«Ростов официальный»

Ростовский транспорт: как в городе появилась и исчезла конная железная дорога

Александр Луцик  № 34 (1187) от 23.08.2017  ИСТОРИЯ
Ростовский транспорт: как в городе появилась и исчезла конная железная дорога
Две знаменательные для донской столицы даты — 150 лет первому общественному транспорту (в 1867 году по Большой Садовой начали движение омнибусы — конные экипажи «для всех») и 130-летие конно-железной дороги (1887 год), предшественнице ростовского трамвая, исполняется в 2017 году. Именно от них берёт начало становление городского общественного транспорта.

Давно уже нет в живых свидетелей рождения городского транспорта, но остаются люди, которые буквально по крупицам собирали исторические документы, позволяющие воссоздать картину превращения захолустья, каким был Ростов в середине XIX века, в цивилизованный город. Один из таких летописцев — Геннадий БЕЛЕНЬКИЙ, ростовский журналист и краевед, автор 16 книг, в том числе по истории городского пассажирского транспорта. Корреспондент «РО» попросил Геннадия Леонидовича рассказать о событиях, связанных с появлением в Ростове первого общественного транспорта.

— Хочу заметить, что сохранилось не так много документальных материалов по данной теме, — говорит Геннадий Беленький. — Но благодаря тому, что в своё время большую исследовательскую работу в этом направлении провела бывший сотрудник Ростовского краеведческая музея Ирина Борохова, удалось в общих чертах восстановить те события. Статьями и материалами Ирины Бороховой я пользовался при написании книги «Маршрутом из прошлого в будущее (История городского пассажирского транспорта Ростова-на-Дону)» в соавторстве с Н.Н. Редьковым.

— С чего же всё начиналось?

— 60-е годы позапрошлого столетия имели особенное значение в истории нашего года. Крупнейшими преобразованиями Ростов обязан тогдашнему городскому голове Андрею Матвеевичу Байкову. Общественный транспорт — его детище.

До Байкова (он вступил в должность городского головы в 1863 году) в Ростове не было не только своего транспорта, но и нормальных дорог. Функцию перевозчиков по бездорожью выполняли извозчики, а богатые люди имели собственные экипажи. Сам же город был таким, что из конца в конец можно было пройти за 20-30 минут.

Особенностью Ростова было то, что всего в двух километрах от него располагался армянский город Нахичевань. С каждым годом укреплялись экономические и культурные связи между двумя городами, люди всё активнее перемещались.

— Значит, потребность в общественном транспорте возникла объективно?

— Да, но нужны были условия для организации регулярного движения. Первая попытка была сделана ещё в 1864 году, когда открылось маршрутное движение фаэтонов (двухместных конных экипажей) между Ростовом и станцией Аксайской (через Нахичевань). Тогда первая на Дону железная дорога была проложена от Грушевских рудников (ныне город Шахты) через Новочеркасск до станицы Аксайской и не доходила до Нахичевани и Ростова. Маршрутные фаэтоны привозили пассажиров в Аксай к прибытию поездов. Но в весеннюю и осеннюю распутицу при фактическом отсутствии дорог совершать такие поездки было весьма проблематично.

Благодаря усилиям Андрея Байкова в 1867 году была шоссирована главная дорога, ведущая из Ростова в Нихичевань (по Большой Садовой у нас и Первой Соборной — в Нахичевани). Апробирование дороги состоялось 12 ноября, и тогда же по ней впервые проехали омнибусы и «линейки», которые можно было уже назвать городским общественным транспортом.

— Что представляли собой эти транспортные средства?

— Омнибус (в переводе с латинского «для всех») — закрытый экипаж, запряжённый двумя лошадьми, в котором помещались 8-10 пассажиров. Стоимость проезда на ростовском омнибусе по городу составляла 5 копеек. А «линейка», в отличие от омнибуса, была открытым экипажем, и проезд в ней стоил в два раза дешевле. Пассажиры сидели на продольной по ходу движения скамье по 4 человека с каждой стороны спинами друг к другу и лицами к тротуару. Кучер размещался впереди, вне «салона».

Весь этот транспорт находился в частной собственности, и за право эксплуатировать свой экипаж хозяин платил городским властям установленный сбор.

Любопытен и такой отмеченный историками факт: остановки первого общественного транспорта на Большой Садовой размещались примерно в тех же местах, что и сегодня.

Новый толчок к развитию городского общественного транспорта был дан уже через год: в 1868 году в Ростов по железной дороге, протянутой вдоль реки Дон от Аксая, прибыл первый поезд, и началось формирование ростовского железно­дорожного узла. А уже в 1875 году открылась Ростово-Владикавказская железная дорога с вокзалом на станции «Ростов-Главный» и первым железнодорожным мостом через Дон. Омнибусы и «линейки» уже не справлялись с возросшим в этих условиях пассажиропотоком, и городские власти начали задумываться о строительстве конно-железной дороги.

— Как реализовалась идея перевода на рельсы городского транспорта?

— Исторические документы свидетельствуют, что не так всё было просто, и потребовались годы, чтобы эту идею осуществить. Был длительный период размышлений: а нужна ли конка Ростову?

И тут более активную позицию заняли нахичеванцы, которые стремились максимально облегчить условия своего проезда в Ростов. Именно нахичеванские власти сразу после открытия железнодорожной станции в Ростове инициировали прокладку конки от центра города Нахичевань по первой Соборной улице, а далее — по Большой Садовой в Ростове до вокзала станции «Ростов-Главный» и на протяжении нескольких лет упорно продвигали проект.

Только в 1885 году на заседании Ростовской городской Думы вопрос о строительстве конки был решён. В том же году в Санкт-Петербурге в присутствии городского головы Ростова Андрея Байкова был подписан договор с одним из банков на финансирование предприятия.

Немецкие, а затем бельгийские концессионеры, реализуя проект конки, приняли решение установить европейскую колею, то есть шириной 1435 мм, чтобы без проблем поставлять в Ростов европейские вагоны, в том числе и подержанные.

Забегая вперёд, отмечу, что такая колея сохранилась впоследствии и для ростовского трамвая, что отличает его от большинства других городов России, где колея несколько меньше.

Проект конки в Ростове предусматривал на первом этапе прокладку пассажирских путей длиной около 13 верст (14 километров), а также подъездных путей к коночному парку, складам и крупным магазинам. По главной линии, проходящей по Большой Садовой и Богатяновскому переулку, предусматривалась прокладка двухколейного пути, по остальным линиям — одноколейного с разъездами.

Контрактом с концессионерами было оговорено, что первой должна быть построена линия конки по Большой Садовой улице — от Темерника до Покровской (Крепостной) церкви.

Работы были организованы Бельгийским акционерным обществом Ростовских-на-Дону конно-железных дорог. Обустройство путей предполагалось завершить к 1 мая 1887 года, а в сентябре того же года открыть движение конки.

Однако устроители досрочно справились с заданием — 30 августа 1887 движение конки по первой линии было открыто.

— Как ростовчане восприняли это событие?

— Оно вылилось в большой городской праздник. Местные газеты писали тогда, что открытие в Ростове конно-железной дороги имеет «великое значение в истории города».

По воспоминаниям очевидцев, начало движения конки (а 30 августа пришлось на воскресенье) представляло собой красочное праздничное зрелище: от Темерницкого моста к Богатяновскому переулку вереницей двигались заполненные пассажирами вагончики, украшенные русскими и бельгийскими флагами. В городском парке играл оркестр. По всей Большой Садовой до позднего вечера толпился народ. Вечером был организован фейерверк.

Уже к концу 1888 года в Ростове действовали четыре линии конки.

Из Бельгии в Ростов было доставлено 40 пассажирских вагонов конки — по 20 открытых (на 28 мест) и закрытых (на 24 места). Вагоны были тяжёлые, с металлическими колёсами, как у будущих трамваев. Двигались они по рельсам с помощью пары лошадей, управляемых кучером. Вагоны были снабжены фонарями и звонками. Плата за проезд кондуктору составляла 3 копейки — дешевле, чем в омнибусе.

— Были ли у ростовской конки какие-то характерные особенности?

— Отмечу такую интересную деталь. На Таганрогском проспекте (ныне — Будённовский), возле театра Асмолова (рядом с нынешним Домом офицеров), был такой крутой рельеф, что две лошади не справлялись с подъёмом вагона. Здесь конка останавливалась, и к вагону подпрягали дополнительную лошадь, стоявшую наготове. На верхней точке подъёма эту лошадь распрягали и возвращали на прежнее место ожидать следующий вагон.

Именно из-за большого числа крутых подъёмов и спусков в Ростове отказались применять «конку с империалами» — то есть двухэтажные вагоны, которые пользовались большой популярностью в Москве и других городах России. Пришлось ограничиться облегчёнными вагончиками.

— Когда конка объединила Ростов с Нахичеванью?

— Открытие участка дороги, объединившего два города, состоялось 9 мая 1890 года, а регулярное движение конки началось 16 августа того же года. Это была первая и единственная в России междугородняя конка.

К концу XIX века вагонный парк конки изрядно устарел, новые вагоны не поступали, и ростовчане всё чаще жаловались в городскую управу на работу городского транспорта. К тому же во многих городах России уже начали эксплуатировать электрические вагоны — трамваи.

В 1898 году концессионерами принимается решение о перестройке конки в электрический трамвай, и 2 января 1902 года в Ростове было открыто трамвайное движение по тем же самым колеям.

Началась эра городского электротранспорта. Первыми улицами, на которых зазвучали трамвайные звонки, стали Большая Садовая, Почтовая, Романовская, Таганрогский и Большой проспекты. Вскоре была электрифицирована конка и в соседнем городе — Нахичевани, и первый в России междугородный электрический трамвай начал свою работу.

На снимках: Геннадий Беленький; конка на Таганрогском (Будённовском) проспекте; кучер ростовской конки; транспорт старого Ростова

Фото Василия Редько и из книги Г.Л. Беленького и Н.Н. Редькова «Маршрутом из прошлого в будущее»

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя

Запрещены комментарии,
содержащие нецензурные
выражения и противоречащие
законодательству РФ.
Флуд и спам также
не приветствуются.

Все поля обязательны
к заполнению.

E-mail

Введите цифры с картинки:

 
«Ростов официальный» Реклама в газете «Ростов официальный»
«Ростов официальный»
  • НОВОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ

22.11.2017  Старейший сотрудник Южного федерального университета отмечает 95-летний юбилей

15.11.2017  Десять новых подъемников для инвалидов-колясочников появятся в подземных переходах Ростова

15.11.2017  Продажа билетов на ЧМ-2018 возобновится 16 ноября

15.11.2017  Творческая встреча с известным кукловодом Александром Василенко пройдет в Ростове

13.11.2017  «Ростовская транспортная компания» погасила долги перед энергетиками

13.11.2017  Ростовские вокзалы модернизируют к ЧМ-2018

10.11.2017  Первый полицейский парад состоялся в Ростове в День сотрудника органов внутренних дел

10.11.2017  Начальником муниципального казначейства Ростова назначена Татьяна Асатрян

10.11.2017  Специализированные футбольные классы появятся в Ростове в 2018 году

09.11.2017  Новым министром культуры Ростовской области стал Владимир Бабин

09.11.2017  Схема движения на южном подъезде к Ростову будет изменена с 11 по 18 ноября

09.11.2017  Движение на южном подъезде к Ростову откроется 18 ноября

09.11.2017  Главным архитектором Ростова стал Роман Илюгин

09.11.2017  Бесплатный Wi-Fi появится на «Ростов-Арене» и вдоль берега Дона

09.11.2017  Четыреста волонтеров наберут дополнительно к ЧМ-2018

08.11.2017  «Собачий патруль» собрал 2,5 миллиона рублей для Центра стерилизации собак в Ростове

08.11.2017  Международный аэропорт «Платов» откроется 27 ноября

03.11.2017  Три разбойника осуждены в Ростове на сроки от 8,5 до 11 лет за нападения на букмекеров

03.11.2017  Школьники побывали на экскурсии в типографии «Молот»

02.11.2017  Международный фестиваль студенческих театров пройдет в Ростове

все новости

Только в «РО» публикуется бюллетень местного самоуправления, документы, необходимые для работы руководителей предприятий разных видов собственности.

Предлагаем воспользоваться электронной подпиской. Цифровая копия свежего номера газеты вместе с приложением (бюллетень местного самоуправления) высылается на электронный адрес подписчика в день выхода газеты.

Документы, перечень которых
приведен ниже, опубликованы в приложении к печатной версии
газеты «Ростов официальный»,
№ 46 (1199) от 15.11.2017

Администрация города Ростова-на-Дону

•  Постановление № 1111 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 16.12.2014 № 1376 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону» (ред. от 04.08.2017)»

•  Постановление № 1116 от 09.11.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 № 1166 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» (ред. от 19.07.2017)»

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

•  Бюллетень № 509 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 20 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 510 Д о проведении открытого аукциона, который состоится 22 декабря 2017 г.

•  Бюллетень № 26/Н о проведении конкурса на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов, который состоится 26 декабря 2017 г.

Публичные слушания

•  Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» для земельного участка, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, 339а

Территориальная избирательная комиссия Советского района города Ростова-на-Дону

•  Сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, подлежащих обязательному опубликованию

© 1994-2017 МУП «Ростов официальный». Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка
на «Ростов официальный» обязательна. На сайте публикуются не все материалы «Ростова официального». Для получения публикаций в полном объеме воспользуйтесь
платной подпиской. Материалы, помеченные знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Перед заполнением каких-либо форм на сайте предлагаем ознакомиться с политикой обработки персональных данных. Дизайн, разработка и поддержка сайта – МУП «Ростов официальный».