«Ростов официальный»

Человек — центр притяжения

Татьяна Тулуманова  № 10 (953) от 06.03.2013  СУДЬБА
Человек — центр притяжения
Впервые о Леониде Григорьяне я услышала от его тёзки, Леонида Санкина. Позже имя поэта (и как я потом узнала, талантливого переводчика и преподавателя латыни) всплывало в разговорах и с другими ростовчанами. Тогда мне только показалось, что судьбы всех творческих людей в Ростове в какой-то момент пересекались с его судьбой, что он был каким-то объединяющим всех центром, а сейчас, когда мне посчастливилось встретиться и поговорить с теми, кто его знал (знал его долго ли, коротко ли — кому как повезло), я в этом уверена.

Часть первая. Тот, кто не знал

Стихосплетения. Признаюсь, что прежде я никогда не читала стихов Леонида Григорьяна. Но, взявшись писать о нём, решила исправить эту досадную оплошность. И сейчас, стуча по клавишам, помню наизусть и «лёгонький зуд проводов», и «хлопьев косое паренье», «и молчанье на сотню ладов», представляю, как «пучеглазо молчат чердаки», и, кажется, слышу, как «непрестанно звучит фортепиано».

Дом. Я часто прохожу мимо дома, в котором он жил всю свою жизнь. На Горького, 147а. Внешне он ничем не отличается от других домов. Но для всех, кто Григорьяна знал, это не так — для них это волшебный дом, потому что не в каком-нибудь другом, а именно в этом он жил, любил, творил, принимал гостей, беседовал, радовался и грустил. Осенью 2012 года на стене этого дома была установлена мемориальная доска в память о Григорьяне. Но некоторые считают, что рядом с ней должна появиться и другая, на которой были бы написаны имена всех тех, кто бывал в доме Леонида Григорьевича (имена выдающиеся!).

Жизнь и творчество. Я чувствую себя как в школьные годы, когда давали задания подготовить доклад о жизни и творчестве того или иного писателя, поэта. Собираю воедино прочитанное, отмечая этапы пути. От и до. «Колоритнейшая личность, вольнодумец, жизнелюб, конструктивный оппозиционер всему косному», он родился 27 декабря 1929 года. Но пускай о себе расскажет сам поэт. «Я прожил довольно рядовую жизнь. Были в ней радости и горести, любовь и дружба, симпатии и антипатии, обретения и утраты — стоит ли вдаваться в подробности? Тем более что стихи мои, если и не исповедальные, то «дневниковые», и в них всё это в той или иной степени запечатлено. Насколько убедительно — судить не мне. И, тем не менее, вот мои некоторые «анкетные данные»: я коренной ростовчанин, в своё время окончил романо-германское отделение Ростовского государственного университета, по воле случая стал преподавать латынь в Ростовском мединституте. Полагал, что временно, а проработал там, почитай, всю жизнь, о чём, впрочем, нисколько не жалею — профессия моя оказалась максимально удалённой от тошнотворной государственной идеологии, так что в этом смысле мне явно повезло. (Я и вообще-то человек на редкость везучий.)

Первая подборка моих стихов появилась в 1966 году в «Новом мире». Это считалось тогда неким, пусть и иллюзорным, «знаком качества», так что с той поры и другие солидные журналы, как правило, относились к моим писаниям благосклонно. В 1968 году в «Ростиздате» вышла моя первая книжка... Профессиональным поэтом я себя не считал и не считаю. Стихи мои — более или менее квалифицированный дилетантизм. Да и может ли всерьёз считать себя поэтом современник Тарковского, Самойлова, Кушнера, Чухонцева, Левитанского, Слуцкого, Соколова, Леснянской (я мог бы назвать ещё немало первоклассных поэтов)? А уж явление Иосифа Бродского — подлинная «школа смирения». И всё же «еже писахъ — писахъ»... Тут и закончу эту заметочку. Она могла быть и много длиннее, и гораздо короче, могло её и вовсе не быть» (из книги «Вниз по реке», 1998 год).

Мединститут. Туда Леонид Григорьян попал, год проработав в 49-й школе, в 1954-м. «Нет, — пишет он в одном из своих стихотворений, — я не продирался чащами, не изнывал среди пустынь — Преподавал свою тишайшую и старомодную латынь». Тишайшую. «Язык медицины и римских твердынь» — это уже из другого стихотворения, поэтессы Юнны Мориц, посвящённого Григорьяну. Вот первые его строчки (их, полагаю, знают многие): «В Ростове, где юмор так свеж и румян, Живёт трубадур Леонид Григорьян...»

Запрещённые книги. Такие были в советское время. В Ростове многие из них — книги Солженицына, Мандельштама — начинали своё путешествие по рукам именно из дома Леонида Григорьевича, потому ещё до «новомирской» публикации его в литературной среде в нашем городе хорошо знали.

«Дневник». Нет, не так называлась первая книга стихов Григорьяна. Первая называлась «Перо», вышла она в 1968 году в Ростове. Рассказывают, что газета «Молот» опубликовала на неё положительную рецензию. Написала её Елена Нестерова. Потом, конечно, был скандал: как посмели хвалить автора, который «преклоняется перед отщепенцем Пастернаком и белогвардейцем Гумилёвым!». Второй сборник стихов, «Друг», был опубликован в 1973 году в Москве. А через два года приключилась скандальная история с «Дневником». Тираж этой поэтической книги был уже напечатан, но тут власти, усмотрев в стихотворении «Римская история» «антисоветскую диверсию», решили её уничтожить: тираж был порезан как неразошедшийся. Но 100 сохранившихся «авторских» экземпляров книги Леонид Григорьян дарил друзьям. Один из них мне случилось увидеть в доме у друзей Леонида Григорьевича — Инны Карлиной и Владимира Новоженина.

Видеовоспоминания. Они появились в 2009 году. Записали их ростовские поэты Дмитрий Коваленко и Виталий Фёдоров. Так получились два фильма: в первом Леонид Григорьевич рассказывает о детстве, а во втором — о литературной жизни Ростова. Но сколько всего было до них! Новые переводы Леонида Григорьевича, новые сборники стихов, вышедшие в свет мемуары «Мэтр»...

30 августа. В этот день 2010 года Леонид Григорьевич умер. Он похоронен на старом Братском кладбище рядом со своим отцом.


Часть вторая. Те, кто знали

Кто-то с Леонидом Григорьяном был в более близкой и более многолетней дружбе, кто-то — в менее... Но все, с кем мне посчастливилось пообщаться, с радостью рассказали о нём. А некоторые ещё и спели. Никогда не забуду, как Инна КАРЛИНА и Владимир НОВОЖЕНИН исполнили для меня несколько песен, написанных на стихи их доброго друга. Вот и сейчас я включаю диск с этими песнями и перечитываю их воспоминания «о Лёне».

«С Леонидом Григорьяном мы познакомились в 1981 году. Нет, не верно, мы подружились с первой минуты знакомства. И опять не верно: мы подружились и полюбили его сразу, как только прочитали сборники его стихов, а это было значительно раньше личного знакомства с ним. «...Не предавай ни выживших, ни павших Ни в страхе, ни в тоске, ни во хмелю...» Боже мой! Это наша позиция, — думали мы, — наши мысли, так ярко выраженные в стихах. Ведь в пожеланиях друзьям мы издавна и до сих пор пишем: «Никогда не познайте предательства». И чем больше мы читали стихи Леонида Григорьяна, тем больше находили в них совпадений наших жизненных позиций, восприятия мира, природы, людей и событий.

Однажды в гостях у Григорьяна дома мы спели ему их. Он был очень удивлён и произнёс: «Неужели на эти стишки можно написать такую музыку?!» (Он всегда свои стихи называл «стишками». Конечно, это было кокетство.) С этого времени Лёня считал Володю «своим композитором». И действительно, за всё время нашей дружбы на Лёнины стихи Володя написал более 50 песен, которые мы исполняем до сих пор. А в 2012 году вышел наш диск «Вернуть бы вечера» с песнями на стихи Григорьяна.

Нас всегда потрясали его эрудиция, его знание и тонкое понимание литературы, его художественный вкус. Он был удивительный рассказчик. Прекрасный русский язык, остроумие и острословие, владение темой разговора делали наши посиделки сказочными и поучительными представлениями. А какие люди были на этих посиделках! Поэты Юрий Фадеев, Эдуард Холодный, Геворг Эмин, Георгий Кубатьян, Леонид Эпштейн, школьные друзья Лёни, врачи, физики, его студенты. У него была прекрасная библиотека. С большой любовью он собирал книги всю свою жизнь, никогда не жалея на них денег, даже при своих скудных заработках и пенсии.

Мы много раз выступали вместе перед студентами, писателями и поэтами Дона, в библиотеках, в литературных клубах. Всегда был аншлаг — люди знали: будет читать стихи САМ Леонид Григорьян. Он очень любил жизнь, друзей, профессию, студентов, он мужественно переживал все жизненные неудобства. Мы никогда не слышали от него никаких жалоб, и это давало нам уверенность в жизни. Им может гордиться наш город, Его город, Россия, да и весь мир. Он ушёл от нас физически, но он всегда с нами: балагур, весельчак, затейник, заводила заводил, эрудит, Наш Поэт».

Поэт Леопольд ЭПШТЕЙН: «Писать о Леониде (Лёне) Григорьяне трудно. Для Ростова он был личностью легендарной. Его жизнь часто казалась складывающейся из серии фантасмагорических историй. Многим из них я ни за что не поверил бы, если бы сам не был свидетелем. О Григорьяне в Ростове ходили анекдоты. Однажды в очереди за билетами в кино я услышал, как двое незнакомых мне людей обсуждали какую-то небылицу о нём. Сначала выжидал удобного момента, чтобы вмешаться и объяснить, почему обсуждаемое — неправда, а потом решил не вмешиваться в процесс мифотворчества. Поэтому, рассказывая о Лёне, невозможно обойтись без таких фантасмагорий, но нельзя только ими и ограничиться. Опасность нарисовать Лёню гибридом анекдотического интеллигента и поручика Ржевского вполне реальна.

Сам Лёня был замечательным рассказчиком, в лицах изображавший любые сцены, и оттого часто казалось, что ты присутствовал и при том, при чём никак не мог присутствовать. Вот с одной такой истории я и начну.

...На дворе — густопсовая брежневская эпоха. Ростовское издательство выпустило книгу стихов Лёни «Дневник». Книгу выпустили — и тут же изъяли из продажи. Каким-то чудом у Лёни оказалось несколько десятков экземпляров, которые он разослал друзьям-поэтам. И тут, как положено в анекдотах, такое началось! В Ростове книга запрещена, а толстые московские и ленинградские журналы один за другим выходят с хвалебными рецензиями: «Новый мир», «Знамя», «Юность», «Нева», «Звезда». И имена под рецензиями — самые что ни есть первостепенные. В масштабах Ростова — идеологический скандал. И с точки зрения партийного начальства виноват сам Григорьян.

Лёня, которому угрожали и потерей работы, и кое-чем пострашнее, не оробел, решил, что лучше нападать, чем защищаться, и начал требовать, чтобы книгу вернули на прилавки. И вот Лёню приглашают в обком партии к самому секретарю по идеологии. На беседу. Надо помнить семидесятые, чтобы понимать, насколько это экстраординарное событие: совершенно неноменклатурного поэта, с точки зрения властей — второстепенного, даже не члена Союза писателей, зовут к могущественному секретарю. Закончилось всё дело тем, что обком предлагал Лёне сделку: он прекращает жалобы и «кампанию» в обмен на обещание, что через год то же ростовское издательство выпустит другую книгу его стихов. Лёня, который не склонен был к долгим раздумьям, согласился. Ростиздат действительно выпустил книгу Лёни. Правда, не через год, а через два или даже три.

Человек, который никогда не видел Григорьяна, составит себе, вероятно, представление о нём как об эдаком молодцеватом, могучем физически, смелом. Ничего дальше от настоящего Лёни не может быть. С девятилетнего возраста и до смерти он страдал нервно-механическим недугом — его руки и ноги непроизвольно подёргивались. В худшие годы он не мог писать от руки — только как-то ухитрялся печатать на пишущей машинке. Расписаться в студенческой зачётке было для него трудной работой. А что касается смелости... дёргаться он начал в 1938 году, в вечер, когда арестовывали его отца. Страх был в нём силён и никогда не проходил. Просто Лёня его преодолевал.

Моё знакомство с Григорьяном состоялось в 1971 году и перерастало в дружбу медленно. Он меня поначалу несколько разочаровал, а я ему просто не понравился. Года четыре, наверное, мы были на вы, и я называл его Леонидом Григорьевичем (к тому же я был почти на 20 лет моложе). По мере нашего сближения я всё больше и больше понимал, как тщательно Лёня скрывает свои достоинства — так же, как почти все люди прячут свои недостатки. Между делом, походя, выяснялось: то, что он перевёл Камю, то, что обнаружил стихотворение Мандельштама, считавшееся потерянным, то, что он при трясущихся руках — прекрасный гребец. Лёня был человеком внутренне скромным, по-настоящему скромным, без притворства.

У Лёни было несколько чрезвычайно близких друзей. Я хочу назвать только двоих: Виталия Сёмина, замечательного прозаика, и поэта Юрия Фадеева. Вообще, друзей у Лёни было много. Он в полной мере обладал тем, что намного позже стали называть «харизмой». Но главную роль играл всё же масштаб его личности.

У меня было впечатление, что Лёня читал всё. Было всего два-три случая, когда мне удалось рассказать ему что-то о книге, которую я читал, а он — нет. Доставшаяся по наследству от родителей квартира его на Горького была во всю ширину стен от пола до потолка заполнена книгами.

В 1987 году я переехал с семьёй в США. После этого мы виделись с Лёней всего дважды, когда я приезжал в Ростов. Но наша дружба продолжалась по переписке. Лёня писал мне часто, чаще, чем я ему, расспрашивал, убеждал, рассказывал ростовские новости. Судьба подарила ему долгую жизнь, озарённую под конец чистой и преданной любовью. Он был для меня замечательным другом, которого я любил тем больше, чем больше узнавал.

О таких людях, как он, надо писать длинно и с подробностями, чтобы стала понятна его очень живая и глубокая натура. Надо пытаться понять, что обусловило его ренессансный характер. Сам Лёня сказал однажды, что после ужасов ежовщины, после года в оккупированном немцами Ростове, после кошмара последних лет сталинщины в людях его поколения возникла такая радость жизни, какую и дустом не выведешь. Может, он в чём-то и прав. Но ведь сколько трусливых, мелких людей видел я среди его сверстников. Может, эпоха Возрождения как раз и создаётся памятью о нескольких титанах, которая от неё остаётся?»

Леонид САНКИН, публицист: «Моё знакомство с Леонидом Григорьяном состоялось в конце 90-х годов при довольно-таки забавных обстоятельствах. В те годы я работал в издательстве, специализировавшемся на выпуске брошюр по экономике и праву. Однажды на редсовете была представлена рукопись книги «Латинские юридические изречения», автором которой был Леонид Григорьевич. Через несколько дней на подписание авторского договора пришёл автор. В руках у него была авоська, в которой лежала бутылка вина и блок сигарет, что само по себе уже вызвало живой интерес. Договор подписывали у меня в кабинете, где над столом висели фотографии Высоцкого, Цветаевой и Бродского. Взаимный контакт состоялся. Правда, ту книгу издать не удалось. В дальнейшем я частенько встречал Леонида Григорьевича на улицах, на книжном рынке. Мы непременно раскланивались. В последние годы я позволял себе звонить Григорьяну домой, консультировался с ним во время написания своей статьи о пребывании в Ростове Мандельштама. Горжусь тем, что в седьмом номере журнала «Ковчег» моя работа «Чай с сахаром» соседствует с его стихами. Именно в редакции «Ковчега» я узнал о рукописи биографии Поленова Марка Копшицера, который дружил и с моими близкими, и с Леонидом Григорьяном. Когда издательство «Молодая гвардия» приняло решение издать книгу в знаменитой серии ЖЗЛ, я попросил Леонида Григорьевича написать об авторе. Он тогда уже сильно хворал, но согласился. К сожалению, это была последняя прижизненная публикация Леонида Григорьевича. Жаль, что книгу он так и не увидел — вышла она через неделю после его ухода».

Тамара МАЗУР, бывшая студентка, которой Григорьян преподавал латынь: «Человек он был творческий, образованный, с чувством собственного достоинства. Казалось, что он попал в наше время из той далёкой эпохи, где латынь не была мёртвым языком. К моменту моего поступления в РГМИ он уже лет пять как печатался и был известным на Дону поэтом. Очень хорошо помню, как сдавала ему экзамен по латинскому языку. Предмет я знала хорошо, получила «отлично» и автограф на память. Уже после окончания мединститута в поэзии Григорьяна я находила проявление черт его характера. К тому времени я и сама уже писала стихи. Мы не были близко знакомы, но его облик врезался в память намертво, как базисные знания по латыни».

Краевед Любовь ВОЛОШИНОВА: «Леонид Григорьян — личность для Ростова знаковая, настоящий «поэт пушкинской плеяды». Я очень рада, что когда-то он появился в моей жизни. Он был душой ростовского литературного сообщества. Ему была чужда плебейская заносчивость. Григорьян всегда говорил, что у любого, даже самого посредственного автора можно найти несколько свежих идей. И если критиковал, критика его была весомая. Критикуя, тебе тебя же он и открывал».

Поэт Виталий ФЁДОРОВ: «Леонид Григорьян был уникальным человеком. С ним в 2007 году меня познакомил другой поэт, Геннадий Жуков. Помню дружеские посиделки у него дома. Тогда с собой у меня была камера, так и появилась первая видеозапись, на которой Григорьян и Жуков просто беседуют, хотя «простой» беседу этих двух интересных людей вряд ли можно назвать. А потом мы с Дмитрием Коваленко сняли на видео монологи Леонида Григорьевича. Он рассказывал о себе, о своих встречах со знаменитыми людьми, о Ростове, литературной жизни... Он умел собирать вокруг себя людей. В советское время это была, как бы мы сейчас сказали, неформальная тусовка, которая противостояла режиму. Григорьян действительно был центром притяжения. Людей привлекало внутреннее ощущение его силы, энергии, удивительное свободолюбие, эрудиция, интеллигентность».

P.S. Если в поисковой строке в интернете набрать имя «Леонид Григорьян», появится очень много страниц. Очень много. Стихотворения его и о нём, воспоминания друзей и о друзьях, мемуары в текстах и на видео, статьи, интервью, рецензии на его книги, группы в социальных сетях, посвящённые его памяти... Во всей этой информации легко заплутать и, что самое обидное, прочитав-просмотрев-прослушав её всю, очень просто потерять самое главное. Быть может, и я потеряла. А может, и не нашла ещё. Потому прошу вас, читатели, не судите строго. Это лишь маленькая публикация про значительного человека, который заслуживает серьёзной книги, обстоятельного исследования, публикация, закончить которую я хочу такими стихотворными строками: «Жить! Начиная с нулевой отметки. Жить на свету! Без грима и подсветки. Не по одёжке и не по уму — Равновелико сердцу своему».

На третьем сверху фото: вот такой шарж к юбилею получил Григорьян от художницы Е. Васильевой

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ
Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

13.11.2017  «Ростовская транспортная компания» погасила долги перед энергетиками

13.11.2017  Ростовские вокзалы модернизируют к ЧМ-2018

10.11.2017  Первый полицейский парад состоялся в Ростове в День сотрудника органов внутренних дел

10.11.2017  Начальником муниципального казначейства Ростова назначена Татьяна Асатрян

10.11.2017  Специализированные футбольные классы появятся в Ростове в 2018 году

09.11.2017  Новым министром культуры Ростовской области стал Владимир Бабин

09.11.2017  Схема движения на южном подъезде к Ростову будет изменена с 11 по 18 ноября

09.11.2017  Движение на южном подъезде к Ростову откроется 18 ноября

09.11.2017  Главным архитектором Ростова стал Роман Илюгин

09.11.2017  Бесплатный Wi-Fi появится на «Ростов-Арене» и вдоль берега Дона

09.11.2017  Четыреста волонтеров наберут дополнительно к ЧМ-2018

08.11.2017  «Собачий патруль» собрал 2,5 миллиона рублей для Центра стерилизации собак в Ростове

08.11.2017  Международный аэропорт «Платов» откроется 27 ноября

03.11.2017  Три разбойника осуждены в Ростове на сроки от 8,5 до 11 лет за нападения на букмекеров

03.11.2017  Школьники побывали на экскурсии в типографии «Молот»

02.11.2017  Международный фестиваль студенческих театров пройдет в Ростове

01.11.2017  Кафедру теории журналистики ЮФУ расформировали

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 46 (1199) от 15.11.2017

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление № 1111 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 16.12.2014 № 1376 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону» (ред. от 04.08.2017)»

•  Постановление № 1116 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 № 1166 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» (ред. от 19.07.2017)»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Бюллетень № 509 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 20 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 510 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 22 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 26/Н о проведении конкурса на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов, который состоится 26 декабря 2017 г.

Публичные слушания

•  Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, 339а

Территориальная избирательная комиссия Советского района города Ростова-на-Дону

•  Сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, подлежащих обязательному опубликованию

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».