«Ростов официальный»

Рената Литвинова: «Искусство — это не прибежище нормальных»

Татьяна Тулуманова  № 44 (935) от 31.10.2012  ПОСИДЕЛКИ
Рената Литвинова: «Искусство — это не прибежище нормальных»
Ренату Литвину я люблю. И когда узнала, что она приедет в Ростов, насочиняла кучу вопросов, сделала ей открытку, успокоилась в ожидании, а потом снова взволновалась. Приехала она не просто так — представить свою новую картину «Последняя сказка Риты».

После пресс-показа долго ждали Ренату Литвинову, играя в фойе кинотеатра в игру «Угадай, кто пришёл на премьеру фильма». Угадывать было несложно — поклонницы подготовились: накрасили губы алыми помадами, оделись в чёрные платья. И вот, наконец. Прошла стремительно мимо, и в кинозал.

— Можно выключить музыку? — чуть слышно говорит. — Извините, что мы опоздали. Мы ехали прямо из Краснодара. И везде такие ужасные пробки, и всё время дорогу чинят. Когда же они её починят... Можно попросить фотографов во время интервью не сильно снимать, потому что это мешает. А это так и будет постоянно светить в глаза? Можно выключить? Я жду ваших вопросов — я готова.

— Какой он, зритель ваших картин?

— Если б я могла знать! Наверное, вы в том числе. Дело всё в том, что когда снимаешь, всё равно делаешь кино для себя и не предполагаешь будущего зрителя. В каком-то смысле для меня чудо, что картина добралась до экранов, потому что это совершенно такой неистовый арт-проект.

— Для вас важно, чтобы зрители поняли ваш замысел или предложили свою трактовку увиденного?

— Меня любая версия устроит. Если у вас это вызвало какой-то отзвук, это уже счастье. Счастье, что вы не вышли из кинотеатра с проклятьями. Есть же такие фильмы, которые тебя просто разрушают. Уйдёшь после них, и тебе плохо. Нужно идти к свету, я не приемлю тёмное искусство.

— Рената, недавно вы снимались в картине у Йоса Стеллинга...

— Фильм, кстати, называется «Девушка и смерть».

— ...когда-то как актриса работали с Питером Гринуэем. Как режиссёр на съёмочной площадке вы у них чему-нибудь научаетесь?

— Конечно. Уже тогда, когда я снималась у Гринуэя, он говорил, что кино умерло, что существует только экранизация бестселлеров, и в какой-то степени он прав. Но как у режиссёра я у него научилась хранить свой замысел. Во что бы то ни стало, сопротивляться давлению и хранить самого себя. У Киры Георгиевны Муратовой — дерзость такая, как будто бы она молодая. Она снимает кино каждый раз как в первый раз. Конечно, ты учишься. Кто хочет стать режиссёром, самый лучший опыт — это поработать на площадке у больших мастеров. Не на сериалах, конечно.

— Недавно мне удалось побывать на съёмочной площадке, и я наблюдала, как режиссёр, когда что-то не удавалось, кричал на актёров, операторов. А какая вы на съёмочной площадке?

— Я очень нежно люблю актёров, но всё равно я очень требовательна. Даже у того же Йоса Стеллинга в западных группах всё подчинено обслуживанию режиссёрского замысла, у нас не так. Люди любят толпиться около этих... буфетов. Когда я снималась в каком-то фильме, я не могла понять, кто эти люди, которые постоянно жрали всё. Они не работали весь день, они просто жевали. Мы сколотили такой боевой отряд, снимая нашу картину, в котором не было лишних людей, и один человек выполнял сто функций. Земфира, например, иногда даже привозила еду на съёмочную площадку. Конечно, тяжело, когда ты в кадре и не можешь контролировать операторов. А бывали не очень талантливые. У меня их было пять или шесть штук. Я там пострадала от студентов операторского факультета. Там много бездарных, конечно. А какой был вопрос?

— Как вы ведёте себя на съёмочной площадке.

— Требовательно. Меня нельзя подводить. Я не люблю бездельников, сплетников. А русский народ склонен манкировать.

— Какое кино вас вдохновляет?

— Меня всегда питают талантливые люди. Я не испытываю зависть к ним, я испытываю восхищение. Я иногда смеюсь на каких-то картинах даже грустных. Так они здорово сделаны, что они вселяют в меня радость.

— Какие фильмы посоветуете посмотреть?

— Последнюю картину Леоса Карракса, я видела её в Каннах, Holy Motors... как она переводится... а? Да, «Корпорация «Святые моторы». Она посвящена одной моей очень хорошей подруге, которая погибла в этом году. Она была его женой и музой. Совершенно замечательная, удивительная грустная и киноманская картина.

— Расскажите, кто придумывал костюмы для фильма.

— Кто же это мог придумывать?! У меня была художник по костюмам, Катя Сычёва. Что-то она делала, что-то я. Платье с крысами я надела на один из премьерных показов, и это вызвало какую-то нездоровую реакцию среди жёлтой прессы. Конечно, это были такие сказочные разработки, мы рисовали эскизы, шили, перешивали... Это сказка — мы не могли обойтись кошмарными нарядами, как в сериалах. 15 лет внутри тебя рос замысел, и ты будешь пропускать такие вещи как костюмы?! Конечно, нет! Вот эти сказочные элементы, сюрреализм такой. Мне интересно видеть в кино версию автора, как он воспринимает этот мир. А то, что есть в реальности, я итак могу посмотреть и без этого кинотеатра.

— Что для вас стиль?

— Стиль... Вы знаете, я выплёскиваюсь в картинах, а в жизни я перешла на такую вот униформу: маленькое чёрное платье или какой-нибудь удобный чёрный костюм. В моём чемодане лежит одно платье, пиджак и юбка, которую я сегодня испачкала шоколадом. Мы ехали так долго, если б вы знали! Проклятые вот эти дорожные службы. Хочется всё время высказываться. Я вроде, как это, асоциальный элемент, а постоянно высказываюсь на предмет снесённых зданий. Мы же по настоящему взяли для фильма адреса из архнадзора! Я не знаю, вот у вас происходит борьба за старинные остатки? И вот эти дорожные службы! Вы знаете, нас так подбрасывало, что никакой шоколад не отложится! А здесь! Въехать в город, чтобы допилить до кинотеатра или до гостиницы! Это ж можно с ума сойти! Я не знаю, как вы тут живёте? На роликах что ли ездите? А в Китае, я вот когда была на гастролях в Пекине, там у них все собирались к стадиону, и я не могла понять, почему такая ажиотация? Оказывается, там у них планировалось расстреливать чиновников, — громко смеётся. — Нормально? Если б у нас хоть одного так расстреляли! Прости, Господи, мне слова мои, может быть, и дороги стали бы поровнее. Хоть чуть-чуть.

— Есть ли у вас задумки на будущее? Через 15 лет что-то будет?

— Через 15 лет, мне кажется, мне уже можно будет собираться с белыми тапками туда же, куда отправилась моя героиня.

— Не надо.

— Не надо? Я планирую отбыть в Москву завтра. Пока я решила сделать паузу. Я буду думать.

— Рената, вам часто мужчины признаются в любви?

— Мужчины? В любви? Что-то как-то они это самое... Вы же знаете, что сейчас период матриархата? Мужчины стали не очень активны. Была у меня одна смешная история: я сообщение про любовь отправила случайно одному продюсеру. Знаете, как бывает, ошиблась смс-ками. Ой. Прошло полчаса. Звонок от него. Такая страшная пауза была, потом «кхе-кхе-кхе. Аллё!», — произносит низким голосом. — И я поняла, что он готов. Я захохотала, и он обиделся. Так что вот такие коленкоры.

— О чём вы мечтаете?

— Так я вам сейчас и сказала. Сбываются мои детские мечты и вообще мечты. Люди очень недооценивают воображение и его силу. Это можно и по-другому назвать — воля к исполнению. Когда ты чего-то очень сильно хочешь, это, конечно, сбывается. А, между прочим, половина человечества даже не может сформулировать, чего хочет. Иногда что-то материальное говорят, но как можно себе ставить материальные потолки?! Это какой-то маразм.

— Что влияет на ваше настроение?

— Да всё что угодно. Даже вот эти пробки. На самом деле, вы мне сейчас очень поднимаете настроение. Что вы так сидите, тратите на меня своё время.

— Собирается ли написать книгу о себе?

— Да, когда я наконец состарюсь, и настанет то счастливое время, когда я буду не востребована в кинематографе, уединюсь...


Прощаясь с Ритой Готье

В «Последней сказке Риты» Рената Литвинова — и режиссёр, и сценарист, и продюсер, и актриса. Картина, как кристалл, формировалась в её сознании 15 лет.

— Когда-то у меня была новелла, и там были два эпизода, которые вошли в фильм. Там я как раз исполняла роль умирающей Риты Готье. Но видите, прошли годы, и эта идея разрослась таким кристаллом. Она стала более сюрреалистичной. В новелле была просто зарисовка, обрывок. С такой одержимостью и в таких боевых условиях снимать картину — конечно, нужно быть в каком-то смысле не нормой. Я не есть норма. Искусство — это же не прибежище нормальных. Нормальных и так очень много.

— Почему вы выбрали тему смерти?

— В каждом городе мне говорят про эту тему смерти, я уже даже стала похожа на попугая. Я всё время говорю о том, что любой человек, который пережил потерю своего близкого, любимого, он не может не задумываться о смерти. Только дети, как ангелы, думают, что они бессмертны... Потом человек начинает бояться смерти, он зацепляется за эту землю и ему страшно умирать, а дети не боятся. И они правы. Они думают, наверное, своей душой. Они понимают, что всего лишь навсего меняются оболочки.

Я в достаточно юном возрасте столкнулась со смертью. Мой папа был врачом, мама была врачом, я работала санитаркой в домах престарелых, больницах. У меня были случаи, когда совершенно одинокие бабушки (мужчины, кстати, редко добирались до домов престарелых) умирали, они были совершенно одиноки, к ним никто не приходил. Было очень грустно смотреть, что от них оставалось: несколько каких-то фотографий, мисочки, чашка, хлам, какой-то чемоданчик... Помню, у нас была актриса со своими афишам. Она всё время рассказывала про свои гастроли. Бывало, что у меня на глазах умирали эти женщины. Что я могла сделать? Взять их за руку, утешать и говорить, что это совсем не страшно. Может быть, оттуда взялась такая идея какого-то большого утешения. Легенды о смерти бывают удивительные! Например, о том, что смерть иногда приходит во снах. Она может уважать человека, а может не уважать. Если она его уважает, она приходит и сопровождает его, предупреждает. Я, правда, не знаю зачем... Наверное, чтобы ты успел попрощаться и написать завещание, чтобы после тебя кто-то не ссорился, и не происходило этих ужасных меркантильных драм. Тема смерти также неизбежна, как и тема жизни. Как свет не бывает без тьмы.

— За Надей (одна из героинь фильма) пришла бы смерть такая красивая?

— Нет, вот за этим образом — нет. Она, знаете, как сдутый шарик. Она хочет любить, но в ней есть какая-то оставленность.

— Почему в фильме все курят?

— Все курят, да. В каждом городе. Хоть бы что-нибудь пооригинальнее придумали. Дело всё в том, что это образ саморазрушения. Врачи, которые не могут помочь больным. Ещё три затяжки, и они сами растворятся в дыме. Они сами, как этот тлен, который проник в стены больницы.

Говоря об образах в фильме, Рената Литвинова рассказала, что рыба — символ бессмертия, зеркала, бабочки, часы — символы смерти. И добавила:

— Смерти бояться не нужно. А вам страшно? Не бойтесь! Лучше бойтесь чего-то в жизни, чем вон там. Если вы верите в свою бессмертность... мне кажется, мы сюда повозвращаемся.

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ
Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

13.11.2017  «Ростовская транспортная компания» погасила долги перед энергетиками

13.11.2017  Ростовские вокзалы модернизируют к ЧМ-2018

10.11.2017  Первый полицейский парад состоялся в Ростове в День сотрудника органов внутренних дел

10.11.2017  Начальником муниципального казначейства Ростова назначена Татьяна Асатрян

10.11.2017  Специализированные футбольные классы появятся в Ростове в 2018 году

09.11.2017  Новым министром культуры Ростовской области стал Владимир Бабин

09.11.2017  Схема движения на южном подъезде к Ростову будет изменена с 11 по 18 ноября

09.11.2017  Движение на южном подъезде к Ростову откроется 18 ноября

09.11.2017  Главным архитектором Ростова стал Роман Илюгин

09.11.2017  Бесплатный Wi-Fi появится на «Ростов-Арене» и вдоль берега Дона

09.11.2017  Четыреста волонтеров наберут дополнительно к ЧМ-2018

08.11.2017  «Собачий патруль» собрал 2,5 миллиона рублей для Центра стерилизации собак в Ростове

08.11.2017  Международный аэропорт «Платов» откроется 27 ноября

03.11.2017  Три разбойника осуждены в Ростове на сроки от 8,5 до 11 лет за нападения на букмекеров

03.11.2017  Школьники побывали на экскурсии в типографии «Молот»

02.11.2017  Международный фестиваль студенческих театров пройдет в Ростове

01.11.2017  Кафедру теории журналистики ЮФУ расформировали

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 46 (1199) от 15.11.2017

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление № 1111 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 16.12.2014 № 1376 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону» (ред. от 04.08.2017)»

•  Постановление № 1116 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 № 1166 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» (ред. от 19.07.2017)»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Бюллетень № 509 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 20 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 510 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 22 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 26/Н о проведении конкурса на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов, который состоится 26 декабря 2017 г.

Публичные слушания

•  Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, 339а

Территориальная избирательная комиссия Советского района города Ростова-на-Дону

•  Сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, подлежащих обязательному опубликованию

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».