«Ростов официальный»

«Прежде чем проститься с жизнью — позвони!»

Нелли Гелезидинова  № 2 (529) от 12.01.2005  МОЗАИКА
«Прежде чем проститься с жизнью — позвони!»
За последние пять лет россияне стали звонить на телефон доверия в два раза чаще.

Мои приятельницы Ольга и Марина познакомились очень давно и общаются почти ежедневно, но ни разу не виделись. Оля называет Марину лучшей и единственной подругой. Однако сама она для Марины — одна из немногих. Как мне рассказала Марина, каждый вечер, ровно в десять часов Ольга набирает номер. Иногда трубку берёт не Марина. «Она сегодня не дежурит, — говорит незнакомый голос. — Если хотите, можете поговорить с кем-нибудь другим».

За последние пять лет россияне стали обращаться к телефонам доверия вдвое чаще: службы экстренной психологической помощи по телефону (так это называется официально) принимают более 2 миллионов звонков в год. Число центров за это же время возросло втрое. Специалисты объясняют это несколькими факторами: во-первых, в обществе появилась возможность обращения к психологам, а во-вторых, стало легче дозвониться.

Я позвонила в одну из этих «отзывчивых услуг» и узнала много нового. У телефонистов-психологов горячая пора: ежегодно в конце года кризисные центры, в том числе и центры психологической помощи по телефону, проводят международную акцию «16 дней против насилия». На телефон доверия звонят взрослые и дети, вполне успешные мужчины и изнасилованные женщины, наркоманы и ВИЧ-инфицированные. Возраст тоже самый разный. «Нам звонят и 5-летние малыши, и 85-летние старики», — уточнила Ольга Федотова, президент Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи (РАТЭПП), в одном из интервью. А по словам телефонистки-психолога ростовского телефона доверия, чаще всего за помощью обращаются подростки и люди среднего возраста. Работницы центра считают, что их основная задача — слушать. «Опыт показывает, что человек знает, как нужно поступить, — объясняет Елена Алексеева (девушка, с которой я общалась и задавала вопросы, позвонив по одному из ростовских телефонов доверия), — просто это знание сидит где-то глубоко внутри. Мы, консультанты, как раз и должны помочь ему выпустить это знание наружу».

Первая телефонная служба психологической помощи появилась в Великобритании в начале 1950-х г. Английский священник Чад Вара опубликовал в газете свой телефон с припиской: «Прежде чем уйти из жизни, позвони». Через три года в Европе уже было около 3 000 подобных служб. Первая российская служба появилась в Москве в 1981 году при кризисно-суицидальном центре для подростков. Сейчас телефоны доверия существуют во всех российских регионах.

На Западе, как правило, службы телефонной помощи создаются при общественных организациях или религиозных общинах. В каждой службе есть штаб из 4-5 организаторов и волонтёры-консультанты, которые, собственно, и отвечают на звонки. В России почти все службы государственные: из 235 существующих только 13 созданы на общественных началах. «В России в настоящее время невозможно широкое развитие волонтёрского движения, — говорит Елена Алексеева. — У нас люди вынуждены зарабатывать деньги, чтобы прокормить себя и свою семью. Им нужны деньги, чтобы выжить». По её словам, в том, что службы курируются государственными органами, есть и свои плюсы: бесплатное помещение, «хоть небольшая, но зарплата» и информационно-методическая поддержка. В Минздраве и Минтруде даже существуют нормативные и методические документы о создании телефонов доверия, хотя и носят рекомендательный характер. Собственные телефоны доверия организовали МВД и МЧС, однако сюда чаще звонят не за психологической помощью, а чтобы сообщить о преступлении или получить справку о работе министерств. Существуют специализированные телефоны доверия: для женщин, подвергающихся насилию, для детей и подростков, для ВИЧ-инфицированных, для наркозависимых и их близких и т.д. Всего специализированных служб чуть больше 50. «На самом деле, — уверяет Елена Алексеева, — это разделение достаточно формально: в общем специалисты везде одинаковые. В любом случае, если, например, наркоман позвонит в «женскую службу», с ним всё равно поговорят, никто ему не скажет: «Вы ошиблись номером».

Моя подруга Ольга — постоянный клиент ростовских телефонов доверия. Она звонит сюда с небольшими перерывами уже почти 8 лет. Первый раз позвонила после развода родителей, ей тогда было 14 лет. «Очень мне помогли, — рассказала Ольга. — Просто хотелось с кем-то поговорить, рассказать о том, что случилось. А у подружек на уме были только мальчики...». А через год Ольгу изнасиловали, с тех пор она звонит на телефон доверия практически ежедневно: «Сначала рассказывала о проблемах, а потом просто привыкла к этому общению и теперь уже без этого не могу». Телефонистка Марина Томина знает об Ольге всё: как она не смогла поступить в институт, как поссорилась со своим первым молодым человеком, как её выгнали с работы за опоздание, как в 19 лет она сделала аборт. «Потом она стала звонить не с конкретным вопросом, а просто так, — рассказывает Марина. — Сейчас мы болтаем обо всём на свете: о шмотках, политике, погоде. Я знаю, что Оле это необходимо, да и я за эти годы полюбила её». Тем не менее для Марины это только работа: все Олины предложения встретиться лично она отвергала.

Говорить об Ольге Марина Томина согласилась, только получив предварительно её согласие: консультанты обязаны хранить в тайне всё, что им доверяют звонящие. В службах принципиально нет определителей номеров и тем более записывающих устройств. Даже если звонок поступает от потенциального преступника, сотрудники не имеют права передавать эту информацию в милицию, психологи так же, как, например, священники или адвокаты, не имеют права разглашать полученную информацию. «Это один из самых сложных моментов в нашей профессии — призналась мне Лена Алексеева, консультант общего телефона доверия, — иногда человеческие чувства должны быть подавлены профессиональным цинизмом». Лена рассказала мне, как ей пришлось успокаивать педофила, который хотел покончить с собой, потому что ему «отказал» 8-летний мальчик. «Может быть, это у нас шутники такие, — сказала она. — Но в любом случае всё это от нехватки общения».

Психологи также объясняют потребность в телефонах доверия синдромом тотального одиночества. Зачастую чужой человек может помочь лучше, чем самый близкий. Когда говоришь с родственником, уже подсознательно боишься его расстроить, показаться слабым. А на человека, чьего лица ты никогда не видел, можно «вылить» всё. Я спросила у Марины, почему она не может приходить ко мне каждый вечер и рассказывать всё наболевшее с глазу на глаз, в душевной обстановке, за чашкой чая и с «жилеткой», в которую при случае можно поплакаться. На что она ответила: «Знаешь, Нель, ведь у тебя есть лучшая подруга, свои дела, и я боюсь, что ты меня не всегда будешь понимать, а тем более с глазу на глаз я не смогу рассказать всего... Понимаешь? А иногда мне кажется, что я сойду с ума, если не расскажу ВСЕГО кому-то».

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ
Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

13.11.2017  «Ростовская транспортная компания» погасила долги перед энергетиками

13.11.2017  Ростовские вокзалы модернизируют к ЧМ-2018

10.11.2017  Первый полицейский парад состоялся в Ростове в День сотрудника органов внутренних дел

10.11.2017  Начальником муниципального казначейства Ростова назначена Татьяна Асатрян

10.11.2017  Специализированные футбольные классы появятся в Ростове в 2018 году

09.11.2017  Новым министром культуры Ростовской области стал Владимир Бабин

09.11.2017  Схема движения на южном подъезде к Ростову будет изменена с 11 по 18 ноября

09.11.2017  Движение на южном подъезде к Ростову откроется 18 ноября

09.11.2017  Главным архитектором Ростова стал Роман Илюгин

09.11.2017  Бесплатный Wi-Fi появится на «Ростов-Арене» и вдоль берега Дона

09.11.2017  Четыреста волонтеров наберут дополнительно к ЧМ-2018

08.11.2017  «Собачий патруль» собрал 2,5 миллиона рублей для Центра стерилизации собак в Ростове

08.11.2017  Международный аэропорт «Платов» откроется 27 ноября

03.11.2017  Три разбойника осуждены в Ростове на сроки от 8,5 до 11 лет за нападения на букмекеров

03.11.2017  Школьники побывали на экскурсии в типографии «Молот»

02.11.2017  Международный фестиваль студенческих театров пройдет в Ростове

01.11.2017  Кафедру теории журналистики ЮФУ расформировали

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 46 (1199) от 15.11.2017

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление № 1111 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 16.12.2014 № 1376 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону» (ред. от 04.08.2017)»

•  Постановление № 1116 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 № 1166 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» (ред. от 19.07.2017)»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Бюллетень № 509 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 20 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 510 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 22 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 26/Н о проведении конкурса на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов, который состоится 26 декабря 2017 г.

Публичные слушания

•  Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, 339а

Территориальная избирательная комиссия Советского района города Ростова-на-Дону

•  Сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, подлежащих обязательному опубликованию

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».