своими глазами. Поэтому приглашение от ростовского Водоканала поехать на очистные сооружения предприятия, где начато строительство завода, и задать напрямую вопросы специалистам, пришлось кстати.

Невидимые трудяги

И вот — левый берег Дона. Журналистов ведут по территории, показывая первый этап очистки: здесь решётки отсеивают бытовой мусор, попавший в канализационные стоки. Чего тут только нет! Детские игрушки, зажигалки, выпавшие из рук горожан, потерянные в ванной серёжки — и если бы только это... Затем — остальные этапы.

С большим интересом журналистская братия отнеслась к просмотру недавно построенного блока ультрафиолетового обеззараживания сточных вод на Ростовской станции аэрации. Эта технология — действительно, большой шаг вперёд. Благодаря ей Водоканал отказывается от хлорирования сточных вод, что во многом улучшит экологическую ситуацию.

Но главное, ради чего мы приехали, — это, конечно, проблема с остатками живого ила. Мы идём вдоль длинной цепи прудов с так называемым живым илом. Невидимые глазу бактерии трудятся, очищая воду от загрязнений.

Дело в том, что и у живого ила есть свой предел выработки. Массу, остающуюся после очистки канализационных вод, убирают и вывозят на специальные бетонированные площадки. Она похожа на липкую глину, только очень противно пахнет. Проблема не только в неприятном запахе, который исходит от илов и хорошо ощущается, например, жителями Западного жилого массива при ветре, налетающем с того берега Дона. В первые три года хранения на открытом воздухе эта масса выделяет метан и опасные сернистые соединения, которые влияют на нервную систему человека — а это похуже просто дурного аромата.

Между тем в Ростове пользуются этой технологией около 40 лет — за прошедшие десятилетия «иловые карты» заняли территорию в 30 гектаров. Огромные площади! И если концентрат, в котором находятся загрязняющие вещества, попадёт в почву и в реку (а ведь бетон тоже невечный, может и потрескаться!), это грозит экологической катастрофой для Дона и Приазовья.

О том, что проблему нужно поскорее решать, говорили ещё много лет назад. Появлялось и предложение по строительству завода по сжиганию илов. Но тогда технологии были совсем другими, и от строительства решили отказаться.

О том, почему сейчас технологии сочли подходящими для нашего миллионного города, рассказал Сергей ШНЕЙДЕР, заместитель гендиректора ОАО «ПО Водоканал»:

— Мы выбирали нужное предложение на протяжении двух лет, многие просто отсеяли. Остановились на экономически целесообразном, которое позволит утилизировать иловые осадки с выработкой тепла и электроэнергии. Это покроет энергетические затраты самого завода, а излишки будут переданы Водоканалу. Мы не используем устаревшие технологии. Те, которые мы выбрали, относятся в Европе к числу лучших современных технологий, рекомендуемых при организации производства.


Трёхступенчатая очистка

Недоверчивых журналистов волновало больше всего то, насколько безопасен завод для окружающей среды. Что он выдаст в атмосферу?

Подробно о применяемых технологиях рассказал журналистам Виталий ГИСС, представитель застройщика, немецкой компании Hager+Elsasser GmbH, имеющей опыт сооружения подобных заводов в Европе:

— Такие производства успешно действуют в Германии, например, в городах Карлсруэ, Штутгарте. В Ростове завод строится за городом, а в Германии есть и те, что работают в черте города, так как по европейским стандартам их выбросы находятся в пределах допустимых норм.

Виталий Гисс подробно объяснил, почему завод будет оказывать минимальное воздействие на окружающую среду. Во-первых, сброса сточных вод в водные объекты завода не будет. Все виды сточных вод идут на очистные сооружения канализации Ростовской станции аэрации для последующей очистки. Во-вторых, технология подготовки осадка перед сжиганием включает в себя предварительную сушку большей части осадка и очистку отходящего воздуха после сушки. Сюда не попадут бытовые отходы, они отсеиваются на первой стадии очистки и остаются на решётках. Таким образом, до того как попасть в печь, иловый осадок потеряет не только вредные вещества, но и объём, от которого останется примерно 10%. Поэтому завод сжигания илового осадка не является предприятием по обработке и сжиганию мусора, и в отводимых газах не могут образовываться такие опасные загрязнения, как диоксины и фураны.

И всё же журналисты были настойчивы в своём желании узнать, что мы получим из трубы нового завода?

Специалисты ответили: продукты сгорания будут аналогичны выхлопу автомобиля, работающего на газе. В проекте предусмотрено, что дымовые газы пройдут трёхступенчатую очистку. Она обеспечит качество выбросов в атмосферу в соответствии с требованиями российского и европейского законодательства. То есть в атмосферу поступят нейтральные газы, включая водяной пар. Конечно, не обойтись без такого продукта сжигания, как сажа: она будет улавливаться на выходе. Оставшуюся в результате сжигания золу можно будет использовать для строительства дорог, в промышленном строительстве.

«Чем поможет нам завод?» — был и такой вопрос, на который был получен обстоятельный ответ. Завод решит существовавшую десятилетиями проблему с хранением, утилизируя свежий осадок, а ещё постепенно переработает тот осадок, что накопился за предыдущие годы. Это значит, что площадь «иловых карт» расти не будет. При его работе постепенно начнёт уменьшаться риск проникновения концентрата в подземные воды, почву, в Дон. Сколько понадобится времени, чтобы сжечь уже скопившийся ил, сказать сложно. Запах какое-то время продержится — примерно около трёх лет.


Справка о проекте

Проект реализуется на принципах государственно-частного партнёрства. Подрядчиком строительства выступает немецкая компания. Проект строительства завода в сентябре прошёл общественные слушания. Его утверждённая сметная стоимость — около 4,4 млрд рублей. В рамках проекта «Чистый Дон» частным инвестором построен блок ультрафиолетового обеззараживания сточных вод. Инвестиционный проект «Чистый Дон» призван сократить негативное воздействие на водную и воздушную среду в зоне расположения очистных сооружений. В декабре 2014 года завод должен заработать.


ПОЧЕМУ ЗАВОДУ — «НЕТ»?

В то же время в Ростове появились общественные организации, распространившие в интернете петицию по сбору подписей с требованием заменить этот проект на тот, что работает по экологическому принципу «ноль отходов». По мнению экозащитников, полезнее было бы строить завод не по сжиганию, а по переработке ила в удобрения.

Доводы специалистов, рассказавших о технологиях завода по сжиганию ила, который поможет решить важную экологическую проблему, журналисты сочли весомыми. И всё же корреспондент «Ростова официального» обратилась за комментарием к профессору Ростовского государственного университета путей сообщения, председателю совета Ростовского общественного экологического центра Вадиму ГАРИНУ. Вадим Михайлович рассказал, что экологи пока не получили ответов на некоторые свои вопросы:

— Хорошо, что стоки канализационных вод в Ростове будут обрабатывать ультрафиолетом, отказавшись от обеззараживания хлором. Тем не менее в сточных водах имеются остатки хлористых соединений, попадающие туда из-за деятельности некоторых мощных заводов. Учитывается ли этот фактор? Какое количество хлористых соединений в итоге будет попадать в атмосферу? Но идея некоторых представителей общественных движений о переработке ила в удобрения тоже неверна. Удобрять поля этим нельзя по той же причине — из-за остатков хлористых соединений.

На снимках: всё о новых технологиях будущего завода журналистам объяснили не только на пальцах; на дне этих отсеков находится живой ил, очищающий сточные воды

Фото Василия Редько

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ
Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

13.11.2017  «Ростовская транспортная компания» погасила долги перед энергетиками

13.11.2017  Ростовские вокзалы модернизируют к ЧМ-2018

10.11.2017  Первый полицейский парад состоялся в Ростове в День сотрудника органов внутренних дел

10.11.2017  Начальником муниципального казначейства Ростова назначена Татьяна Асатрян

10.11.2017  Специализированные футбольные классы появятся в Ростове в 2018 году

09.11.2017  Новым министром культуры Ростовской области стал Владимир Бабин

09.11.2017  Схема движения на южном подъезде к Ростову будет изменена с 11 по 18 ноября

09.11.2017  Движение на южном подъезде к Ростову откроется 18 ноября

09.11.2017  Главным архитектором Ростова стал Роман Илюгин

09.11.2017  Бесплатный Wi-Fi появится на «Ростов-Арене» и вдоль берега Дона

09.11.2017  Четыреста волонтеров наберут дополнительно к ЧМ-2018

08.11.2017  «Собачий патруль» собрал 2,5 миллиона рублей для Центра стерилизации собак в Ростове

08.11.2017  Международный аэропорт «Платов» откроется 27 ноября

03.11.2017  Три разбойника осуждены в Ростове на сроки от 8,5 до 11 лет за нападения на букмекеров

03.11.2017  Школьники побывали на экскурсии в типографии «Молот»

02.11.2017  Международный фестиваль студенческих театров пройдет в Ростове

01.11.2017  Кафедру теории журналистики ЮФУ расформировали

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 46 (1199) от 15.11.2017

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление № 1111 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 16.12.2014 № 1376 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону» (ред. от 04.08.2017)»

•  Постановление № 1116 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 № 1166 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» (ред. от 19.07.2017)»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Бюллетень № 509 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 20 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 510 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 22 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 26/Н о проведении конкурса на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов, который состоится 26 декабря 2017 г.

Публичные слушания

•  Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, 339а

Территориальная избирательная комиссия Советского района города Ростова-на-Дону

•  Сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, подлежащих обязательному опубликованию

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».