«Ростов официальный»

Хроникёр с верным глазом и чистой душой

Татьяна Тулуманова  № 18 (961) от 29.04.2013  СУДЬБА
Хроникёр с верным глазом и чистой душой
Мы, ростовчане, живём в этом городе на Дону и часто не знаем тех, кто его когда-то прославил: поэтов, писателей, операторов, режиссёров... Вот вам (да, вам, человеку, который сейчас читает эти строки) знакомо имя Леона Мазрухо? Если нет, вам будет интересно узнать, что жил когда-то в Ростове такой человек.

Оператор и режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР и лауреат Сталинской премии первой степени за фильм «Берлин». Он родился 3 (16) июня 1908 года в Феодосии. В 1926 году окончил курсы кинокорреспондентов в Симферополе. «Никогда не думал, что мой сын станет шарманщиком!», — эти слова отец Леона Борисовича сказал, когда узнал, что сын занялся кино. В 1932-1979 годах Мазрухо работал на Ростовской студии кинохроники, а в годы Великой Отечественной войны был фронтовым кинооператором. Снятые им ленты (и знающие люди это подтвердят) признаны шедеврами мирового кино.


«Добрейшей души человек»

Леон Мазрухо оставил в кинолетописи кадры о лезгинском поэте Сулеймане Стальском, писателе Михаиле Шолохове, маршале Георгии Жукове, прославленных лётчиках братьях Коккинаки, о нашем городе и других городах. Вот лишь некоторые из его фильмов: «Ростов и ростовчане», «Большой полёт», «Радуга над Доном», «Хозяева моря», «Во имя живых», «Новороссийские куранты», «Большой полёт».

«Собираетесь писать о Мазрухо? А что, у него какой-то юбилей?» — мне несколько раз задают этот вопрос. «Нет, не юбилей. Не нужно искать поводы, чтобы написать о таком человеке», — отвечаю. Отправляюсь в библиотеку в надежде найти статьи, которые были написаны при жизни Леона Борисовича, книги о нём... Их оказывается не так много. Есть краткая биографическая справка в «Материалах Свода памятников истории и культуры РСФСР», воспоминания самого Мазрухо и других кинематографистов в сборнике «Над фильмом работали...», очерк Романа Розенблита в книге «Радуга чёрно-белого кино», несколько журнальных и газетных статей. Читаю, рисует воображение портрет: «мягкая, порой стеснительная улыбка», «глуховатый голос»...

— Чрезмерная скромность, застенчивость, боязнь выделиться сковывали Леона Борисовича, — вспоминает кинодраматург Константин СЛАВИН на страницах книги «Над фильмом работали...». — Он был легко возбудимым, впечатлительным и по-южному сентиментальным человеком. Ему ничего не стоило в порыве нахлынувших чувств, каких-то сильных ощущений или воспоминаний проронить слезу; взор его нередко увлажнялся, открой он только для себя какой-нибудь случай благородства, самоотверженности, торжества справедливости, ещё больше — человеческой открытости, искренности, бескорыстия. Таким, собственно, он и был сам.


Ас воздушных съёмок

Большое место в творчестве Леона Мазрухо занимает тема войны. Константин Львович рассказывает, что «Леон Борисович одним из первых освоил воздушную съёмку» и был едва ли не единственным из документалистов, кто снимал взятие Берлина с воздуха. В годы войны он совершил 48 боевых вылетов, во время которых отснял километры киноплёнки. Вспоминая военное время, он говорил: «Пройдёт ещё много лет, но всё равно заболит сердце».

В сборнике «Над фильмом работали...» вспоминает Мазрухо, как на бомбардировщике он, вооружённый четырьмя киноаппаратами, летел в Берлин, чтобы «произвести киносъёмки фашистского логова». Как в грохоте взрывов, в дыму и пыли, работали советские кинооператоры. Как Берлин капитулировал. «У фашизма нет права на существование», «в войне не было особо избранных для подвигов. Все были равны перед жизнью и смертью», «за преступления против человечества не может быть никаких сроков давности» — вот о чём говорили его киноленты.

После войны Леон Мазрухо снимал картины «о романтике мирных дней, о родном крае, о простых людях-тружениках». И о Михаиле Шолохове. Это особый рассказ.


Полувековая дружба

— Круг общения Шолохова был широк. Но в число его близких людей входили только те, к кому он тянулся всей душой, кому доверял безусловно, — вспоминает Надежда КУЗНЕЦОВА, женщина, которая много лет проработала в музее-заповеднике М.А. Шолохова.

Был среди них и Леон Мазрухо. Знакомство их состоялось в конце 1934 года, когда режиссёр приехал в Вёшенскую. В «Рассказе о неизвестном сценарии» Мазрухо вспоминал, как тепло его встретил Шолохов. Как сокрушался, что у нас мало делают фильмов о красоте родного края.

Именно Мазрухо был первым и долгие годы единственным, кто снимал Михаила Александровича, притом что «нацеленных на него объективов Шолохов не любил». Как вспоминает сценарист и режиссёр Роман РОЗЕНБЛИТ в книге «Радуга чёрно-белого кино», «между ними были очень тёплые, очень дружеские отношения».

— Однажды, когда Госкино СССР поручило студии снять для «Экспо-70» ролик о Шолохове, — рассказывает Роман Александрович, — Леон Борисович попросил меня написать для него сценарий. Необходимо было «втиснуть» в 125 метров киноплёнки (а это меньше четырёх минут) огромную жизнь писателя... Я корпел над сценарием несколько дней, а потом отдал его Леону Борисовичу. «Ну что ж, детка (это было его любимое и нежнейшее обращение), всё очень даже неплохо. Но только давай всё причешем...»

Так от четырёх страничек осталась только одна. «Негусто остаётся, — сказал тогда Мазрухо. — Давай, вот что: снимем его за чаепитием с Марией Петровной. Это очень здорово — наблюдать, как пьёт чай Шолохов...»

Этот эпизод категорически не одобрил заместитель министра культуры СССР Екатерины Фурцевой: «Шолохов пьёт чай, не вытащив ложечку из стакана. Словно деревенщина какая-то...» На это заявление Леон Борисович заметил: «Шолохов не нуждается в ваших советах, как ему пить чай. Лев Николаевич Толстой как-то заметил, что ложечка в стакане или чашке у русского человека для того нужна, чтобы не только сахар мешать, но температуру чувствовать...» Кстати, сама Екатерина Алексеевна, посмотрев киноролик, сказала: «Не стыдно будет показывать этот маленький фильм».

Леон Мазрухо снимал Михаила Шолохова до войны и после. В 60-70 годы он фиксировал на камеру встречи писателя с Юрием Гагариным, Чарльзом Перси Сноу, Василием Шукшиным, финским писателем Мартти Ларни, Сергеем Бондарчуком. «Уезжая в командировку за границу, Шолохов просил, чтобы ему не давали «чужих» операторов, — брал с собой Мазрухо». Именно Леон Борисович снимал церемонию вручения писателю Нобелевской премии, сопровождал Шолоховых в их поездке в Японию.

Безусловно, на одной газетной полосе, как и на 125 метрах киноплёнки, очень непросто уместить огромную жизнь оператора и режиссёра. Но я старалась, хотя этот рассказ о Леоне Мазрухо и получился чуточку нескладным.

— Фильмы Мазрухо не могли не нравиться, — говорил Роман Розенблит. — Они были сняты человеком с добрым сердцем, с добрым взглядом и нежной душой. Как же нам сейчас не хватает таких фильмов! И таких честных и талантливых художников.

О том, где сейчас хранятся фильмы Леона Мазрухо, почему их не показывают и как и всё-таки их можно увидеть, мы обещаем рассказать в одном из следующих номеров «Ростова официального».


Интересные факты

«По Тихому Дону». Так назывался сценарий документального фильма, над которым с 1938 года работали Михаил Шолохов и Леон Мазрухо. К сожалению, их совместные труды не уцелели. Остались лишь две страницы сценария и отдельные кадры плёнки, которые хранятся теперь в кинофонде музея-заповедника М.А. Шолохова.

Кашляй на здоровье! Вспоминают, как на своё 70-летие Леон Борисович среди множества поздравлений выделил одну телеграмму. От Шолохова. «ДОРОГОЙ ЛЁВУШКА ВСКЛ КАШЛЯЙ И ДАЛЬШЕ СЕБЕ НА ЗДОРОВЬЕ ТВОЙ МШОЛОХОВ», — говорилось в ней. Дело в том, что они с Шолоховым были заядлыми курильщиками. А кашель Мазрухо вошёл в фильм «Дым, уносящий здоровье». Как действующее лицо.

«Мазрухинская машинка». Во время съёмок вручения Шолохову Нобелевской премии произошло забавное недоразумение. «Конвас» — кинокамера шумная, и чтобы не нарушать чинность церемонии, шведы потребовали обернуть аппарат глушителем, кожаным чехлом. Началась церемония, чехол стал сползать и закрывать объектив. Мазрухо сорвал стёганку. На стрекот его камеры недовольно оборачивались, сам король Швеции слегка нахмурился в сторону советского оператора, что и запечатлелось на экране. Михаил Александрович, смеясь, потом рассказывал, что сразу узнал звук «мазрухинской машинки».

Прообраз. В 1995 году Роман Розенблит написал для театра имени Горького пьесу «Виктория». Среди действующих лиц был фронтовой кинооператор. Прообразом его послужил Мазрухо.

Жил-был... Ростовская студия кинохроники несколько лет назад планировала снять фильм «Жил-был Леон Мазрухо», сценарий которого написал Роман Розенблит, но фильма до сих пор нет.

«Страницы воспоминаний» Леона Мазрухо. «Однажды меня разбудили и повезли в штаб фронта... «Я пригласил кинооператора сюда перед наступлением. Будут сняты все, — сказал маршал Г.К. Жуков полковникам и генералам. — Но если вы будете плохо воевать, то плёнка пойдёт...» — и он точно указал, куда в этом случае пойдёт плёнка. Я понял, он пригласил меня потому, что считал сам факт съёмки перед боями огромным моральным стимулом.

А вот другой эпизод с тем же Жуковым. На вручении ордена «Победа» Эйзенхауэру и Монтгомери: «Я был почти в отчаянии: огромный, в два этажа зал имел четыре окна, три из которых оказались тёмными... снимать можно было только у четвёртого, вручение же ордена происходило в центре зала. Я подошёл сбоку к Георгию Константиновичу... и вполголоса попросил его: «Товарищ маршал, поближе к свету... Пожалуйста, поближе к свету...» Жуков понимающе взглянул на меня и пошёл к окну. Не знаю, как у меня хватило храбрости, но я взял Эйзенхауэра за руку и потянул вслед за маршалом».

На снимках: улица Пушкинская, 215. В шестнадцатиэтажном доме в квартире № 71 жил Леон Борисович, а в Доме кино — работал. На нём в 1985 году была установлена мемориальная доска с его барельефом и текстом: «В этом доме с 1975 по 1979 год жил и работал лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР кинорежиссёр Леон Борисович Мазрухо»; здание Ростовской студии кинохроники (ул. Красноармейская, 94), в которой с 1952 по 1979 годы работал Леон Мазрухо; Михаил Шолохов в Золотом зале Стокгольмской ратуши перед началом вручения Нобелевской премии. Леон Мазрухо вспоминал: «Я снимаю и стараюсь через длиннофокусный объектив (он сейчас работает как бинокль) разыскать Михаила Александровича. Ага, вот он... Фрак на нём сидит, будто он всю жизнь только и делает, что носит фрак, как влитой, будто не его я недавно видел в Казахстане в сапогах, в простой солдатской стёганке, подпоясанным охотничьим патронташем»

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ
Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

13.11.2017  «Ростовская транспортная компания» погасила долги перед энергетиками

13.11.2017  Ростовские вокзалы модернизируют к ЧМ-2018

10.11.2017  Первый полицейский парад состоялся в Ростове в День сотрудника органов внутренних дел

10.11.2017  Начальником муниципального казначейства Ростова назначена Татьяна Асатрян

10.11.2017  Специализированные футбольные классы появятся в Ростове в 2018 году

09.11.2017  Новым министром культуры Ростовской области стал Владимир Бабин

09.11.2017  Схема движения на южном подъезде к Ростову будет изменена с 11 по 18 ноября

09.11.2017  Движение на южном подъезде к Ростову откроется 18 ноября

09.11.2017  Главным архитектором Ростова стал Роман Илюгин

09.11.2017  Бесплатный Wi-Fi появится на «Ростов-Арене» и вдоль берега Дона

09.11.2017  Четыреста волонтеров наберут дополнительно к ЧМ-2018

08.11.2017  «Собачий патруль» собрал 2,5 миллиона рублей для Центра стерилизации собак в Ростове

08.11.2017  Международный аэропорт «Платов» откроется 27 ноября

03.11.2017  Три разбойника осуждены в Ростове на сроки от 8,5 до 11 лет за нападения на букмекеров

03.11.2017  Школьники побывали на экскурсии в типографии «Молот»

02.11.2017  Международный фестиваль студенческих театров пройдет в Ростове

01.11.2017  Кафедру теории журналистики ЮФУ расформировали

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 46 (1199) от 15.11.2017

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление № 1111 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 16.12.2014 № 1376 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону» (ред. от 04.08.2017)»

•  Постановление № 1116 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 № 1166 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» (ред. от 19.07.2017)»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Бюллетень № 509 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 20 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 510 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 22 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 26/Н о проведении конкурса на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов, который состоится 26 декабря 2017 г.

Публичные слушания

•  Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, 339а

Территориальная избирательная комиссия Советского района города Ростова-на-Дону

•  Сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, подлежащих обязательному опубликованию

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».