«Ростов официальный»

Светлана Крузе: «Искусство бренно, музеи на века»

Валерий Посиделов  № 20 (755) от 13.05.2009  ИНТЕРВЬЮ
Светлана Крузе: «Искусство бренно, музеи на века»
Светлана Валерьевна КРУЗЕ — директор Музея изобразительных искусств. Вся её жизнь связана с искусством и музейным делом. Первое образование она получила на художественно-графическом факультете пединститута. Потом окончила факультет философской антропологии теории культуры в РГУ, защитила диссертацию «Автопортрет как форма самопознания личности художника», кандидат философских наук. Поводом для нашей сегодняшней беседы стал День музеев, который отмечается 13-го мая.

— Сколько лет Музею ИЗО?

— Он существует с 1938 года. До этого был отделом при краеведческом музее, — сказала Светлана Крузе. — У нас самая большая коллекция древнерусского, зарубежного и современного искусства на юге России — около 6 тысяч экспонатов. Здесь есть и Дубовской, и Репин, и Серов, и Брюллов, и Айвазовский. В этом году откроем новое здание в детской галерее. Мы дадим детям возможность заниматься в старом здании, а на третьем этаже будет зарубежный отдел, и дети смогут посещать экспозиции. Я также хотела бы собирать современных художников и делать регулярные выставки. Новое здание может дать нам такие перспективы.


Свобода выставок — это ещё не свобода искусства

— У донских художников сегодня вообще немало возможностей выставляться.

— Да, возможностей много, выставки проходят постоянно. Вот, например, последняя выставка молодых художников: Горяинова, Мясникова, Совейленко. Они талантливы, пишут в традиционной манере. Но несколько лет назад я им ещё не советовала выставляться. Персональная выставка — это не подтверждение собственного мастерства, а утверждение собственного стиля. Нужна творческая зрелость и своя концепция.

— Вернёмся к Вашей научной работе, к теме связи философии и автопортрета. Человек привык любоваться собой в зеркале, а художник — себя рисовать.

— Глаза — зеркало души. Для меня эта фраза интересна в её связи с искусством. Не всегда автопортрет был формой самопознания, чаще маску надевали. Некоторые художники наряжали себя в шутов. Пикассо написал своё изломанное лицо... Автопортреты периода эпохи Возрождения, классицизма отражали интерес к человеческому телу в его обычном виде. А дальше художники всё чаще исследовали свою раздвоенную психологию, особенно в постмодернизме тема разрушения личности сильно находила отражение в автопортретах. Например, отсутствие глаз у Пикассо; Модильяни вообще зрачки не писал. Философские течения тех лет отражались на творчестве художников. Стали появляться парные автопортреты, автопортреты в интерьере. Это характерно и для 60-х годов XX века, когда очень важен был фон, вещи. Часто они говорили об авторе больше, чем его тело и лицо.


Есть в Ростове гении

— Кто из ростовских художников Вам особенно интересен?

— Леонид Кобарухин, нравился ранний Корначёв, хотя теперь он стал более салонным, Аванес Лосигенов, хотя его упрекают, что он похож на Клинта — он очень работоспособен и профессионален. Мало кто из художников относится к себе так требовательно. Александр Лишневский — художник-интеллектуал, делает отличные проекты, не просто выставки. Это мало кто умеет. Его проект «Человек не умеет быть голым» здесь казался несколько тривиальным, но когда я отвезла каталог в Москву, многие сказали, что у нас бы это не пропустили. Меня это сильно удивило, я думала, там полная свобода.

Как я уже говорила, мы собираемся делать выставки и здесь, в новом здании, намереваемся привлекать московских и зарубежных авторов. У нас уже был удачный проект «Сеанс связи», его Пригов подсказал Лишневскому. Сейчас задумали проект видеоарта с Рябчиковым и Вагановым. Это будет фото, графика и видео с концертами. У нас теперь есть зал для просмотров: здесь можно и концерты делать, и смотреть фильмы. Есть площадка во дворе, под открытым небом. Нам готовы предоставлять работы из Москвы, принимать наши экспозиции в столице. Это непросто, всегда возникает проблема финансирования: страховка, транспортные расходы. Когда мы делали проект Гойя-Дали «Сны разума», возникли проблемы на таможне. Спасибо таможенникам, они пошли нам навстречу, иначе бы выставка сорвалась.

Новое поколение непросто затащить в залы с бабушками-смотрительницами и экскурсоводами. Необходимо шоу.

— На Западе музеи современного искусства часто бесплатные, в них уйма ресторанов и кафе.

— Там другая система, а у нас план с советских времён никто не отменял.


Борьба с забвением

— В Ростове многие картины хранятся «на руках». Тот же Тимофеев, рано ушедший из жизни, работы его никем не собраны.

— У мамы Тер-Оганяна, которая живёт в Ростове, сохранилась одна работа сына. А Авдей Тер-Оганян — персона нон грата, и в России ему появляться нельзя. А вообще, наши художники весьма востребованы за рубежом и в столице. Тот же Николай Константинов, его работы хотел купить московский коллекционер, но после смерти Николая родственники отказались продавать его картины.

Увы, у нас многие художники уходят в забвение. Современному автору нужно уметь себя позиционировать или иметь арт-менеджера. Вот, Максим Ильинов умеет себя подавать и добиваться успеха, хотя у него есть и слабые работы. Но он молодец, он доволен собой любым. А есть очень самокритичные художники, например, Игорь Курков — он представитель старого поколения, живёт замкнуто в станице Раздорской. Он очень талантливый, но уничтожил много своих работ.

— Синдром Гоголя? Часто художники или малоопытны в силу своей молодости, или просто живут бедно и скучно. Рисовать подсолнухи, донские хатки, дворы, обладая супермастерством, — это грустно. Движение, путешествие, приключения — вот что необходимо живописцу. А для этого важно удачно продаваться, чтобы купить себе «социальную идею», которой нынче нет.

— Сейчас чувствуется интеллектуальный голод. Нет связи искусствоведов с художниками. Спор на тему «Нужны ли критики?» идёт давно. Тот же Ильинов в один день вывесил только рамы, а на следующий день картины в них вставил. Есть интрига, о ней надо писать, давать оценку. Упомянутый вами Тимофеев — целая эпоха. Все его выходки, фестивали «Италия имеет форму Сапога», «Памяти царицы любви Клеопатры», выставки в туалете на пер. Газетном. Многие его работы просто погибли, их выбрасывали под дождь после выставки.

— Кстати, его выставка была во дворе Музея ИЗО и закончилась буйным уличным концертом.

— Тимофеев к своим работам относился небрежно. Но придёт время, и я стану покупать его работы. Это был очень талантливый график.

Многие современные художники не уделяют внимания технологической стороне, соблюдению тех условий, которые позволяют сохранить картины надолго. Есть вологодские мастера, они краску с опилками мешали, красиво получалось, но хрупко: картонка складывается, грунт осыпается... А хотелось бы сохранить нынешние талантливые работы в музеях для потомков. Искусство бренно, но музеи, к счастью, в стране существуют, и никакой кризис их не победит!

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ
Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

13.11.2017  «Ростовская транспортная компания» погасила долги перед энергетиками

13.11.2017  Ростовские вокзалы модернизируют к ЧМ-2018

10.11.2017  Первый полицейский парад состоялся в Ростове в День сотрудника органов внутренних дел

10.11.2017  Начальником муниципального казначейства Ростова назначена Татьяна Асатрян

10.11.2017  Специализированные футбольные классы появятся в Ростове в 2018 году

09.11.2017  Новым министром культуры Ростовской области стал Владимир Бабин

09.11.2017  Схема движения на южном подъезде к Ростову будет изменена с 11 по 18 ноября

09.11.2017  Движение на южном подъезде к Ростову откроется 18 ноября

09.11.2017  Главным архитектором Ростова стал Роман Илюгин

09.11.2017  Бесплатный Wi-Fi появится на «Ростов-Арене» и вдоль берега Дона

09.11.2017  Четыреста волонтеров наберут дополнительно к ЧМ-2018

08.11.2017  «Собачий патруль» собрал 2,5 миллиона рублей для Центра стерилизации собак в Ростове

08.11.2017  Международный аэропорт «Платов» откроется 27 ноября

03.11.2017  Три разбойника осуждены в Ростове на сроки от 8,5 до 11 лет за нападения на букмекеров

03.11.2017  Школьники побывали на экскурсии в типографии «Молот»

02.11.2017  Международный фестиваль студенческих театров пройдет в Ростове

01.11.2017  Кафедру теории журналистики ЮФУ расформировали

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 46 (1199) от 15.11.2017

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление № 1111 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 16.12.2014 № 1376 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону» (ред. от 04.08.2017)»

•  Постановление № 1116 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 № 1166 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» (ред. от 19.07.2017)»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Бюллетень № 509 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 20 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 510 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 22 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 26/Н о проведении конкурса на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов, который состоится 26 декабря 2017 г.

Публичные слушания

•  Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, 339а

Территориальная избирательная комиссия Советского района города Ростова-на-Дону

•  Сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, подлежащих обязательному опубликованию

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».