«Ростов официальный»

Главное в музее — не вещи, а человек

Виталий Иванов  № 39 (930) от 26.09.2012  ИНТЕРВЬЮ
Главное в музее — не вещи, а человек
Проект «Человек изобретающий» Естественнонаучного музея ЮФУ, выполненный совместно с РОМИИ и РОМК, признан Благотворительным фондом Потанина лучшим реализованным проектом 2011 года в номинации «Музей и новые образовательные программы». В 2012-м его руководитель, доцент ЮФУ Михаил КЛЕЦКИЙ, вместе с делегацией фонда побывал в музеях Великобритании.

— Михаил Ефимович, с чего всё начиналось?

— Когда создавался Естественнонаучный музей Южного федерального университета, мне было понятно, что он не должен стать складом экспонатов, что он должен быть активно востребован посетителем. Заметьте, не зрителем-созерцателем, а активным и заинтересованным посетителем. Идею сразу было решено предложить разным конкурсам. Мы прошли в шорт-лист крупнейшего музейного конкурса Фонда «Династия». Это был 2008 год. В 2009-м — в шорт-лист конкурса фонда Потанина, а в 2010 году победили в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Идея в следующем: показать, как шло развитие цивилизации через достижения в инновациях, открытиях, изобретениях. Каждая инновация, будь то карандаш или керосиновая лампа, двигатель внутреннего сгорания или медицинский шприц, имела большую и интересную предысторию и, что самое важное, создавалась в напряжённом и нередко драматическом творчестве людей.

— Проект «Человек изобретающий» был реализован в музее краеведения. Какие темы были предложены посетителям? Как они отбирались?

— Хочу поблагодарить директора музея Галину Куликову и заместителя директора Аллу Сидорину за неоценимую помощь в организации и проведении музейных встреч. Осенью мы начнём новый, второй сезон. Мы расскажем о нанотехнологиях и об изобретениях для света.

— То есть проект живёт и развивается?

— Именно такие проекты фондом и отбираются. Объявляя тот или иной проект лучшим реализованным, фонд интересует не столько количество посетителей или акустика в музейной аудитории, сколько глобальность идеи, её трансферабельность, то есть переносимость на другие площадки, независимость от деталей и сиюминутной моды.

— Итак, руководители лучших реализованных проектов 2011 года отправились в Великобританию для ознакомления с работой тамошних музеев. По какому принципу были отобраны музеи для российских гостей?

— Наша поездка была поддержана и фондом Потанина, и Британским советом. Делегацию возглавила Наталья Самойленко, исполнительный директор фонда. С утра до вечера мы в режиме нон-стоп знакомились с идеями, программами музеев, принципами их развития.

— В каких музейных центрах вы побывали и используются ли существующие экспозиции в учебном процессе в британских школах?

— Большинство музеев страны (а они входят в число лучших музеев мира) бесплатны. Это по-настоящему великие музеи, и состоялись они тогда, когда расцвела Британская империя. Возможности Великобритании длительное время были такие, как ни у какой другой страны.

Мы были в Лондоне и Эдинбурге, в Глазго и Эйре. Можно сказать, что музеи в этой стране так хороши ещё и потому, что Британия — величайшая страна традиций. А музей и традиция — связанные между собой вещи. Британцы приучают детей к культуре с самого раннего возраста. Более «храмового» заведения, чем Британский музей, наверное, не сыскать. Когда мы появились в том его зале, где находятся произведения античного искусства, на полу на специальных ковриках сидела маленькая группа детей, и все они рисовали то, что видели.

В британских музеях в порядке вещей организация специальных выездов в школы, интернаты, больницы и так далее. Для этого существуют специальные кейсы с наборами «выездных» экспонатов или их копиями. Таким образом, о музеях знают все и всюду.

Наши музеи стали тоже постепенно приходить к этому. Чтобы организовать в музее квест, то есть сделать интересным проход по музею, нужно поменьше запретов и побольше фантазии. И всё!

Нужны идеи, а точнее, нужны люди, которые могут что-то придумать. И вот до чего додумались «мозги» в британских музеях. Детям выдают на руки специальные приставки, с помощью которых можно переходить из зала в зал, разыскивая экспонаты. Выдаются на руки всевозможные iPad-ы, с детьми играют, их постоянно развлекают! Всё интерактивно, многое можно трогать руками, и нет боязни, что кто-то что-то сломает. Совершенно другие подходы, нежели в большинстве российских музеев.

— А в чём это музейное единство выражается?

— Да хотя бы в том, что, например, в Глазго у всех музеев единое фондовое хранилище. Но дело даже не в этом. Главный принцип музейной работы хорошо сформулировал директор музея «Риверсайд» в Глазго: «Нас не интересуют внутренности паровоза, нас интересуют люди, которые его сделали, как это создавалось и вообще какое время было на дворе».

— И как же этот принцип они воплощают в действительность?

— На идею работает не только экспозиция, но и дизайн музея. Например, меня поразила в «Риверсайде» гигантская лента Мёбиуса под потолком с десятком закреплённых на ней велосипедов — такого представления технических экспонатов я до сих пор не видел нигде.

Благодаря общим хранилищам можно с помощью «экспонатов коллективного пользования» передать дух времени, что, скажем, с помощью одних только «железок» музею техники сделать невозможно. В Лондоне есть потрясающий Музей города с большущей световой стеной из лиц горожан. Она — о Лондоне конца XIX века. Там не только королева Виктория, но и полисмены, сикхи, бродяги, учёные — все вперемешку. Это и есть воспитательный момент. Главное в музее — не вещи, а человек.

Сотрудники британских музеев — полноправные хозяева, а не бессловесные исполнители чьих-то указаний. И именно потому профессия музейщика — одна из самых престижных в Британии. Вот чему надо нам учиться!

В музеях работают с любой аудиторией. Благодаря такой нацеленности на каждую возрастную группу в Британии дети и привыкают к музеям с ранних лет, потому там так много волонтёров.

— Кто они, музейные волонтёры?

— Это люди, ушедшие на пенсию, мамы, сидящие с детьми, студенты. В общем, все, кто любит, кто уважает музеи. Волонтёры могут выполнять какие-то несложные реставрационные работы, организовать мероприятия. Есть, разумеется, и поощрения добровольцев, но на самом деле люди работают в первую очередь «на интересе».

— Какие же главные выводы напрашиваются после такой поездки?

— Всё решают не столько деньги, сколько идеи, и многое из того, что мы видели, можно было бы реализовать и в России. Для этого нужно изменить ментальность как музейных работников, так и тех, кто ими руководит. А за ними неизбежно «подтянется» и ментальность посетителей.

Современный музей больше не может ограничиваться «немыми» выставками экспонатов. Такая форма работы обречена. Для молодёжи ХХI века в британских музеях сделана электронная начинка всего и вся. Потому что современная молодёжь уже рождена с электронными технологиями, и игнорировать это просто глупо.

Ещё в Британии лучшие музеи приравнены к учреждениям науки и могут претендовать на гранты научных фондов, как и университеты.

А как здорово используется пространство музейных магазинов! В огромном магазине лондонской Национальной галереи периодически выступают актёры или играет камерный оркестр. И конечно, просто поразительный по разнообразию и уровню исполнения ассортимент сувениров, провоцирующий посетителя на экскурсию по музею.

— Именно в те дни, когда область праздновала своё 75-летие, в московском Центре современного искусства «Винзавод» четыре дня проходил фестиваль «Музейный гид», где был представлен проект «Человек изобретающий».

— Да, фестиваль организован как своеобразное путешествие по лучшим инновационным проектам, каждый из которых затрагивает свой круг проблем, актуальных как для региона, так и для современной российской культуры и общества в целом. Туда были приглашены руководители музеев Британии и других стран. Словом, выставка международная. Мы представили Театр изобретений в режиме нон-стоп и в образовательно-развлекательной форме. Целевая аудитория — средний и старший школьный возраст и все желающие.

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ
Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

13.11.2017  «Ростовская транспортная компания» погасила долги перед энергетиками

13.11.2017  Ростовские вокзалы модернизируют к ЧМ-2018

10.11.2017  Первый полицейский парад состоялся в Ростове в День сотрудника органов внутренних дел

10.11.2017  Начальником муниципального казначейства Ростова назначена Татьяна Асатрян

10.11.2017  Специализированные футбольные классы появятся в Ростове в 2018 году

09.11.2017  Новым министром культуры Ростовской области стал Владимир Бабин

09.11.2017  Схема движения на южном подъезде к Ростову будет изменена с 11 по 18 ноября

09.11.2017  Движение на южном подъезде к Ростову откроется 18 ноября

09.11.2017  Главным архитектором Ростова стал Роман Илюгин

09.11.2017  Бесплатный Wi-Fi появится на «Ростов-Арене» и вдоль берега Дона

09.11.2017  Четыреста волонтеров наберут дополнительно к ЧМ-2018

08.11.2017  «Собачий патруль» собрал 2,5 миллиона рублей для Центра стерилизации собак в Ростове

08.11.2017  Международный аэропорт «Платов» откроется 27 ноября

03.11.2017  Три разбойника осуждены в Ростове на сроки от 8,5 до 11 лет за нападения на букмекеров

03.11.2017  Школьники побывали на экскурсии в типографии «Молот»

02.11.2017  Международный фестиваль студенческих театров пройдет в Ростове

01.11.2017  Кафедру теории журналистики ЮФУ расформировали

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 46 (1199) от 15.11.2017

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление № 1111 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 16.12.2014 № 1376 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону» (ред. от 04.08.2017)»

•  Постановление № 1116 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 № 1166 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» (ред. от 19.07.2017)»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Бюллетень № 509 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 20 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 510 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 22 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 26/Н о проведении конкурса на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов, который состоится 26 декабря 2017 г.

Публичные слушания

•  Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, 339а

Территориальная избирательная комиссия Советского района города Ростова-на-Дону

•  Сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, подлежащих обязательному опубликованию

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».