Через 10 лет мы полностью победим рак?

Ольга Смысленко  № 35 (874) от 24.08.2011  СФЕРА ИНТЕРЕСОВ
Через 10 лет мы полностью победим рак?
Сегодня у «Ростова официального» в гостях Валентин ТАРАСОВ — профессор, доктор биологических наук, генетик, главный научный сотрудник отдела молекулярной биологии Института аридных зон Южного научного центра Российской академии наук. Много лет он проработал в Институте общей генетики РАН в Москве, хотя сам — коренной ростовчанин. «В течение 10 лет мы победим рак», — сообщает мне собеседник, казалось бы, невероятную новость. И дальше — длинный, необыкновенно захватывающий разговор о семимильных шагах развития генетики и о том, что хорошего это принесёт Ростову.

Помогут учёные из других стран

— Валентин Алексеевич, скажите, откуда такая уверенность?

— Она связана с тем, что в генетике и молекулярной биологии произошли два чрезвычайно важных события в конце прошлого и в начале нынешнего века. Во-первых, стало ясно, что многие заболевания человека, в том числе и рак, обусловлены не мутациями, а изменением в регуляции всего «ансамбля генов», существующего в клетках нашего организма. И эти изменения в отличие от мутаций обратимы. В настоящее время генетики в разных странах создали инструменты, которые позволяют избирательно влиять на работу отдельных генов или группы генов, функционально связанных между собой. Во-вторых, было доказано на примере лабораторных животных, что, влияя на функцию генов, удаётся остановить развитие злокачественных опухолей. Более того, воздействие такого рода приводит к деградации опухоли даже в том случае, когда возникли метастазы и, по меркам современной медицины, заболевание уже не поддаётся лечению.

— Каким образом в Ростове предполагается развивать эти исследования? Ожидается ли участие иностранных учёных?

— Да. В течение трёх лет специалисты нашего отдела молекулярной биологии сотрудничают с центром аутоиммунных заболеваний госпиталя имени Хаима Шеба в Тель-Авивском университете. Этим летом к нам приезжали ведущие сотрудники этого центра, и с ними обсуждалось дальнейшее развитие сотрудничества. Масштабы этого сотрудничества будут зависеть от финансирования нашего совместного проекта. При благоприятном исходе, возможно, что уже в ближайшее время в Ростове появится Центр «Направленной коррекции функции генов для лечения онкологических и аутоиммунных заболеваний человека». Однако работать в этом направлении с израильтянами мы намерены в любом случае, независимо ни от чего. От финансирования зависят только масштабы нашего сотрудничества, а не сам факт.

Этих «крошек» опухоль боится

— Каким образом можно воздействовать на функции генов в клетках?

— Совсем недавно, всего несколько лет назад, было обнаружено, что в клетках высших организмов, в том числе и человека, существуют очень маленькие молекулы РНК (микро-РНК). Они выполняют очень важную функцию, регулируя правильную работу «ансамбля генов». Оказалось, что при развитии рака содержание микро-РНК в «больных» клетках меняется. Уже доказано, что если нормализовать их уровень, то это приводит к обратному развитию опухоли, то есть исцелению.

— За счёт чего происходит обратное развитие опухоли?

— В норме в организме человека существует защитный механизм. Первый — всем хорошо известный иммунный ответ. Второй — программируемая гибель клеток. Клетки опухоли растут и развиваются, когда подавлены эти два механизма. Но, влияя на гены с помощью микро-РНК, удаётся восстановить защитные механизмы клетки. В результате раковые клетки начинают погибать.

— Это принципиально новый подход к лечению многих заболеваний. В чём его сложность?

— В том, что несмотря на общность происхождения, злокачественная опухоль представляет собой смесь различных наборов клеток, различающихся по своим свойствам. Более того, не существует двух полностью одинаковых опухолей, если они возникли независимо. Понятно, что эффективная технология лечения онкологических патологий должна обеспечить подавление развития всех типов клеток в каждой конкретной опухоли. В основе каждой опухоли лежит одна изменённая клетка. В подавляющем большинстве случаев мы не знаем причины этих изменений клетки. Да, конечно, существуют канцерогены, то есть факторы, вызывающие рак. Это и радиация, и некоторые вирусы и бактерии, и химические соединения-загрязнители окружающей среды. Они могут содержаться в воздухе в результате его загрязнения выхлопными газами, в воде, в пище, в средствах косметики... Контакт с ними увеличивает риск возникновения опухоли, однако большая часть возникающих опухолей не связана с действием, по крайней мере, известных канцерогенов. Правда, список возможных канцерогенов в настоящее время расширился. В него даже включён эмоциональный стресс как возможная причина возникновения опухолей. И если 10-15 лет тому назад это воспринималось бы как ересь, то сейчас — нет.

Опасная профессия трубочиста

— Ходят слухи, что рак заразен и может передаваться по наследству. Это правда?

— Нет. Рак — генетическая болезнь, но сама по себе она не передаётся по наследству. Передаётся не болезнь, а предрасположенность к ней. Вероятность того, что человек, принадлежащий к семье, где кто-то из её представителей имел онкологическое заболевание, заболеет определённым видом рака, значительно выше, чем у других людей, но не более того. А вы знаете, как впервые выяснилось, какая из профессий вредна в этом плане? Профессия трубочистов. Сажа — первый канцероген. Трубочисты нередко начинали болеть раком лёгких, гортани. Сейчас к вредным относят производство красок, медеплавильную промышленность и многое другое. На мышах и крысах учёные проверили около полутора тысяч канцерогенных соединений. И выяснилась любопытная вещь: встречались случаи, когда канцерогены, вызывавшие рак у мышей, не приносили вреда крысам — и наоборот. Также это могло зависеть от пола мышей и крыс: для самочек опасен, для самцов — нет. Словом, всё очень индивидуально. Не бывает одинаковых форм рака, одинаковых опухолей, но у них есть общие элементы.

— Так неужели в течение ближайших десяти лет учёные и медики действительно совместными усилиями научатся побеждать рак?

— Так говорят прогнозы. Причём можно будет лечить рак даже на тех стадиях развития опухоли, которые сейчас считаются неизлечимыми. Во многих случаях можно будет обойтись без хирургического вмешательства и традиционной химиотерапии. Все ли типы рака можно будет лечить таким образом или нет, пока неясно. Будущее, надеюсь, ближайшее это покажет. Скорее всего, на первых порах будут какие-то смешанные формы лечения, но вклад новых методов лечения будет возрастать. Что касается нас, то мы будем работать в кооперации с медиками и компьютерщиками, поскольку необходимо создать базу данных и программное обеспечение для оптимизации процедуры лечения в каждом конкретном случае. Речь идёт о совершенно новой форме медицины.

— Мы стоим на пороге одной из величайших побед человечества в медицине. Думаете, все сразу поверят в действенность этого метода?

— К сожалению, как показывает опыт, человечество не сразу осознаёт ни своих возможностей, связанных с новым открытием, ни возможных опасностей. Должно пройти какое-то время. Сейчас надо и учёным-биологам, и медикам перестраиваться, менять свой менталитет. Мы становимся свидетелями того, как на базе достижений молекулярной генетики и биологии создаётся новая медицина, когда врач будет направленно действовать на функцию конкретных генов патогенных микроорганизмов либо «больных» клеток человека. И это относится не только к онкогенным, но и к инфекционным, сердечно-сосудистым, нейродегенеративным, аутоиммунным и многим другим социально значимым заболеваниям человека. То, что считалось фантастикой ещё несколько лет тому назад, на наших глазах стало реальным в ближайшем будущем. Но чтобы приблизить это будущее, необходимы усилия всего общества. А главное, люди должны поверить в его реальность.

СПРАВКА «РО»

РНК — рибонуклеиновая кислота, содержится в клетках всех живых организмов. Канцероген — вещество, способное вызвать возникновение злокачественных новообразований.

Фото Василия Редько

КОММЕНТАРИИ (1)

Helga

09.09.2011, 17:17

Обязательно должны победить! Столько народу ждёт этого!