«Ростов официальный»

Людмила Скопцова: «Сколько буду жить, столько и буду писать!»

Надежда Баженова  № 36 (563) от 07.09.2005  ГОРОД ЖЕНЩИН
Людмила Савельевна Скопцова, член Союза художников РСФСР с 1958 года, участник зональных, республиканских и всесоюзных художественных выставок, а также выставок в Германии, Греции, Болгарии, Шотландии. Сейчас в выставочном зале Ростовской организации Союза художников РФ на ул. М. Горького открыта её персональная выставка.

— Ваша последняя персональная выставка прошла в Пухляковской картинной галерее в 2004 году. Почему именно там, и что она для вас значила?

— Для меня прошлый год был юбилейным, надо было его отметить. У нас с Семёном Сергеевичем в соседней с хутором Пухляковским станице Раздорской уже двадцать лет есть дача. (С.С. Скопцов — известный ростовский художник, муж Людмилы Савельевны, ушедший из жизни несколько лет назад — прим. автора), поэтому нам эта земля не чужая. Сотрудники Раздорского заповедника попросили сделать мою выставку именно у них, и отказать было невозможно.

— Вы ростовчанка и всю жизнь живёте в Ростове. Значит, вы помните Ростов военный и довоенный?

— Я и во время оккупации оставалась здесь, так что я помню его во всех вариантах. От Ростова довоенного осталось впечатление чего-то светлого. Жили мы в доме трамвайщиков на углу Пушкинской и переулка Крепостного. После того как мама умерла от туберкулёза, я воспитывалась у бабушки. Мы остались в Ростове из-за младшего бабушкина сына — Михаила, у которого также оказался туберкулёз. Он так и умер от этой болезни в конце 1942-го. Бабушка работала уборщицей в трамвайном депо. Так мы в оккупацию и выживали.

А рисовала я всегда, поэтому после восьми классов и пошла в Грековское училище. Послевоенное время было тяжёлым: и голодным, и холодным. Магазины не работали, и достать что-то для работы (кисти, краски) было очень трудно...

— Но доставали же?

— Ходили на «толкучку», которая была на месте нынешнего Дворца спорта. Туда кое-что выносили продавать, вот там и покупали. Помню, на первом курсе мы проходили технику акварели. И я пошла туда поискать хоть что-то. И вдруг вижу знакомую коробку с этикеткой «Ласточка». До войны это была лучшая акварель, и производили её в Ленинграде. Это было чудом посреди разрухи! Денег у меня не хватало, и продавец, узнав, кто я, и сам оказавшись художником, продал мне эту коробку за все мои наличные. С той поры я полюбила эти «толкучки», где всегда можно было встретить что-то неожиданное. Туда можно было ходить, как на выставку. Помню, купили мы там пенсне, монокль, которые потом подарили музею в Аксае.

— На вашей выставке много портретов. Почему?

— Я пишу всегда только того, кого хочу. Ну, насчёт знакомых и друзей, это объяснимо, а из незнакомых... Посмотрела на человека, чем-то он мне понравился, тогда и прошу его попозировать.

— А почему вы так часто обращаетесь к пейзажу? Причём пейзажу не городскому, а донскому?..

— Я очень люблю природу: наверное, это от каких-то дальних родственников. Ведь дачу в Раздорах мы покупали не для того, чтобы отдыхать, а чтобы во время работы на пленэре была крыша над головой. Всегда через пейзаж хочется передать свои чувства к тому месту, которое пишу и которое что-то задело в душе.

— И это у вас получается! Мне кажется, что лучшая работа в этом зале — это ваш «Крестьянский двор». С таким жанром, как пейзаж, всё понятно, а почему вы обращаетесь к натюрморту?

— Я всегда стремлюсь в каждый натюрморт вложить особое содержание: натюрморт — «мёртвая природа». Человека на полотне нет, но он должен здесь всё-таки присутствовать. Натюрморт «Не хлебом единым» посвящён Маяковскому: тут и «Окна РОСТа», и другие предметы, о своём хозяине говорящие.

— А эти яркие цветы в чью честь написаны?

— Год прошёл, как умер Семён Сергеевич, и Ростовский областной музей изобразительных искусств устроил день его памяти. Было много цветов. Мне помогли их довезти до дома. На следующий день рано утром я встала, зашторила все окна, зажгла свет, чтобы иметь весь день постоянное освещение, и весь день писала эти цветы. Натюрморт так и называется «Цветы для Семёна». Работа — это моя жизнь, я не могу не писать.

— В последнее время приходится слышать о кризисе такого вида искусства, как живопись. Ей сегодня надо определиться, для чего она существует. Уже давно появились такие технические средства, которые помогают запечатлеть тот же пейзаж, натюрморт без помощи живописца. Да и в семьях сейчас имеются фото-, а не живописные портреты предков. Как вы считаете, для чего сегодня существует живопись.

— Этим вопросом я не задавалась, но сколько буду жить, столько и буду писать. Вы можете сказать, что эти картины никому не нужны. Но они интересны и нужны прежде всего мне, потому что я получаю удовлетворение от самого процесса работы. Я счастливый человек, потому что всю свою жизнь занимаюсь тем, что мне нравится.

— В год 100-летия Шолохова не могу не спросить о вашей встрече с ним.

— Семён Сергеевич задумал картину «Шолохов среди земляков». К Михаилу Александровичу тогда ещё не пристал титул «великий». Это было в 1955 году. Мы приехали, а Шолохов — на охоте. Взялись за этюды к картине и написали довольно много ко времени его возвращения. Нас потом позвали к нему и предупредили, что Михаил Александрович улетает в Москву, так что особо задерживать его нельзя. Мария Петровна провела нас на второй этаж, где был кабинет. Дом мне показался небольшим. Это сейчас он, когда его обложили камнем, выглядит солидным. Шолохов спрашивал о том, почему выбор пал на него, а не на какого-нибудь другого известного советского писателя. Причём спрашивал совершенно искренне. Мы расставляем наши этюды к картине, её варианты и видим, что ему всё это нравится. Он так и говорит: «Мне нравится, что вы меня не делаете рассказчиком. Мы-то, писатели, всё больше слушатели».

А на картине у Семёна сам Шолохов на перевернутом баркасе сидит и слушает рыбаков. Вот так сидим мы, разговариваем в шолоховском кабинете, и я понимаю, что мы беседуем уже долго. Задержали, значит, всё-таки писателя. А тут ещё и завхоз из школы приходит, спрашивает насчёт катера, который Шолохов детям обещал подарить. «Так вот же он, — говорит Михаил Александрович, — у причала стоит. Берите!» Мы — прощаться, а Шолохов опять нас задерживает, расспрашивает о ростовских писателях. Когда стали спускаться вниз, Семён и говорит: «А я думал, что у вас дом посолиднее — всё-таки иностранные гости бывают!..» А Шолохов отвечает: «Небольшой, да ладный!»

— А это правда, что Семён Сергеевич учился вместе с Сергеем Корольковым, знаменитым скульптором и художником?

— Да, они учились вместе в училище. Интересный случай произошёл, когда Корольков поступал учиться. Его привёз в Ростов дядя. Привели будущего скульптора в класс на экзамен. Нужно было нарисовать стоящую там человеческую фигуру, с которой снята кожа, потому видны все мышцы, — есть такое учебное пособие. Все уже рисуют, а Корольков ходит-ходит, то с одной стороны подойдет, то с другой. А потом и говорит преподавателю: «А можно я пойду в коридор, там рисовать буду?» Тот удивился, но разрешил. Сергей взял бумагу, карандаш и ушёл. Рисунок его оказался абсолютно точным — такая у него была зрительная память.

— А кого ещё из «донской литературной роты» вы знали?

— Мы гостили и у Закруткина. Если Шолохов — писатель, то Виталий Александрович — настоящий художник! Он знал и ценил талант Королькова, и у него на столе стояла сделанная Сергеем Григорьевичем фигурка рыбака. В кабинете Закруткина по его собственным чертежам был сделан камин. Он водил нас по саду, где выращивал растения из семян, что привозил из зарубежных поездок, и с увлечением рассказывал о них. А потом потащил на крышу своего дома, чтобы показать открывающийся оттуда вид. Словом, помимо того, что хороший писатель, так ещё и художник в душе, настоящий художник. Познакомились мы и с Калининым. Дружу я с ним до сих пор.

— Вы сторонница реалистического направления в живописи...

— Прошу не путать с натурализмом, который никакого отношения к реализму не имеет.

— Принимаете ли вы искусство тех, кого принято называть авангардистами? Тех, кто пишет совсем в иной манере?

— Я смотрю на то, талантлив человек или нет. Если он талантлив, то в его искусстве, авангардное оно или нет, всегда можно найти что-то тебе близкое.

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ
Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

13.11.2017  «Ростовская транспортная компания» погасила долги перед энергетиками

13.11.2017  Ростовские вокзалы модернизируют к ЧМ-2018

10.11.2017  Первый полицейский парад состоялся в Ростове в День сотрудника органов внутренних дел

10.11.2017  Начальником муниципального казначейства Ростова назначена Татьяна Асатрян

10.11.2017  Специализированные футбольные классы появятся в Ростове в 2018 году

09.11.2017  Новым министром культуры Ростовской области стал Владимир Бабин

09.11.2017  Схема движения на южном подъезде к Ростову будет изменена с 11 по 18 ноября

09.11.2017  Движение на южном подъезде к Ростову откроется 18 ноября

09.11.2017  Главным архитектором Ростова стал Роман Илюгин

09.11.2017  Бесплатный Wi-Fi появится на «Ростов-Арене» и вдоль берега Дона

09.11.2017  Четыреста волонтеров наберут дополнительно к ЧМ-2018

08.11.2017  «Собачий патруль» собрал 2,5 миллиона рублей для Центра стерилизации собак в Ростове

08.11.2017  Международный аэропорт «Платов» откроется 27 ноября

03.11.2017  Три разбойника осуждены в Ростове на сроки от 8,5 до 11 лет за нападения на букмекеров

03.11.2017  Школьники побывали на экскурсии в типографии «Молот»

02.11.2017  Международный фестиваль студенческих театров пройдет в Ростове

01.11.2017  Кафедру теории журналистики ЮФУ расформировали

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 46 (1199) от 15.11.2017

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление № 1111 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 16.12.2014 № 1376 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону» (ред. от 04.08.2017)»

•  Постановление № 1116 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 № 1166 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» (ред. от 19.07.2017)»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Бюллетень № 509 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 20 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 510 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 22 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 26/Н о проведении конкурса на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов, который состоится 26 декабря 2017 г.

Публичные слушания

•  Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, 339а

Территориальная избирательная комиссия Советского района города Ростова-на-Дону

•  Сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, подлежащих обязательному опубликованию

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».