«Ростов официальный»

Юрий Башмет: о юных талантах, тщеславии и чёрной икре

Марта Моисеева  № 39 (982) от 25.09.2013  ПОСИДЕЛКИ
Юрий Башмет: о юных талантах, тщеславии и чёрной икре
С 17 по 19 сентября в нашем городе прошёл Первый международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. На сцене Ростовской филармонии выступали Маю Кишимо, Клаудио Бооркес, Массимо Мерчелли, Алёна Баева, Катя Сканави и другие именитые музыканты. Но главной звездой фестиваля стал, конечно, Юрий Абрамович Башмет. На пресс-конференции, посвящённой главному музыкальному событию этого года, нам удалось задать маэстро несколько вопросов.

— Юрий Абрамович, вы возвратились в Ростов, город своего детства, в свой юбилейный год. С каким чувством вы сюда ехали?

— У меня сейчас очень странное ощущение. Примерно такое же, как во время первого выступления во Львове, куда мы переехали после Ростова и где я учился. Я вернулся туда с концертом после победы в международном конкурсе. В зале собрались мои одноклассники и учителя. Они смотрели и, как мне казалось, думали: вот он, лауреат, пусть покажет, на что способен. Я очень старался не разочаровать их. Похожие чувства я испытываю сейчас. А что касается сегодняшнего события, я очень благодарен и горжусь, что меня в Ростове встречают именно так...

— Неужели вас можно встречать иначе?

— Раньше было иначе. Много лет я добивался права сыграть хотя бы один сольный концерт в России. Я обивал пороги Московской филармонии, Госконцерта, Росконцерта, пытался доказать, что чего-то стою. И наконец добился. В качестве эксперимента мне разрешили в течение одного сезона проехать с альтом как с сольным инструментом по всему Советскому Союзу. Помог мне добиться этих гастролей наш замечательный альтист, к сожалению, недавно ушедший, Дмитрий Шебалин. Итак, я начал выступать, но было такое чувство, что лучше бы я этого не делал. Встречали холодно. А директор Тольяттинской филармонии даже сказал мне: «Ты тихонько посиди в отеле, отдохни. Никому ничего не рассказывай. Мы тебе печать поставим, что отыграл концерт, и поедешь...» То есть для них в то время было дороже оплатить свет в зале, работников, гардероб и так далее. Ну а когда этот симпатичный человек провожал меня, у самого трапа он спросил: «Слушай, альт — это саксофон?..» В Ростове я тоже выступал в тот период. В зале было 3-5 человек. Но я не расстроился. Подумал: они не доросли ещё до такой музыки или я не дорос... Прошло много лет, и теперь, конечно, меня встречают по-другому. И особенно приятно, что в год моего шестидесятилетия я открываю в своём родном городе такой замечательный проект, как образовательный центр на базе музыкального колледжа при Ростовской консерватории.

— Расскажите подробнее об этом центре...

— Тема поиска новых талантов и помощи им увлекает меня уже много лет. В каждом городе, где мы выступаем, ведутся прослушивания. В течение прошлого года мы отбирали талантливых ребят по всей России и объединили их в первый детско-юношеский симфонический оркестр. Сегодня он успешно гастролирует по городам страны. И теперь на основании этой отработанной схемы мы открываем в Ростове перманентно действующий музыкальный центр. Такие же проекты будут запущены в Екатеринбурге, Новосибирске и Казани. Очень авторитетные профессора и музыканты будут преподавать в этом центре. Причём как наши, так и зарубежные. Мастер-классы проходят уже сегодня. Все участники фестиваля поделятся с юными музыкантами своим мастерством. Я почти уверен, что этот проект будет постоянным, власти, а может быть, и олигархи заинтересуются им. Поймут, что от поддержки талантливой молодёжи зависит будущее нашей страны. Я часто вспоминаю фразу Сергея Михалкова. Когда кто-то обозвал его детским рифмоплётом, он с достоинством ответил: «Сегодня — дети, завтра — народ». Я с ним абсолютно согласен. Поэтому наша задача как раз состоит в том, чтобы выявлять молодые таланты и помогать им.

— Юрий Абрамович, какие воспоминания вас связывают с Ростовом?

— Удивительно тёплые. Я не могу сказать, что очень хорошо знаю город, но помню дом, в котором жил, все тропинки, горку, где мы катались зимой. Рядом с домом было депо, мимо медленно проходили поезда. Мы запрыгивали на их ступеньки и катались. Родители нас очень ругали. Потом ещё помню реку. Как мы тащили на носилках огромную рыбу. Жили мы очень бедно, но у нас на подоконнике всегда стояла банка какого-то ужасного (как мне тогда казалось) продукта. И мама заставляла меня ежедневно съедать целую ложку его. Позже я узнал, что этим продуктом была чёрная икра. На Дону она тогда стоила копейки, а я не выносил её из-за запаха рыбы. Ещё помню: мама считала, что нужно отдыхать там, где мелкая галька, чтобы не было плоскостопия, и пить рыбий жир. Поэтому мой старший брат, бедняга, должен был на моих глазах выпивать несколько ложек. При этом с улыбкой на лице, чтобы подать мне пример. Я смотрел на его мучения, а потом убегал и прятался. Помню, как мы с мальчишками бегали вокруг дома — тогда он мне казался очень большим. А когда я приехал сюда много лет спустя, то в поисках его несколько раз прошёл мимо — дом оказался самым обычным. Самое невероятное, что пока я искал его, какая-то женщина остановила меня и спросила: «Ты Женя или Юра?» Женей в то время звали моего отца. Оказалось, что я стал очень похож на папу в том возрасте. Женщина постучала во все двери, и во двор вышли мои бывшие соседи. Оказалось, практически все они остались жить в этом доме. Мне устроили банкет, а потом я всех пригласил на свой концерт. Вот такие у меня воспоминания...

— Как формируется ваша концертная программа? Произведения выбирают исполнители или музыканты следуют за вкусом публики?

— Я сторонник того, чтобы в зале звучала новая, премьерная музыка. Именно поэтому за свою жизнь сыграл 52 концерта, написанных специально для меня. Именно благодаря этому появились шедевры, которые любит публика: это «Монолог» Шнитке, концерты Софьи Губайдулиной, «Стикс» Гии Канчели и многие другие. Но в то же время моя задача как музыканта состоит в том, чтобы человек, который случайно в первый раз попал на концерт классической музыки, захотел прийти снова. Поэтому нужно вводить в репертуар что-то такое, что на слуху (кстати, в популяризации классики нам очень помогают производители сотовых телефонов). Если слушатель узнал произведение и оно ему нравится — надо это ощущение не испортить. Ну и в завершении в репертуаре должно быть нечто выше уровня развития слушателя, который пришёл впервые. Это должно быть что-то яркое, запоминающееся, новое. Но, кстати, нередко современные композиторы в поисках новизны доходят до маразма. К примеру, было произведение, в котором прекрасные 20 тактов оркестр играл полтора часа. Я однажды дирижировал подобное произведение и через какое-то время услышал за спиной шорох кресел — люди выходили из зала. Конечно, это крайность. Но хорошая премьера современного автора — это замечательно. То есть мои программы строятся следующим образом: нечто новое, нечто узнаваемое и нечто яркое.

— Юрий Абрамович, в нашем городе есть Проспект звёзд. Если ростовчане захотят установить вашу звезду, вы приедете на церемонию?

— Я с удовольствием это сделаю. У меня есть много наград из разных городов мира. Меня даже сделали почётным гражданином маленького городка Эльба, что на юге Италии. И во время вручения звания я в шутку спросил у мэра, какие привилегии мне это даёт? Он ответил: «Вы можете бесплатно ездить на общественном транспорте! Только у нас его нет». Но мне всё это очень приятно. Я не собираюсь кривляться. Знаете почему? Потому что когда устанавливают памятник, мемориальную доску или звезду, кто-то из прохожих это увидит. Один, может быть, плюнет, а другой посмотрит и подумает: «О, как здорово! Я ведь тоже живу в этом городе. Может, я тоже смогу сделать что-то такое, за что бы мне дали подобную звезду?» Это в хорошем смысле тщеславие, которое заставляет чем-то увлекаться и работать над собой. Так что я обязательно приеду...


Из автобиографии Юрия Башмета

«У меня вся жизнь состоит из случайностей, и по большому счёту из счастливых. Первое — что я родился именно у своей мамы. Её уже нет, к сожалению, но она была талантливым человеком. Сейчас я это понимаю. Случайность — что я выбрал альт. Случайность — что попал к Борисовскому, а после его смерти учился у Дружинина. Встреча с Рихтером, работа, общение с ним. Хорошие дети — тоже счастливая случайность. Сказать, что музыка — это всё, значит, сказать, что больше меня ничего не интересует, и детей у меня бы не было. Есть фанаты, которые живут только музыкой. Я тоже фанат своего дела, но мне кажется, что для дела лучше, когда твой кругозор, сфера деятельности шире, чтобы было откуда черпать новые ощущения, новые силы. Занятие музыкой — это мой коридор, движение по которому дарует мне космические откровения».

Фото Виктора Дашкина

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ
Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

13.11.2017  «Ростовская транспортная компания» погасила долги перед энергетиками

13.11.2017  Ростовские вокзалы модернизируют к ЧМ-2018

10.11.2017  Первый полицейский парад состоялся в Ростове в День сотрудника органов внутренних дел

10.11.2017  Начальником муниципального казначейства Ростова назначена Татьяна Асатрян

10.11.2017  Специализированные футбольные классы появятся в Ростове в 2018 году

09.11.2017  Новым министром культуры Ростовской области стал Владимир Бабин

09.11.2017  Схема движения на южном подъезде к Ростову будет изменена с 11 по 18 ноября

09.11.2017  Движение на южном подъезде к Ростову откроется 18 ноября

09.11.2017  Главным архитектором Ростова стал Роман Илюгин

09.11.2017  Бесплатный Wi-Fi появится на «Ростов-Арене» и вдоль берега Дона

09.11.2017  Четыреста волонтеров наберут дополнительно к ЧМ-2018

08.11.2017  «Собачий патруль» собрал 2,5 миллиона рублей для Центра стерилизации собак в Ростове

08.11.2017  Международный аэропорт «Платов» откроется 27 ноября

03.11.2017  Три разбойника осуждены в Ростове на сроки от 8,5 до 11 лет за нападения на букмекеров

03.11.2017  Школьники побывали на экскурсии в типографии «Молот»

02.11.2017  Международный фестиваль студенческих театров пройдет в Ростове

01.11.2017  Кафедру теории журналистики ЮФУ расформировали

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 46 (1199) от 15.11.2017

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление № 1111 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 16.12.2014 № 1376 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону» (ред. от 04.08.2017)»

•  Постановление № 1116 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 № 1166 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» (ред. от 19.07.2017)»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Бюллетень № 509 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 20 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 510 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 22 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 26/Н о проведении конкурса на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов, который состоится 26 декабря 2017 г.

Публичные слушания

•  Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, 339а

Территориальная избирательная комиссия Советского района города Ростова-на-Дону

•  Сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, подлежащих обязательному опубликованию

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».