«Ростов официальный»

Он не хотел ничего выдумывать

Татьяна Тулуманова  № 45 (936) от 07.11.2012  ПОСИДЕЛКИ
Он не хотел ничего выдумывать
«Виталию Сёмину — великану правды факта от карлика правды века» — книга с такой надписью, сделанной рукой Марка Копшицера, однажды попалась мне на глаза. Тогда я ещё не знала, кто этот «великан правды факта». Это уже после в моих руках оказалась другая книга — «Виталий Сёмин в воспоминаниях, письмах и литературной критике», выпущена она была к 80-летию писателя, известного в пределах нашей страны и в запределье. К сожалению, некоторых из тех, кто вспоминал Сёмина на её страницах, уж нет с нами. Наверное, они в своих красивых поэтических и кинематографических мирах ловят в реке рифмы и собирают в лесу метафоры.

То самое чудо

Виталий Николаевич Сёмин родился 12 июля 1927 года в Ростове-на-Дону в семье служащих. Биографию его легко можно изучить, читая его книги, — большинство его произведений носит автобиографический характер: детство в Ростове, арбайтслагерь в Германии в годы Второй мировой войны, работа на Куйбышевской ГЭС, учительство, журналистский опыт. Был он «энергичным, аккуратным во всех мелочах человеком», «впечатлительным и нервным», «ироничным, собранным и серьёзным. Чувствовалось, что живёт он напряжённой внутренней жизнью и самым сокровенным делится не с каждым». Был «талантливым и порядочным», а «недоброжелателей у него хватало, и несправедливостей на его долю выпало изрядно».

— Я встречал Виталия Николаевича в доме поэта Леонида Григорьяна, — рассказывает Юрий ДОМБРОВСКИЙ, председатель Попечительского Совета «Память о Холокосте». — К этому времени уже была опубликована повесть «Семеро в одном доме». На страницах великого журнала «Новый мир» мы с волнением узнавали пейзажи ростовских улиц. Масштаб личности писателя, феноменальное понимание людей, безупречный вкус чувствовались с первых минут общения. Семин, Григорьян, Блохин — это была интеллектуальная элита Ростова. Власти смотрели на них с опаской и пренебрежением.

Узнаю, что в Ростове живёт вдова писателя Виктория Николаевна КОНОНЫХИНА-СЁМИНА, договариваюсь о встрече. Она угощает меня горячим кофе, показывает книги, которые написал её муж, его фотографии, рассказывает обо всём, не дожидаясь вопросов. Всю жизнь она работала в школе учительницей русского языка и литературы.

— Вы не будете против, если я попрошу вас почитать некоторые сёминские вещи? — спрашивает меня. — Не сейчас, конечно. Вы, наверное, знаете, какую роль в литературе сыграл журнал «Новый мир». Твардовский превратил его в то самое чудо, которое ждала вся читающая публика. Публика, которая была настроена критически по отношению к нашей «великой» партии. Виталий Сёмин страстно любил журнал Твардовского и мечтал в нём напечататься. Начал публиковаться он, когда работал в газете «Вечерний Ростов». В его рассказах тех лет ничего «страшного» не было. Много раз он посылал в редакцию «Нового мира» свои вещи, но их отклоняли. А повесть «Окраина», которой сам редактор журнала дал название «Семеро в одном доме», напечатали. Сейчас я вам прочитаю выписку из интервью Твардовского, данного одному французскому журналу в 1965 году. Вопрос: «Те «политические ошибки», как вы говорите, за которые вас критиковали, — это произведения, которые вы как главный редактор опубликовали в вашем журнале?» Ответ: «Да, это те произведения, которые мы поддерживали на страницах нашего журнала, в том числе и мои собственные статьи, и мои собственные ошибки. Однако остаётся фактом, что в нашем журнале дебютировали или публиковали лучшие свои произведения многие из тех, кто стал выдающимся ныне писателем. Достаточно будет назвать Некрасова, Солженицына или Сёмина, которого вы не знаете, но повесть которого «Семеро в одном доме» мы напечатали. Она стала предметом довольно острой критики, по моему мнению, совершенно лишённой оснований, исходящей из знаменитого принципа «это не типично», но повесть эта была не только опубликована, она имела огромный успех у наших читателей».

Позже эту повесть опубликуют во всех странах народной демократии: в Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии. Опубликуют итальянцы, испанцы, англичане, американцы и даже японцы.


Сёминский стиль

— Виталий не то что не мог, он не хотел ничего выдумывать, это был сёминский стиль.

Вот что о нём пишет критик Игорь Дедков в предисловии к книге «Что истинно в литературе»: «От своей первой до последней страницы Виталий Сёмин свидетельствовал — о времени, о людях и обстоятельствах как о некоей объективной исторической реальности. Он сам принадлежал к этой реальности и, значит, был ей подобен, но ему был дан взгляд чуть сторонний, чуть-чуть извне, и потому он чувствовал себя свободнее многих — художественно свободнее».

— У Виталия была нацеленность на то, чтобы изображать простую жизнь — такую, какая она есть, — продолжает Виктория Николаевна. — Потому эта повесть имела успех. Когда она была напечатана, наша партийная писательская организация устроила жуткий разнос. Тогда в защиту Виталия выступили Коля Скрёбов и Наташа Суханова: «имел право человек — он такую жизнь видел, он о ней и написал». А потом было самое страшное — в газете «Правда» появилась статья против этой «антисоветской повести».

— Это слова, а на деле какие-нибудь репрессии последовали?

— А как же! Прочитав статью, Виталий сначала не понял, что ему грозит. Его наказали так: семь лет нигде не печатали. Называли его «чуждым», «вредным» писателем произведений, «полных ограниченного субъективизма». Но он продолжал писать. Материалом для его книг была сама его жизнь. В 15 лет Виталия забрали в Германию, в арбайтслагерь. Там он провёл три года. Работал в литейном цехе на фабрике Бергишес Мергишес. Уже после войны под Берлином его нашёл отец. Виталий вернулся в Ростов, поступил в вечернюю школу. С детства он был сумасшедшим книгочеем. Ребята мечтали то машину водить, то мороженое продавать, а он всегда хотел быть писателем. Поступил в пединститут на филологический факультет. Позже декан пригласил его в аспирантуру, и тогда Виталий признался, что был в Германии. Его, конечно, в аспирантуру не взяли. Но после этого ещё одно событие произошло. На некоторых скучных лекциях ребята — их было пять-шесть человек — рисовали карикатуры друг на друга и осмеивали одного сталинского стипендиата-зубрилу. А кто-то придал этим дружеским карикатурам политический смысл. Я училась тогда в университете, и нам рассказывали, что в пединституте раскрыли какую-то антисоветскую группу.


Дело «Академии париков»

«Академия париков» — так она называлась. Вот что об этом деле вспоминает филолог Николай ГОРБАНЕВ:

— Говорили, что «Академия париков» — «аморальная антипатриотическая группа, которая финансировалась из фондов Рокфеллера, устраивала оргии, на которых были женщины в мехах, и т. п.» Никакой группы не было — были ребята 4 курса филологического факультета пединститута, и сама Академия произошла из подтруниваний друг над другом.

— В институте провели собрание, — продолжает Виктория Кононыхина-Сёмина, — оно закончилось тем, что тех, кто рисовал и кто поддерживал рисующих, исключили из комсомола, а Виталия исключили из института. После этого он на год уехал строить Куйбышевскую ГЭС. Там и начал писать. После работал учителем на востоке Ростовской области. Туда по распределению попала и я. Там мы с Виталием познакомились, а после поженились. Мы прожили 22 года вместе. В Ростове он всё не мог найти работу, а потом появился «Вечерний Ростов». К тому времени на рассказы Сёмина обратил внимание писатель Владимир Фоменко, он и порекомендовал Виталия редактору. Фоменко, который считал, что «у нас в Ростове один настоящий писатель — Сёмин», сказал: «Надеюсь, он придётся вам по нраву и будет ко двору». Он, действительно, пришёлся редакции «ко двору».

— Отдавая должное его уму и таланту, мы ещё не знали, что рядом с нами живёт и работает тот, кто станет самым ярким писателем на Дону. Что это писатель от Бога, — говорил писатель и журналист Владимир МОЛОЖАВЕНКО.

— Муж проработал в газете года два, параллельно этому писал своё. Виталий был помешан на писательской работе — несколько часов в день, несмотря ни на что, он обязательно сидел за пишущей машинкой. Когда Виталий работал над произведением «Женя и Валентина», он сказал: «Надо спешить, надо написать о самом главном, что было в моей жизни, о Германии». И написал в 70-х годах роман «Нагрудный знак «OST». Отдал в журнал «Новый мир». Дважды рукопись принимали и дважды рассыпали набор. И тогда Виталий передал её в журнал «Дружба народов». Её напечатали. «Нагрудный знак «OST» перевели в ряде стран ещё при жизни Виталия. В Союз ростовских писателей пришло приглашение для него от немецкого издательства «Бертельсманн». Несколько месяцев о нём «забывали» сообщить адресату. Но в итоге Виталий всё-таки поехал в Германию. Там его спросили, есть ли у него в этой поездке особые желания. «Я хочу поехать туда, где «набирал материал» для романа в 42-45 годах», — сказал он. Выяснилось, что он помнит всё. «Отцы города» Фельберт удивлялись, когда он вёл их к той самой фабрике, говоря: «Вот тут было другое здание, отсюда исчезла лестница...» На этом заводе работал сын бывшего хозяина. Они познакомились, поговорили.


Кто же победил...

— Последняя встреча с Сёминым у многих была одна, — вспоминает поэт Николай СКРЁБОВ, — в писательской организации, где Виталий рассказывал о поездке в Германию. «Вы представить не можете, — говорил он, — я ходил по этим сытым самодовольным городам, смотрел на изобилие в магазинах и спрашивал себя, кто же в той войне победил, мы или они...»

— В апреле 78 года мы поехали с Виталием в любимый его Коктебель, — рассказывает Виктория Николаевна. — Там были идеальные условия для работы. Он всё писал, писал... Он работал в те дни, по выражению одного его приятеля, «как бешеный». И потом — разрыв сердца.

Было Виталию Сёмину всего 50 лет. На его могиле друзья оставили надпись: «Прости за то, что мы не понимали, как труден, как одинок был путь к твоей высоте».

— За год-два до его кончины мы почему-то заговорили о смерти, — вспоминал Леонид ГРИГОРЬЯН. — Тогда он сказал мне: «А, знаешь, я хотел бы умереть мгновенно». Что ж, он умер так, как хотел. Но ведь как рано! Мне посчастливилось близко дружить с Виталием Сёминым более 30 лет. Другом он был безупречным, вернейшим. В книгах своих он как на ладони. Он выполнил свою литературную и человеческую миссии. И заплатил за это жизнью.

— Эта книга вышла уже после смерти Виталия, — Виктория Николаевна показывает книгу «Что истинно в литературе». — Когда его не печатали, деньги на семью как-то нужно было зарабатывать, и тогда он стал писать внутренние рецензии для журнала «Новый мир». Виталий написал их около 140. Он ставил точные оценки.

Это была «невидимая, безвестная» работа. Критик Игорь Дедков предложил издать книгу этих рецензий, выбрав из них самые лучшие. В ней собраны ещё письма и рабочие заметки Виталия Сёмина.

В течение более десяти лет после его смерти его книги выходили в разных издательствах, журналы печатали ранее неопубликованное, были напечатаны воспоминания о нём.

— А теперь — полное забвение, — с сожалением говорит вдова писателя. — С конца 90-х годов ничего не переиздаётся. В Ростове никто из преподавателей и студентов не обращался ко мне как к хранительнице сёминского наследия. О Сёмине написаны три диссертации. Их авторы — не ростовчане.

— Имя его, увы, почти ничего не скажет или даже совсем неизвестно нынешнему молодому читателю, — сказал когда-то о Сёмине журналист, кинокритик, режиссёр Александр ОБЕРТЫНСКИЙ, — но когда-то оно было на слуху у всех. Когда в 1977 году в Москве в Союзе писателей обсуждалось его творчество, председательствующий открыл дискуссию словами: «По-моему, такого значительного и необычного автора мы ещё не обсуждали». Алесь Адамович называл Сёмина «удивительным романистом», а Солженицын приезжал в Ростов, чтобы с Сёминым познакомиться.

Может быть, и вы, пока не прочитали эту статью, не знали, кто такой Виталий Сёмин, каким он был, о чём он писал. Может быть, и вы, отложив в сторонку газету, так же, как и я, захотите узнать о нём больше, прочитав его книги.


Главные произведения Виталия Сёмина

Повести «Ласточка-звёздочка», «120 километров до железной дороги», «Семеро в одном доме».

Романы «Женя и Валентина», «Нагрудный знак «OST».

Рассказы «Ася Александровна», «Майские праздники», «На реке», «Эй!».

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ
Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

13.11.2017  «Ростовская транспортная компания» погасила долги перед энергетиками

13.11.2017  Ростовские вокзалы модернизируют к ЧМ-2018

10.11.2017  Первый полицейский парад состоялся в Ростове в День сотрудника органов внутренних дел

10.11.2017  Начальником муниципального казначейства Ростова назначена Татьяна Асатрян

10.11.2017  Специализированные футбольные классы появятся в Ростове в 2018 году

09.11.2017  Новым министром культуры Ростовской области стал Владимир Бабин

09.11.2017  Схема движения на южном подъезде к Ростову будет изменена с 11 по 18 ноября

09.11.2017  Движение на южном подъезде к Ростову откроется 18 ноября

09.11.2017  Главным архитектором Ростова стал Роман Илюгин

09.11.2017  Бесплатный Wi-Fi появится на «Ростов-Арене» и вдоль берега Дона

09.11.2017  Четыреста волонтеров наберут дополнительно к ЧМ-2018

08.11.2017  «Собачий патруль» собрал 2,5 миллиона рублей для Центра стерилизации собак в Ростове

08.11.2017  Международный аэропорт «Платов» откроется 27 ноября

03.11.2017  Три разбойника осуждены в Ростове на сроки от 8,5 до 11 лет за нападения на букмекеров

03.11.2017  Школьники побывали на экскурсии в типографии «Молот»

02.11.2017  Международный фестиваль студенческих театров пройдет в Ростове

01.11.2017  Кафедру теории журналистики ЮФУ расформировали

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 46 (1199) от 15.11.2017

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление № 1111 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 16.12.2014 № 1376 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону» (ред. от 04.08.2017)»

•  Постановление № 1116 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 № 1166 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» (ред. от 19.07.2017)»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Бюллетень № 509 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 20 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 510 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 22 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 26/Н о проведении конкурса на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов, который состоится 26 декабря 2017 г.

Публичные слушания

•  Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, 339а

Территориальная избирательная комиссия Советского района города Ростова-на-Дону

•  Сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, подлежащих обязательному опубликованию

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».